Административное расследование – что это, как проводится и с какими целями

Статья на тему: "Административное расследование – что это, как проводится и с какими целями" от профессионалов для людей. Если у вас возникнут вопросы, то можете их задать дежурному специалисту.

Статья 28.7. Административное расследование

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 29 июня 2009 г. N 133-ФЗ в статью 28.7 настоящего Кодекса внесены изменения

Статья 28.7. Административное расследование

См. комментарии к статье 28.7 КоАП РФ

Информация об изменениях:

Часть 1 изменена с 27 июля 2020 г. — Федеральный закон от 26 июля 2019 г. N 219-ФЗ

Часть 1 изменена с 23 ноября 2019 г. — Федеральный закон от 12 ноября 2019 г. N 371-ФЗ

Часть 1 изменена с 18 марта 2019 г. — Федеральный закон от 18 марта 2019 г. N 27-ФЗ

2. Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

3. В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные настоящим Кодексом, о чем делается запись в определении.

3.1. Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

4. Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 28 декабря 2009 г. N 380-ФЗ часть 5 статьи 28.7 настоящего Кодекса изложена в новой редакции, вступающей в силу по истечении 90 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

5. Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 ноября 2013 г. N 311-ФЗ часть 5 статьи 28.7 настоящего Кодекса дополнена пунктом 4

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

5.1. Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с частью 5 настоящей статьи руководителем или его заместителем.

5.2. Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

6. По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Административное расследование: понятие, этапы, сроки проведения. (ст.28.7)

Административное расследование— совокупность процессуальных действий, проведение которых требуется для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых в свою очередь для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Этапы:

1)возбуждение дела и принятие решения о начале АР;

2)установление фактических обстоятельств:

-отбор проб и образцов;

-показания спец. тех. ср-в;

-направление запросов и поручений;

-осмотр помещений и территорий;

4)направление материалов для рассмотрения.

Сроки:не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;

Читайте так же:  Куда можно подать заявление на развод

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев;

4) решением руководителя вышестоящего органа по делам о незаконной организации и проведении азартных игр — на срок до шести месяцев.

Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются:

  • Дата и место составления определения,
  • Должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение,
  • Повод для возбуждения дела об административном правонарушении,
  • Данные, указывающие на наличие события административного правонарушения,
  • Статья КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение.

При вынесении данного процессуального документа физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено.

АР проводится в случае выявления административных правонарушений в областях законодательства и при необходимости:

  • Проведения экспертизы;
    или
  • Проведения иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат.

Решение о проведении АР принимается одновременно с решением о возбуждении дела об административном правонарушении:

  • Должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения;
  • Прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10071 —

| 7513 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

71. Административное расследование.

Административное расследование — представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных на то должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Составлению протокола об административном правонарушении может предшествовать административное расследовании на основании определения, вынесенного должностным лицом, уполномоченным составлять такой протокол за предусмотренные КоАП РФ административные правонарушения: монопольного, валютного законодательства, законодательства о защите прав потребителей, охраны окружающей среды, пожарной безопасности, дорожного движения и на транспорте и др. (ст. 28.7 КоАП РФ).

[1]

Административное расследование проводится, если осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат, по месту совершения или выявления административного правонарушения.

Его срок не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении, который в исключительных случаях может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок до одного месяца, а по делам о нарушении таможенных правил — на срок до шести месяцев.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела о нем. Протокол (постановление прокурора) направляется субъекту административной юрисдикции, уполномоченному рассматривать дело, в течение суток с момента его составления. Протокол (постановление прокурора) об административном правонарушении, влекущем административный арест, передается на рассмотрение судье немедленно после его составления (вынесения).

Решение о возбуждении дела об адм. правонарушении и проведении адм. расследования принимается д/л, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 настоящего Кодекса составлять протокол об адм. правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения адм. правонарушения.

В определении о возбуждении дела об адм. правонарушении указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об адм. правонарушении, данные, указывающие на наличие события адм. правонарушения, статья настоящего Кодекса либо закона субъекта РФ, предусматривающая адм. ответственность за данное адм. правонарушение.

Адм. расследование проводится по месту совершения или выявления адм. правонарушения.

72. Рассмотрение дела об административном правонарушении.

Статья 29.7. КОАП РФ:

1. При рассмотрении дела об административном правонарушении:

1) объявляется, кто рассматривает дело, какое дело подлежит рассмотрению, кто и на основании какого закона привлекается к административной ответственности;

2) устанавливается факт явки физического лица, или законного представителя физического лица, или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, за исключением случаев, предусмотренных частью 3 статьи 28.6 настоящего Кодекса, а также иных лиц, участвующих в рассмотрении дела;

3) проверяются полномочия законных представителей физического или юридического лица, защитника и представителя;

4) выясняется, извещены ли участники производства по делу в установленном порядке, выясняются причины неявки участников производства по делу и принимается решение о рассмотрении дела в отсутствие указанных лиц либо об отложении рассмотрения дела;

5) разъясняются лицам, участвующим в рассмотрении дела, их права и обязанности;

6) рассматриваются заявленные отводы и ходатайства;

7) выносится определение об отложении рассмотрения дела в случае:

а) поступления заявления о самоотводе или об отводе судьи, члена коллегиального органа, должностного лица, рассматривающих дело, если их отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

б) отвода специалиста, эксперта или переводчика, если указанный отвод препятствует рассмотрению дела по существу;

Читайте так же:  Порядок привлечения к ответственности за разглашение персональных данных гражданина

в) необходимости явки лица, участвующего в рассмотрении дела, истребования дополнительных материалов по делу или назначения экспертизы;

8) выносится определение о приводе лица, участие которого признается обязательным при рассмотрении дела, в соответствии с частью 3 статьи 29.4 настоящего Кодекса;

9) выносится определение о передаче дела на рассмотрение по подведомственности в соответствии со статьей 29.5 настоящего Кодекса.

2. При продолжении рассмотрения дела об административном правонарушении оглашается протокол об административном правонарушении, а при необходимости и иные материалы дела. Заслушиваются объяснения физического лица или законного представителя юридического лица, в отношении которых ведется производство по делу об административном правонарушении, показания других лиц, участвующих в производстве по делу, пояснения специалиста и заключение эксперта, исследуются иные доказательства, а в случае участия прокурора в рассмотрении дела заслушивается его заключение.

3. В случае необходимости осуществляются другие процессуальные действия в соответствии с настоящим Кодексом.

Пробелы в правовом регулировании административного расследования

Щеколодкин А.Н., начальник отдела правового обеспечения Управления Россельхознадзора по Чувашской Республике, кандидат юридических наук.

Что касается проведения экспертизы в ходе производства по делам об административных правонарушениях, то в целом этот институт урегулирован нормами административно-процессуального права достаточно полно. Хотя и здесь встречается ряд неоднозначностей в формулировках норм, а также пробелов, правда, не относящихся к теме настоящей статьи.

«Иные» же процессуальные действия, требующие значительных временных затрат при проведении административного расследования, нуждаются в легальном толковании. И толкование было дано в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» : административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2005. N 6.

В соответствии с приведенным толкованием целью проведения экспертизы является получение сведений, необходимых для установления обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование и процессуальное оформление. Однако экспертиза лишь одно из ряда действий, направленных на получение необходимых сведений. Как видно из текста данного Постановления Пленума Верховного Суда РФ, в ходе расследования требуется установить потерпевших, свидетелей, провести допросы лиц, проживающих в другой местности (разумеется, если перечисленные участники производства по делу выявлены в ходе расследования).

Видео (кликните для воспроизведения).

Однако упоминание о допросе лиц, проживающих в другой местности, сразу же наводит на вопросы: на основании чего и каким образом проводить эти допросы? В действующем КоАП РФ нет не только процессуальных норм, определяющих порядок проведения допросов, но ни разу не упоминается и само понятие «допрос». Лишь дважды встречается понятие «опрос» применительно к процедуре опроса несовершеннолетнего свидетеля. При этом по смыслу статьи 25.6 КоАП РФ опрос свидетелей проводится субъектами административной юрисдикции на процессуальных стадиях рассмотрения дела либо рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении. Хотя (и это следует подчеркнуть особо) существует насущная потребность в более детальном правовом регулировании как нормами процессуального, так и нормами материального права института допроса лиц, являющихся участниками производства по делу об административном правонарушении, осуществляемого в форме административного расследования. Необходимо ввести это понятие в действующее административное законодательство и тщательным образом урегулировать взаимосвязи процессуальных норм, направленных на реализацию этого административно-правового института.

Бюллетень Верховного Суда РФ. 2006. N 3.

Предусмотреть в законах все разнообразие документов, содержащих необходимые сведения, которые могут быть признаны доказательствами при рассмотрении дел об административных правонарушениях, практически невозможно.

Таким образом, во многих случаях фактически отсутствует возможность привлечения к ответственности за непредставление сведений (информации). В то же время получить эти доказательства в рамках административного расследования в принудительном порядке (подобно тому, как это осуществляется при выемке документов при проведении предварительного расследования) практически невозможно. Несмотря на то что административным законодательством предусмотрен институт изъятия вещей и документов, имеющих значение доказательств по делу об административном правонарушении и обнаруженных на месте совершения административного правонарушения либо при осуществлении досмотров, правовой механизм осуществления подобного изъятия (рассматриваемого как мера административного принуждения, т.е. осуществляемая в ходе административного расследования в принудительном порядке) в законодательстве отсутствует. В то же время выемка как следственное действие урегулирована управомочивающими нормами уголовно-процессуального законодательства, прямо наделяющими следователей и дознавателей полномочиями по принудительному изъятию предметов, ценностей или документов (ч. 5 ст. 183 Уголовно-процессуального кодекса РФ).

Из вышеизложенного видно, что должностные лица, расследующие правонарушения в рамках дел, производство по которым осуществляется в форме административного расследования, фактически не располагают реальными полномочиями по истребованию (получению) необходимых сведений (дополнительных материалов, в том числе документов) для использования их в качестве доказательств по делу. Кроме того, анализ субъектного состава лиц, уполномоченных в соответствии со статьей 26.10 выносить определения об истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, приводит к однозначному выводу: определения об истребовании сведений могут быть вынесены лишь на процессуальной стадии подготовки к рассмотрению дела либо на стадии рассмотрения дела об административном правонарушении, так как судьи, будучи уполномоченными осуществлять производство по делам об административных правонарушениях, тем не менее не включены в состав субъектов административной юрисдикции, уполномоченных принимать решение о проведении административного расследования и непосредственно проводить расследование.

Однако несмотря на все вышеперечисленные пробелы и недостатки норм административно-процессуального права, проблему с отсутствием в КоАП РФ механизма истребования сведений в ходе административного расследования можно устранить следующим образом.

Читайте так же:  Процедура получения гражданства болгарии

Во-первых, включить в перечень субъектов права, уполномоченных выносить определения об истребовании сведений (ст. 26.10), должностных лиц, проводящих административное расследование, так как по смыслу указанной статьи сведения, необходимые для разрешения дела, истребуются, как уже было отмечено выше, на процессуальных стадиях подготовки к рассмотрению, рассмотрения дела и при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении, а вовсе не на стадии административного расследования. Кроме того, необходимость внесения указанного дополнения вызвана тем, что должностные лица (в первую очередь рядовые инспекторы), обладающие полномочиями по возбуждению дел об административных правонарушениях и проведению расследований, в отличие от судей и других субъектов административной юрисдикции, перечисленных в статье 26.10, как правило, не обладают полномочиями по рассмотрению дел, т.е. не осуществляют производство на стадиях подготовки к рассмотрению, рассмотрения или при подготовке к рассмотрению жалобы на постановление по делу об административном правонарушении.

Во-вторых, во избежание возможных злоупотреблений служебным положением со стороны должностных лиц, проводящих административные расследования, при истребовании сведений, необходимых для разрешения дела, а также в целях недопущения нарушений прав и законных интересов как лиц, в отношении которых возбуждены дела об административных правонарушениях, так и иных организаций, располагающих необходимыми сведениями, включить в нормы статьи 26.10 требование об обязательном мотивировании определений об истребовании сведений.

В завершение необходимо добавить: обозначенные выше правовые проблемы выявлены не в результате научных исследований действующего административного законодательства, а в ходе правоприменительной деятельности и лишь впоследствии были изучены и проанализированы с теоретической точки зрения. К сожалению, формат данной статьи не позволяет включить в нее хотя бы краткие обзоры всех дел об административных правонарушениях, судебные решения по которым однозначно подтверждают необходимость устранения указанных пробелов в правовом регулировании административного расследования.

Административное расследование

В. Хорьков, доцент Российского государственного университета им. И. Канта, кандидат юридических наук.

Действующий КоАП РФ закрепил важный процессуальный институт — административное расследование. Однако не все его аспекты получили законодательное закрепление.

Включение в КоАП относительно нового для законодательства понятия административного расследования, безусловно, способствует сближению административного процесса с уголовным. И это реальность.

Существенный недостаток КоАП в том, что он не дает понятия административного расследования. Представляется, в нем необходимо раскрыть содержание некоторых терминов, в том числе «административного расследования». Целесообразно в этой связи использовать опыт белорусского законодателя. В Кодексе Республики Беларусь об административных правонарушениях от 21 апреля 2003 г. дано толкование основных используемых терминов.

В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 24 марта 2005 г. N 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» предпринята попытка раскрыть понятие «административное расследование». Оно представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных на то должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Следовательно, в ч. 1 ст. 28.7 КоАП названо только одно процессуальное действие — экспертиза, в то же время в ч. ч. 1 и 2 ст. 29.7 дан обширный перечень процессуальных действий, который к тому же не закрытый. Такая позиция законодателя представляется нелогичной.

В практике возникает немало вопросов, связанных с назначением и проведением административного расследования. Так, Ж. Жирова справедливо ставит вопрос, возможно ли назначение и проведение административного расследования по правонарушениям, не указанным в ст. 28.7 Кодекса (административные правонарушения в области охраны собственности, в промышленности, строительстве, энергетике, сельском хозяйстве, ветеринарии и др.) . Представляется, назначение и проведение административного расследования обязательно лишь по тем правонарушениям, которые указаны в ч. 1 ст. 28.7 КоАП, но при непременном условии — осуществление экспертизы или иных процессуальных действий.

Ж. Жирова. Роль прокуратуры в надзоре за исполнением законодательства об административных правонарушениях // Законность. 2003. N 8. С. 8.

Следует заметить, что «неприкосновенный» перечень административных правонарушений, по которым назначается административное расследование, давно перестал быть таковым. Законодатель начиная с октября 2002 г. неоднократно дополнял новыми видами административных правонарушений перечень административных правонарушений, по которым проводится административное расследование.

Тем не менее правоприменителю необходимо при назначении административного расследования руководствоваться перечнем административных правонарушений, который дан в ч. 1 ст. 28.7 КоАП, и не выходить за его рамки.

Административное расследование — процессуальный правовой институт, регулируемый исключительно КоАП. В этой связи недопустимо регулирование административного расследования законами субъектов Федерации. Так, ст. 20.6 Кодекса Вологодской области «Об административных правонарушениях» от 17 февраля 2003 г. содержит следующую норму: «В случаях, если после выявления административного правонарушения возникает необходимость в проведении экспертизы или иных процессуальных действий, требующих значительных временных затрат, проводится административное расследование в соответствии со статьей 28.7 Кодекса Российской Федерации «Об административных правонарушениях». Законодатель субъекта в этом случае вышел за рамки своей компетенции, поскольку установление порядка производства по делам об административных правонарушениях, согласно ч. 1 ст. 1.3 КоАП, — исключительная компетенция Российской Федерации.

Административное расследование

Чаше всего в нашей повседневной жизни случаи административного расследования возникают при дорожно-транспортных нарушениях, если один из участников исчез с места преступления или происшествия, а также кто-либо из участников получил незначительные травмы.

Административное нарушение расследуется, если необходимо провести какие-либо экспертизы, проверки и другие процессуальные действия. Так как все это занимает время, сроки расследования регламентированы законодательством.

Расследование по административному правонарушению проводится чаще всего из-за того, что не всегда можно сразу определить виновника происшествия, причиненный ущерб и причину произошедшего.

Целью административного расследования является:

  • выявление виновных лиц;
  • определение степени вины лиц, совершивших административное правонарушение;
  • выявление размера и степени тяжести причиненного ущерба;
  • определение причины возникновения административного правонарушения;
  • выявление обстоятельств, смягчающих или отягчающих вину правонарушителя и т.д.
Читайте так же:  Как получить алименты на ребенка от государства если отец не платит

Сколько может длиться административное расследование

Итак, срок самого административного расследования не превышает одного месяца. В случаях, когда какие-либо мероприятия по расследованию еще не проведены, срок может быть увеличен еще на один месяц.

Но для этого нужна очень веская причина. В случаях, когда причина действительно есть и она обоснована, то должностное лицо, в чьем производстве находится данное дело, подписывает ходатайство.

[3]

Если дело касается ДТП, то причиной для увеличения сроков расследования происшествия может отсутствие возможности своевременно провести допрос или следственное мероприятие участников случившегося из-за их состояния здоровья.

Сроком окончания административного расследования считается вынесение постановления о прекращении дела.

По окончании расследования и завершении данного дела, участникам на руки выдаются следующие документы:

  • справку об участии в дорожно-транспортном происшествии:
  • копию протокола с места происшествия, если вам ее не выдали сразу;
  • копию постановления о правонарушении;
  • приложение № 31 или справка для страховой компании.

Случаи, когда назначается административное расследование

Надзорные органы, будь то налоговая, таможенная, антимонопольная, антикоррупционная и прочие службы, могут назначить расследование, если, например, при проверке деятельности какой-либо организации было обнаружено административное правонарушение, для выяснения обстоятельств которого требуется время.

Административное расследование

Административное расследование представляет собой совокупность действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного разрешения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным в соответствии со статьей 28.3 КоАП РФ составлять протокол об административном правонарушении, в виде определения, а прокурором в виде постановления немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения.

В определении о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, повод для возбуждения дела об административном правонарушении, данные, указывающие на наличие события административного правонарушения, статья настоящего КоАП РФ либо закона субъекта Российской Федерации, предусматривающая административную ответственность за данное административное правонарушение. При вынесении определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также иным участникам производства по делу об административном правонарушении разъясняются их права и обязанности, предусмотренные КоАП РФ, о чем делается запись в определении.

Копия определения о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых оно вынесено, а также потерпевшему.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Срок проведения административного расследования не может превышать один месяц с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях указанный срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен:

1) решением руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок не более одного месяца;

2) решением руководителя вышестоящего таможенного органа или его заместителя либо решением руководителя федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области таможенного дела, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — на срок до шести месяцев;

3) решением руководителя вышестоящего органа по делам о нарушении Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшем причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего, — на срок до шести месяцев.

Решение о продлении срока проведения административного расследования принимается в виде определения. В определении о продлении срока проведения административного расследования указываются дата и место составления определения, должность, фамилия и инициалы лица, составившего определение, основания для продления срока проведения административного расследования, срок, до которого продлено проведение административного расследования. Определение о продлении срока проведения административного расследования подписывается вынесшим его в соответствии с ч. 5 ст. 28.7 КоАП РФ руководителем или его заместителем.

Копия определения о продлении срока проведения административного расследования в течение суток вручается под расписку либо высылается физическому лицу или законному представителю юридического лица, в отношении которых проводится административное расследование, а также потерпевшему.

По окончании административного расследования составляется протокол об административном правонарушении либо выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Административное расследование

Согласно Постановлению Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» — административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий уполномоченных на то должностных лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление.

Решение о возбуждении дела об административном правонарушении и проведении административного расследования принимается должностным лицом, уполномоченным составлять протокол об административном правонарушении, либо прокурором немедленно после выявления факта совершения административного правонарушения. Такое решение принимается должностным лицом в виде определения, а прокурором — в виде постановления.

Административное расследование проводится по месту совершения или выявления административного правонарушения. Срок проведения административного расследования не может превышать одного месяца с момента возбуждения дела об административном правонарушении. В исключительных случаях этот срок по письменному ходатайству должностного лица, в производстве которого находится дело, может быть продлен вышестоящим должностным лицом на срок не более одного месяца (а по делам о нарушении таможенных правил начальником вышестоящего таможенного органа на срок до шести месяцев).

Читайте так же:  Расходный кассовый ордер как правильно заполнять

Административное расследование по делу об административном правонарушении, возбужденному должностным лицом, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях, проводится указанным должностным лицом, а по решению руководителя органа, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, или его заместителя — другим должностным лицом этого органа, уполномоченным составлять протоколы об административных правонарушениях.

Процедура проведения административного расследования КоАП РФ не регламентирована. Кодексом лишь указано то, что административное расследование проводится либо по месту совершения, либо по месту выявления административного правонарушения.

Представляется, что действия лица, проводящего АР, зависят от конкретного административного правонарушения и могут предусматривать осуществление следующих мероприятий:

· Получение объяснений лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, показаний потерпевшего и свидетелей (ст. 26.3 КоАП РФ), если получить данные объяснения или показания при составлении протокола невозможно;

· Назначение экспертизы (ст. 26.4 КоАП РФ);

· Отбор проб и образцов, необходимых для проведения экспертизы (ст. 26.5 КоАП РФ);

· Получение показаний специальных технических средств (ст. 26.8 КоАП РФ);

· Направление различных запросов и поручений (ст. 26.9 КоАП РФ);

· Истребование сведений (ст. 26.10 КоАП РФ);

· Осмотр принадлежащих юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю помещений, территорий и находящихся там вещей и документов (в присутствии двух понятых!) (ст.27.8 КоАП РФ).

По окончании АР:

· Составляется протокол об административном правонарушении (что означает, что факт совершения административного правонарушения установлен, и производство по делу продолжается);
либо

· Выносится постановление о прекращении дела об административном правонарушении.

Исчерпывающий перечень обстоятельств, исключающих производство по делу об административном правонарушении, установлен частью 1 ст. 24.5 КоАП, в соответствии с которой производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Студент — человек, постоянно откладывающий неизбежность. 10576 —

| 7333 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Билет № 42 Административное расследование как стадия производства

Расследование — деятельность уполномоченных органов и должностных лиц по выявлению, раскрытию и процессуальному оформлению каких либо обстоятельств. Административное расследование представляет собой комплекс требующих значительных временных затрат процессуальных действий указанных выше лиц, направленных на установление всех обстоятельств административного правонарушения, их фиксирование, юридическую квалификацию и процессуальное оформление. Проведение административного расследования должно состоять из реальных действий, направленных на получение необходимых сведений, в том числе путем проведения экспертизы, установления потерпевших, свидетелей, допроса лиц, проживающих в другой местности.

Процесс производства дела об административном правонарушении начинается с вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении. Согласно п. 3 ч. 4 ст. 28.1 КоАП РФ, с момента вынесения определения о возбуждении дела об административном правонарушении при необходимости проведения административного расследования дело об административном правонарушении считается возбужденным. В дальнейшем производство по делам об административных правонарушениях в наиболее общем виде можно представить в четырех стадиях:

1) административное расследование; 2) рассмотрение дела; 3) пересмотр постановления; 4) исполнение постановления. Анализ действующего законодательства, теории административного права и практики осуществления производства по делам об административных правонарушениях позволяет рассматривать стадию административного расследования в узком и широком смысле

[2]

. В широком смысле она присутствует в производстве по всем делам, кроме случаев составления протокола об административном правонарушении на месте выявления проступка. Поводом для ее возникновения служит составление процессуального документа, свидетельствующего о возбуждении дела, а основанием — наличие «неочевидных обстоятельств». Процессуальный документ о начале административного расследования не составляется. Срок административного расследования в таких случаях может составлять два дня.

В узком смысле стадия административного расследования возникает в производстве по делам об административных правонарушениях при наличии особых оснований- необходимости проведения для установления «неочевидных обстоятельств» процессуальных действий и иных мероприятий, требующих значительных временных затрат. Решение о начале данной стадии принимается уполномоченным лицом либо сразу после возбуждения дела и оформляется определением (постановлением) о возбуждении дела и проведении административного расследования, либо спустя некоторое время после этого момента, с вынесением определения о проведении административного расследования. Срок административного расследования в этих случаях составляет один месяц

Таким образом, административное расследование это одна из стадий административного процесса, которая представляет собой совокупность процессуальных действий, осуществление которых необходимо для получения дополнительных сведений и материалов, необходимых для правильного рассмотрения и разрешения дела об административном правонарушении. Административное расследование имеет место в случаях нарушения законодательства в сферах определенных частью 1 ст. 28.7 КоАП РФ, если после выявления административного правонарушения осуществляются экспертиза или иные процессуальные действия, требующие значительных временных затрат.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Кондрашков, Н.Н. Тунеядство: против закона и совести; М.: Юридическая литература, 2012. — 160 c.

  2. Дельбрюк, Б. Введение в изучение языка. Из истории и методологии сравнительного языкознания: моногр. / Б. Дельбрюк. — М.: Едиториал УРСС, 2015. — 154 c.

  3. Марченко, М.Н. Проблемы теории государства и права. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Норма, 2017. — 415 c.
Административное расследование – что это, как проводится и с какими целями
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here