Что такое муниципальное имущество особенности, управление

Статья на тему: "Что такое муниципальное имущество особенности, управление" от профессионалов для людей. Если у вас возникнут вопросы, то можете их задать дежурному специалисту.

Что такое муниципальное имущество? Особенности, управление

Библиографическая ссылка на статью:
Нестерова А.А. Особенности управления муниципальной собственностью // Гуманитарные научные исследования. 2018. № 10 [Электронный ресурс]. URL: http://human.snauka.ru/2018/10/25313 (дата обращения: 26.03.2019).

Для удовлетворения муниципальной потребностей населения, осуществляют через реализацию собственности в публичной или частной форме.

Публичная собственность необходима для существования любого общества. Муниципальная собственность в своем роде является присвоением имущества муниципалитету, а остальные права на использование, распоряжение и пользование объектом принадлежит населению.

Разделение муниципальной собственности во многих странах мира зависит от потребности территории, а так же территориальным делением государства. Однако природа публичной собственности, экономическое содержание и формы на разных уровнях власти не сильно различаются.

В современной России существует три вида публичной власти:

  • Государственная;
  • Субъектов федерации;
  • Муниципальных образований.

Так как субъектами собственности выступает не конкретное физические лица, а общность людей, то функции собственника предоставляются представительным органам государственной власти.
Традиционно больше внимания привлекает государственная собственность. Но муниципальная собственность имеет большую значимость, так как создает условие для роста региональной экономики.

Управление муниципальной собственностью, это сложный многофункциональный процесс, который связан с особенностями отношений между субъектами и объектами. Эти отношения в основном направлены не на производство чего либо, а на потребление с целью реализации местных интересов населения. Повышение эффективности управления муниципальной собственностью невозможно представить без четкого представления о целевом развитии муниципалитета, составе субъектов и объектов, специфике экономических отношений. В гражданском законодательстве муниципальная собственность прописана как имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям [3].

Таким образом, основным признаком муниципальной собственности является ее фактическое, вещное, содержание и то, что она принадлежит муниципалитету. Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» содержит список объектов, которые могут входить в муниципальную собственность [4].

Однако разделить собственность важнее, нежели просто перечислить. Классификации подвергается только недвижимое имущество, потому, что движимое имущество должно входить в комплекс к недвижимому имуществу, и следовательно классифицируется вместе с недвижимым имуществом.

Основным субъектом муниципальной собственности является население муниципального образования. Население в свою очередь делегирует функции собственника органам власти местного самоуправления. В гражданском кодексе закреплено, что «от имени муниципального образования права собственника осуществляют органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов» [3].

Компетенция органов местного самоуправления исходит из полномочий, необходимых для реализации вопросов и проблем на местном уровне. Органы местного самоуправления в своей деятельности должны учитывать мнение и интересы населения в своей деятельности.

[3]

Соотнеся вопросы местного значения и перечень муниципальной собственности перечисленной в законодательстве, можно выделить три группы воздействия на муниципальную собственность:

  • Организация и содержание муниципальной собственности;
  • Создание условий для строительства, организации досуга, развития культуры, спорта и т.д.
  • Участие в регулировании, деятельность по сохранению экологии.

Органы местного самоуправления решают и иные вопросы, но только на собственные средства и в рамках действующего законодательства.
Для понимания особенности управления муниципальной собственностью, необходимо понимать функции субъектных и объектных отношений.
Главное понимать, что управление муниципальной собственностью направлено не только на получение доходов в бюджет, а на решение вопросов местного значения.
Функции определяются приоритетами муниципалитета в области решения муниципальных проблем.
Основные задачи управления муниципальной собственностью:

  • Использование объектов муниципальной собственности путем создания муниципальных предприятия и организаций.
  • Эффективное использование имеющихся на территории ценных бумаг;
  • Эффективное управление местным бюджетом, путем совершенствования социальной и экономической сферы;
  • Создание муниципальной казны, и управление финансами в интересах населения территории;
  • Спецификой экономических отношений касающихся управления муниципальной собственностью, направление деятельности использования муниципальной собственности в интересах населения. Проведение контроля над использованием имущества для предотвращения возможного ущерба.

Управление муниципальной собственностью не просто приносит доход в бюджет, а решает вопросы местного уровня, формирует человеческий потенциал на территории муниципального образования.
Решение социальных, политических или экономических вопросов, должно не только удовлетворять запросы населения, но и формировать имидж доверия власти. Следовательно, все действия органов местной власти должны быть, предсказуемы и прозрачны для общественности.

Развитие муниципальной собственности, это отдельное от других видов деятельности направление, но результаты деятельности в этой области воспринимаются как определитель всей деятельности власти.
Но не стоит забывать, что задачи стоящие перед муниципальными властями. Не могут решаться только финансовыми успехами. Необходимо помнить, что управление муниципальной собственностью касается, в том числе и решения социальных проблем.

  • Земли и земельные ресурсы;
  • Муниципальные предприятия и организации;
  • Муниципальные учреждения;
  • Активы в собственности физических или юридических лиц;
  • Ценные бумаги (акции);
  • Казна муниципального образования.

Перечисленные области управления должны быть описаны и закреплены на местном уровне в нормативно правовых актах муниципалитета.
Проведение анализа субъектно-объектных отношений муниципального собственности, позволяет повысить эффективность развития инвестиционной политики, сформировать благоприятный путь управления доходами и расходами бюджета, планировать местную казну, разработать индивидуальную систему управления муниципальной собственностью с учетом интересов населения.

Благодаря использованию такого подхода муниципальные власти будут точно знать, как управляются активы, откуда приходит доход и на что идут расходы, придет понимание основы договорных отношений, понимание вопроса как проводятся сделки и как решаются конфликтные ситуации.

Читайте так же:  До какого возраста ребёнка нужно платить алименты в россии

Организация управления муниципальной собственностью должна быть построена на системе разных стимулов для разных участников отношений, одни стимулы для предпринимателей другие для частных лиц. Бюрократизм некоторых систем не должен влиять на принятие решений в области планирования, осуществления сделок, необходимости разделения прав между населением, местными органами власти и должностными лицами муниципалитета.

Современное общество показывает необходимость замены администрирования, на менеджмент. А так же применения современных технологий в управлении имуществом, таких как: контроллинг, аутсорсинг, реинжиниринг.
На настоящем этапе необходимо некоторым муниципальным образования переосмыслить все систему управления муниципальной собственностью вплоть до целей и задач.

Необходимо проводить политику укрепления ориентированности управления муниципальной собственностью на повышение качества функционирования и эффективности использования объектов. Так же необходимо совершенствовать методы и формы управления муниципальным имуществом, регулирование экономических отношений, пользования и распоряжения объектами муниципальной собственности.
База управления муниципальной собственностью всех муниципальных образований должна формироваться с учетом специфики конкретно рассматриваемого муниципального образования, таким образом можно добиться наибольшей эффективности от управления муниципальным имуществом в рассматриваемом муниципалитете.

Особенности управления государственным недвижимым имуществом (стр. 1 из 7)

«Управление эксплуатацией зданий»

«Особенности управления государственным недвижимым имуществом»

Роль государства в регулировании сферы недвижимости……………………4

Приватизация как инструмент управления государственной и муниципальной недвижимостью…………………………………………………………………. 5 Цели, задачи и особенности управления государственной и муниципальной недвижимостью…………………………………………………………………. 8

Объекты системы управления государственной недвижимостью…. …15

Управление объектами государственной и муниципальной недвижимости коммерческого назначения…………………………. …..20

Управление земельными ресурсами государства………………………. 27

Государственная власть в сфере недвижимости проявляется в двух аспектах. С одной стороны, органы власти регулируют рыночные процессы в экономике, инициируя и утверждая нормативные и правовые акты. С другой – государство, являясь собственником значительного числа объектов недвижимости различного назначения, должно принимать решения по поводу эффективного владения, пользования и распоряжения ими.

Государственное регулирование отношений в сфере недвижимости направлено на:

· надежное обеспечение прав и интересов собственников, владельцев и пользователей недвижимости с соблюдением интересов общества в целом и местных сообществ;

· поддержание баланса общественных и частных интересов при использовании и обороте недвижимости;

· стимулирование эффективного использования недвижимости в экономической деятельности на всех уровнях экономической системы;

· обеспечение социальной справедливости в сфере недвижимости.

В данном курсовом проекте «Особенности управления государственным недвижимым имуществом» мы рассмотрим роль государства в регулировании сферы недвижимости, значение приватизации как инструмента управления государственной и муниципальной недвижимостью, а также цели, задачи и особенности управления государственной и муниципальной недвижимостью.

Роль государства в регулировании сферы недвижимости

В рамках системы государственного регулирования отношений в сфере недвижимости можно выделить такие направления, как:

· государственный учет недвижимости, оценка ее стоимости и регистрация прав на нее, в единстве создающие основу для активного воздействия государства и муниципалитетов на отношения, возникающий в обществе по поводу объектов недвижимости;

· регулирование землепользования: выделение категорий земель и установление для них различных режимов использования;

[2]

· регулирование городской застройки путем зонирования городских территорий и создания системы ограничений, дифференцированных по видам территориальных зон;

· лицензирование отдельных видов деятельности на рынке либо создание системы саморегулирующихся организаций, обеспечивающих соблюдение квалификационных и иных требований профессиональными участниками рынка недвижимости;

· создание системы технических нормативов и регламентов, обеспечивающих соответствие результатов деятельности профессиональных участников рынка недвижимости (застройщиков, управляющих и пр.) градостроительным, экологическим и иным требованиям;

· налогообложение недвижимости и сделок с ней.

Кроме этого, государство может воздействовать на рынок недвижимости, используя:

· систему разного рода льгот, например, при налогообложении или определении ставок арендной платы за объекты государственной недвижимости;

· компенсации части жилищно-коммунальных платежей некоторым категориям граждан как инструмент социальной защиты населения на рынке жилищных услуг.

Эффективное управление государственной и муниципальной недвижимостью возможно при наличии достоверной и полной информации о составе, структуре и состоянии отдельных объектов и их комплексов. Для этого местные администрации создают необходимые информационные системы и устанавливают порядок учета государственного и муниципального имущества, в том числе недвижимого, по данным которого формируется и ведется реестр государственной и муниципальной собственности.[i]

Приватизация[ii] как инструмент управления государственной и муниципальной недвижимостью

Цель государственной политики в области приватизации – кардинальное повышение эффективности российских предприятий и народно-хозяйственного комплекса в целом.

Для достижения указанной цели необходимо решение следующих задач:

· создание благоприятной экономической среды для развития бизнеса, прежде всего в реальном секторе российской экономики;

· вовлечение в гражданский оборот максимального числа объектов государственной собственности, оптимизация структуры государственной собственности, включая участие государства в хозяйственных товариществах и обществах, уменьшение расходов федерального бюджета на управление государственным имуществом;

· привлечение инвестиций в реальный сектор российской экономики, прежде всего за счет инвесторов, заинтересованных в долгосрочном развитии российских предприятий, готовых взять обязательства по реализации инвестиционных и/или социальных условий и их выполнять;

· создание широкого слоя эффективных собственников, ориентированных на долгосрочное развитие предприятий, насыщение отечественной продукцией российского рынка и её продвижение на мировой рынок, расширение производства и создание новых рабочих мест;

· обеспечение контроля над выполнением обязательств собственниками приватизируемого имущества;

· существенное повышение качества менеджмента и эффективности управления путем усиления ответственности собственников приватизированных предприятий и заинтересованности руководства и персонала предприятий в результатах их производственной деятельности;

Читайте так же:  Процедура получения израильского гражданства

· формирование эффективной структуры горизонтальных и вертикальных связей в реальном секторе российской экономики;

· восстановление активного функционирования фондового рынка;

· рациональное пополнение доходной части бюджета с акцентом на бюджет развития РФ;

· усиление социальной направленности приватизации государственного имущества.

Важное условие повышения эффективности государственной политики в области приватизации – дифференцированный подход к приватизации предприятий в зависимости от их ликвидности. Высоколиквидные предприятия приватизируются исходя из необходимости соблюдения баланса между размером инвестиций, направляемых на развитие предприятий, и размером средств, поступающих в государственный бюджет от продажи предприятий с учетом их реальной оценки, максимально приближенной к мировому уровню.

Приватизация низколиквидных предприятий осуществляется путем привлечения эффективных собственников, подтвердивших готовность и умение осуществлять реальные инвестиции и в полном объеме выполнять инвестиционные и социальные обязательства перед предприятием и государством (сохранение или воздание дополнительных рабочих мест, решение экологических задач). Низколиквидные предприятия могут продаваться таким собственникам по минимальной цене при условии тщательного анализа представленного бизнес-плана и контроля показателей деятельности приватизированного предприятия.

В соответствии с Законом «О приватизации…» предусмотрены следующие способы приватизации:

1. Продажа государственного или муниципального имущества на аукционе.

2. Продажа акций открытых акционерных обществ на специализированном аукционе.

3. Продажа государственного или муниципального имущества на конкурсе.

4. Продажа за пределами территории РФ находящихся в государственной собственности акций открытых акционерных обществ.

5. Продажа акций открытых акционерных обществ через организатора торговли на рынке ценных бумаг.

6. Продажа государственного или муниципального имущества посредством публичного предложения.

7. Продажа государственного или муниципального имущества без объявления цены.

8. Внесение государственного или муниципального имущества в качестве вклада в уставные капиталы открытых акционерных обществ.

9. Продажа акций открытого акционерного общества по результатам доверительного управления

[1]

Видео (кликните для воспроизведения).

10. Преобразование унитарного предприятия в открытое акционерное общество.

Приватизация должна рассматриваться как структурный элемент единой государственной политики по управлению государственным имуществом, направленной на получение в кратко-, средне- и долгосрочной перспективе отдачи от приватизации в форме:

· расширения налогооблагаемой базы;

· создания дополнительных рабочих мест;

· наполнения отечественного рынка товарами и услугами российских товаропроизводителей;

· повышения эффективности функционирования всего народно-хозяйственного комплекса.

При принятии решений о приватизации государственного имущества необходимо учитывать социальные последствия приватизации, включая вопросы социального развития приватизируемых предприятий и территорий, охраны окружающей среды и здоровья граждан.

Цели, задачи и особенности управления государственной и муниципальной недвижимостью

Государственная политика в имущественной сфере, в основу которой положена Концепция управления государственным имуществом и приватизации РФ в редакции постановления Правительства РФ от 29 ноября 2000 г. № 903, ставит следующие цели:

Особенности управления государственным и муниципальным имуществом

Управление государственным имуществом в Российской Федерации осуществляется на трех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. При этом субъектами управления выступают: Правительство РФ и уполномоченные им органы, органы государственной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, юридические и физические лица.

В целях обеспечения эффективного управления, распоряжения и рационального использования государственной собственности необходимо определить единый орган, который бы проводил единую государственную политику в области реформирования имущественных отношений. Следует закрепить роль местных органов власти по отношению к использованию имущества, составляющего муниципальную собственность и переданного государственными органами.

Объектами управления являются:

  • — государственное и муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственными и муниципальными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за государственными казенными предприятиями или государственными (муниципальными) учреждениями, либо находящиеся в государственной собственности предприятия в целом как имущественный комплекс;
  • — находящиеся в государственной (муниципальной) собственности акции (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющиеся у них государственное (муниципальное) имущество, не вошедшее в уставной (складочный) капитал;
  • — иное находящееся в государственной (муниципальной) собственности движимое и недвижимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог, ипотеку и по иным основаниям;
  • — денежные средства государства (субъекта РФ, муниципального образования);
  • — государственные, региональные и муниципальные ценные бумаги;
  • — нематериальные активы государственных и муниципальных предприятий и учреждений;
  • — результаты хозяйственного и иного использования государственного (муниципального) имущества (продукция, доходы, плоды), а также имущество, приобретенное государственными и муниципальными унитарными предприятиями и учреждениями.

Формирование нового организационно-экономического механизма управления государственным и муниципальным имуществом должно строиться с учетом следующих элементов:

  • — определения целей, принципов управления имуществом;
  • — построения системы управления государственным имуществом, определения основных задач, функций и задач федерального органа по управлению государственным имуществом, порядка взаимодействия органов по управлению государственным имуществом на федеральном и региональном уровнях. Разграничения полномочий и ответственности по управлению государственным имуществом между федеральными органами (Мингосимуществом РФ, Российским Фондом федерального имущества, Федеральной комиссии по ценным бумагам и т. д.), органами власти субъектов Федерации и муниципальных образований;
  • — построения системы управления муниципальным имуществом, разграничение компетенции между представительной и исполнительной властью муниципальных образований в области имущественно-земельных отношений.

Система управления государственным и муниципальным имуществом в Российской Федерации должна рассматриваться как совокупность подсистем обеспечения деятельности органов управления имуществом — кадрового, нормативно-правового, организационного, инновационного, информационного, учетно-аналитического и финансового обеспечения;

  • — разграничения государственной собственности в системе управления государственным имуществом. Основными принципами разграничения государственной (муниципальной) собственности являются законности и целесообразности; социально-экономической обоснованности; реальности и гласности; иерархичности построения отношений собственности; достаточности; локальности и ограниченности использования собственности; инфраструктурной целостности имущественного комплекса; наивысшей эффективности использования собственности, подконтрольности использования собственности. Разграничение собственности должно происходить в соответствии с наделенными функциями и полномочиями органов управления от федерального до местного уровня;
  • — подтверждения права собственности на тот или иной объект определяется путем записи в реестрах собственности.
Читайте так же:  Пособие на ребенка военнослужащего

Такой подход позволяет задать единые целевые характеристики деятельности органов по управлению государственной и муниципальной собственностью;

— создания государственных и муниципальных предприятий и организаций c использованием государственного и муниципального имущества, на правах оперативного управления и хозяйственного ведения. Реализация данного положения направлена на обеспечение единства государственных (муниципальных) предприятий как единого имущественного комплекса, что потребует выработки стратегии их деятельности на средне- и долгосрочный период, знаний рыночной конъюнктуры, повышения квалификации менеджеров.

Для государственных (муниципальных) унитарных предприятий роль государства (муниципального образования) как собственника состоит в: утверждении Устава предприятий; формировании их имущества; определении целей и предмета их деятельности; назначении руководителей предприятия; принятии решения об изъятии имущества; определении цен на готовую продукцию или тарифы на услуги; установлении объемов обязательных поставок для государственных нужд; осуществлении контроля за сохранностью имущества и его целевым использованием.

Кроме этого сегодня необходимо рассматривать и такие методы, как реструктуризация государственных предприятий; приватизация государственного и муниципального имущества; национализация собственности; банкротство государственных казенных предприятий; ликвидация объектов государственного имущества; создание хозяйственных обществ и товариществ с государственным участием; реорганизация хозяйственных обществ и товариществ в унитарные предприятия.

Также необходимо определить место и роль представителей государства, субъекта Федерации и муниципалитета в органах управления хозяйственных обществ и товариществ с государственным участием. Решение этой проблемы позволит повысить ответственность руководителей перед государством за последствия принимаемых решений, сохранность и эффективное использование государственного имущества, а также результаты финансово-хозяйственной деятельности. Реализация этих положений потребует дополнительной проработки в законодательных и иных нормативных актах положений механизма, позволяющего представителям контролировать деятельность органов управления обществ и товариществ с участием государства;

— определении методов управления государственным и муниципальным имуществом.

Следует разделить эти методы на организационно-правовые и организационно-экономические. Под организационно-правовыми методами понимаются прямые командно-распорядительные воздействия на субъекты имущественных отношений в форме прямых административных указаний, установления правил, регулирующих процессы передачи прав собственности, выработки стандартных процедур и правил управления имуществом. К таким методам управления имуществом отнесены: хозяйственное ведение, оперативное управление пакетами акций (долями, паями), участие в капитале и доверительное управление, аренда и лизинг, наем и безвозмездное пользование, залог и хранение, ипотека, страхование и др.

Организационно-экономические методы в сфере управления государственным и муниципальным имуществом означают целенаправленное воздействие государства (муниципального образования) на имущественные отношения, процесс управления и участвующих в нем лиц через экономические интересы субъектов имущественных отношений посредством кредитно-денежной, бюджетной, налоговой и таможенной политики. К таким организационно-экономическим методам отнесены: планирование; маркетинг; контроль и мониторинг; аудит и оценка эффективности использования имущества; оценка имущества и бизнеса; консалтинг; инвентаризация и учет;

— распределения доходов от использования государственного и муниципального имущества и финансирование деятельности по управлению имуществом.

Главной целью регулирования доходов от использования имущества и финансирования деятельности по управлению имуществом является снижение нагрузки на расходную часть бюджета и увеличение поступлений в бюджет. Основным методологическим положением является то, что участие в прибыли от использования государственного и муниципального имущества предполагает получение дохода в федеральный, региональные и местные бюджеты в виде дивидендов.

Финансирование деятельности системы органов по управлению государственным и муниципальным имуществом должно осуществляться за счет средств, полученных от использования имущества;

— оценка эффективности использования государственного и муниципального имущества. Для этой цели имущество признается приносящим доход и недоходным. Критериями эффективности использования государственного и муниципального имущества являются коммерческая (финансовая), бюджетная и народнохозяйственная эффективность, которые имеют экономическое и социальное содержание.

Оценку эффективности использования государственного и муниципального имущества проводят государственные и муниципальные органы по управлению имуществом. Результаты должны учитываться при оценке руководителя предприятия и организации, следует предусмотреть зависимость оплаты его работы от достижения эффективности деятельности.

Кроме перечисленных общих элементов организационно-экономического механизма управления государственным и муниципальным имуществом следует рассмотреть проблемы управления отдельными видами имущества. Это, прежде всего, относиться к управлению недвижимым имуществом, интеллектуальной собственностью (нематериальными активами), собственностью субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Решение указанных выше проблем связано с проведением активных научно-методических разработок, изучением отечественного исторического и зарубежного опыта в сфере управления государственным и муниципальным имуществом, приватизации и национализации. Подготовка и принятие законов Российской Федерации «Об управлении государственным имуществом в Российской Федерации» и «Об основах управления муниципальным имуществом в Российской Федерации» позволило бы привести все остальные нормативные акты в соответствие с государственной политикой в области управления имуществом.

Эффективное управление муниципальным имуществом (стр. 1 из 4)

Эффективное управление муниципальной собственностью

Тема, бе­зусловно, очень значимая и интерес­ная, особенно с точки зрения перспектив развития местного само­управления. Вместе с тем неоспоримым явля­ется тот факт, что муниципальная соб­ственность, в том числе муниципаль­ное имущество, является одной из экономических основ местного само­управления, что отражено и в Евро­пейской Хартии местного самоуправ­ления, и в Конституции Российской Федерации, и в Федеральном законе от 6 октября 2003 г. № 131 -ФЗ «Об об­щих принципах организации местно­го самоуправления в Российской Фе­дерации» (далее также Федеральный закон № 131-ФЗ.). Муници­пальное имущество по факту сущест­вует с момента признания права му­ниципальной собственности[1] и разграничения государственной соб­ственности на федеральную, госу­дарственную субъектов Российской Федерации и муниципальную собст­венность[2] и будет существовать по­стольку, поскольку будет существо­вать местное самоуправление. С практической точки зрения, целесообразно рассмотреть вопрос об эффективном управлении муниципальным имуществом как о важнейшем аспекте эффективного муниципального управления в целом.

Читайте так же:  Как быстро развестись оформление развода в короткие сроки

Там, где есть экономическая деятельность, там всегда присутствует проблема собственности. Отношения собственности пронизывают всю систему экономических отношений и сопровождают человека с момента его рождения до ухода в иной мир. Под эффективным управлением (распоряжением) собственностью приня­то понимать получение от неё макси­мально возможной выгоды, понимае­мой обычно как прямые доходы. Это было бы справедливо, если бы речь шла о частной или корпоративной соб­ственности, но мы имеем дело с пуб­личной собственностью, распоряжение которой осуществляется в интере­сах населения. Здесь можно говорить о выгоде (благах), но в более широком смысле. Конечно, получение дополни­тельных доходов в местный бюджет также в интересах населения, однако необходимо иметь в виду, что целью местного самоуправления и, соответ­ственно, муниципального управления является обеспечение жизнедеятель­ности населения, составляющей со­держание вопросов местного значе­ния. Собственно, и Федеральный закон № 131-ФЗ, определяя возмож­ный состав муниципального имущест­ва, содержит словосочетание «имуще­ство, необходимое для. », прежде всего, «для решения вопросов местно­го значения. »[3] .

В связи с этим, не устанавливая конкретных критериев эффективности (это отдельная проблема, требующая глубокого изучения), мы будем считать управление (распоряжение) муници­пальным имуществом эффективным, если таковые цели достигаются.Муниципальная собственность – это собственность муниципального образования (ст. 215 ГК РФ), то есть имущество городских и сельских поселений, а также их финансы, которые – в то же время – выделены в отдельную составляющую (совокупность денежных средств, формируемых и используемых для решения вопросов, связанных с финансированием тех или иных мероприятий).

На территории муниципального образования проживает население, объединённое общими интересами в решении вопросов местного значения. Это местное сообщество, которое имеется на территории любого муниципального образования.

Население муниципального образования является источником власти на соответствующей территории. А так как местное сообщество – это, по сути, население, проживающее на территории муниципального образования, местное сообщество – источник власти на данной территории, и принятие решений, в том числе касательно муниципальной собственности, здесь осуществляется от лица местного сообщества.

В Конституции Российской Феде­рации говорится о самостоятельном владении, пользовании и распоряже­нии (населением) муниципальной собственностью (ст. 130), самостоятельном управлении (органами мест­ного самоуправления) муниципаль­ной собственностью (ст. 132). Гражданский кодекс Российской Федерации, определяя содержание права собственности, устанавливает[4] , что «собственнику принадлежат права владения, пользования и распо­ряжения своим имуществом» и что «собственник вправе по своему усмот­рению совершать в отношении при­надлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушаю­щие права и охраняемые законом ин­тересы других лиц, в том числе отчуж­дать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, остава­ясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуще­ством, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом».

Владение и пользование имущест­вом, по смыслу, рассматриваться как акт управления вряд ли могут. Слово «управление» употребляется в Граждан­ском кодексе Российской Федерации в оборотах «доверительное управление», «оперативное управление»; самостоя­тельного значения слово «управление» в гражданском законодательстве не имеет. Применительно к действиям собственника в отношении имущества в Гражданском кодексе Российской Фе­дерации использовано сло­во «распоряжаться». Исходя из этого, под управлением муниципальным иму­ществом будем в дальнейшем пони­мать распоряжение этим имуществом всеми законными способами.

Органы местного самоуправления лишь «управляют (распоряжаются) муниципальной собственностью» [5] [16] . И на этом основании являются второстепенными субъектами права муниципальной собственности. К таковым можно отнести:

· глава муниципального образования;

· представительный орган муниципального образования;

· структурные органы и подразделения местной администрации;

· орган управления муниципальным хозяйством;

· муниципальные унитарные предприятия и муниципальные учреждения;

· другие организации с правом управления муниципальной собственностью.

К муниципальной собственности закон относит средства местного бюджета, муниципальные внебюджетные фонды. Они выступают в качестве финансовых ресурсов местного самоуправления. Помимо них в состав муниципальной собственности в качестве материальных объектов входят: имущество органов местного самоуправления, муниципальные земли и природные ресурсы, находящиеся в муниципальной собственности; муниципальные предприятия и организации, муниципальные банки и другие финансово-кредитные организации, муниципальные жилищный фонд и нежилые помещения, муниципальные учреждения различных отраслей, другое движимое и недвижимое имущество.

Анализ принятых за последние годы нормотворческих документов свидетельствует о наличии у фе­дерального законодателя базового представления о муниципалитете как неэффективном собственнике (по сравнению с частным бизнесом), управляющем, в то же время, в масштабе страны значительными объемами собственности. Возможное решение про­блемы федеральный законодатель увидел в необхо­димости установления соответствия муниципальной собственности публичным задачам, закрепленным за муниципальными образованиями. К таким нормативным правовым актам следует отнести, в первую очередь, следующие:

· Конституция Российской Федерации от 12.12.1993г.;

Читайте так же:  Особенности продления миграционного учета иностранных граждан в гувм (ранее фмс)

· Гражданский Кодекс Российской Федерации, часть первая от 30.04.1994г.;

· ФЗ от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»;

· ФЗ от 21 декабря 2001 года № 178-ФЗ «О приватизации государственного и муниципального имущества»;

· О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации в связи с принятием Федеральных законов «О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» и «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Федеральный закон от 22.08.2004 № 122-ФЗ.

· О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи с расширением полномочий органов государственной власти субъектов Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также с расширением перечня вопросов местного значения муниципальных образований: Федеральный закон от 29.12.2004 № 199-ФЗ.

· О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием разграничения полномочий: Федеральный закон от 31.12.2005 № 199-ФЗ.

В качестве инструмента реализации идеологии жестко целевого характера муниципального иму­щества в ст. 50 Федерального закона № 131 -ФЗ предпринята попытка использовать модель «закрытых списков», в соот­ветствии с которой в муниципальной собственнос­ти может находиться исключительно:

• имущество, предназначенное для решения установленных законодательством о местном самоуправлении вопросов местного значения;

• имущество, предназначенное для осуществле­ния отдельных государственных полномочий, переданных местным органам, в случаях, установленных федеральными законами и законами субъектов РФ;

• имущество, предназначенное для обеспечения деятельности органов местного самоуправле­ния, их должностных лиц, муниципальных служащих, работников муниципальных пред­приятий и учреждений.

В случаях возникновения у муниципальных образований права собственности на имущество, которое не может входить в состав имущества муниципального образования, такое имущество подлежит перепрофилированию (изменению це­левого назначения имущества) либо отчуждению. Предельный срок отчуждения 01.01.2012 (подп. 4, п. 8, ст. 85 Федерального закона № 131-Ф3).

Муниципальное имущество

Большой юридический словарь. — М.: Проспект . А. В. Малько . 2009 .

Смотреть что такое «Муниципальное имущество» в других словарях:

Муниципальное имущество — движимое и недвижимое имущество, находящееся в муниципальной собственности. Источник: РЕШЕНИЕ Совета депутатов городского поселения Запрудня Талдомского муниципального района МО от 30.07.2009 N 62 ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ … Официальная терминология

Муниципальное право как отрасль права — представляет собой обособившуюся внутри системы российского права совокупность муниципально правовых норм, закрепляющих и регулирующих общественные отношения, связанные с организацией местного самоуправления, решением вопросов местного значения… … Большой юридический словарь

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ — по законодательству РФ учреждается местны ми Советами или другими органами местного самоуправления. имущество МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ или вклад местного Совета (органа местного са моуправления) в ПРЕДПРИЯТИЕ смешанной формы собственности… … Финансовый словарь

имущество муниципального предприятия — Имущество, формируемое за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета и (или) вкладов других муниципальных предприятий, полученных доходов, других законных источников; находится в собственности района, города, входящих в них… … Справочник технического переводчика

ИМУЩЕСТВО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ — имущество, формируемое за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета и (или) вкладов других муниципальных предприятий, полученных доходов, других законных источников; находится в собственности района, города, входящих в них… … Большой бухгалтерский словарь

ИМУЩЕСТВО МУНИЦИПАЛЬНОГО ПРЕДПРИЯТИЯ — имущество, формируемое за счет ассигнований из средств соответствующего местного бюджета и (или) вкладов других муниципальных предприятий, полученных доходов, других законных источников; находится в собственности района, города, входящих в них… … Большой экономический словарь

Муниципальное унитарное предприятие — Унитарное предприятие (обычные сокращения: Государственное унитарное предприятие ГУП, Муниципальное унитарное предприятие МУП, Федеральное государственное унитарное предприятие ФГУП) коммерческая организация, не наделённая правом собственности на … Википедия

ИМУЩЕСТВО — (англ. property) – 1) совокупность вещей, материальных ценностей, денег, ценных бумаг, находящихся в собственности или оперативном управлении юридических и физических лиц. Круг объектов, входящих в состав И. зависит от формы собственности, к к… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

Муниципальное унитарное предприятие — не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество. Имущество унитарного предприятия является неделимым и не может быть распределено по вкладам (долям, паям), в том числе между работниками предприятия. В форме… … Российское избирательное право: словарь-справочник

Видео (кликните для воспроизведения).

Имущество — то, что находится в чьей либо собственности, принадлежит кому нибудь, чему нибудь. Личное, общественное, коллективное, кооперативное, муниципальное, движимое, недвижимое, государственное И … Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

Источники


  1. CD-ROM. Теория государства и права. Электронный учебник. Гриф МО РФ. — Москва: СПб. [и др.] : Питер, 2006. — 577 c.

  2. Горский, Г. Ф. Судебная этика / Г.Ф. Горский, Л.Д. Кокорев, Д.П. Котов. — М.: Издательство Воронежского Университета, 2015. — 272 c.

  3. Головистикова, А.; Дмитриев, Ю. Проблемы теории государства и права. Учебник; М.: Эксмо, 2012. — 832 c.
Что такое муниципальное имущество особенности, управление
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here