Гражданское общество и демократия

Статья на тему: "Гражданское общество и демократия" от профессионалов для людей. Если у вас возникнут вопросы, то можете их задать дежурному специалисту.

Демократия и гражданское общество как специфический критерий прогресса общества

Для современной эпохи характерны радикальные социальные изменения, принявшие универсальный характер. Они касаются сфер экономики, политики, права, культуры, образования, религии и т. д. Не осталось ни одной стороны, ни одного компонента социальной действительности, где эти изменения не проявились бы, и в результате мы имеем качественный переход всей социальной системы в другое состояние. Для того, чтобы прояснить характер и направление этих изменений, чтобы оценить их — прогрессивны они или регрессивны, требуется оценочный подход к социальным изменениям.

В содержании понятия «прогресс» мыслится переход от простого к сложному, от низкого к высокому, появление положительного и желательного. Однако проявляются особые затруднения, связанные с оценкой, измерением, критериями, по которым можно судить о прогрессивности или регрессивности социальных изменений. В истории социальной мысли, при всех частных нюансах, можно выявить два пути решения проблемы, в зависимости от того, какое начало считается исходным — общество или личность.

В первом случае критерием прогресса признается становление социальных форм, обеспечивающих организованность общества как [228] целого, что и определяет положение человека. В качестве ключевого критерия рассматривают развитие производительных сил на основе научно-технического прогресса (Гегель, О. Конт, Маркс, Г. Спенсер, Ростоу и др.).

При втором подходе критерий прогресса усматривается в положении человека в обществе, в уровне его свободы, в социальном самочувствии и степени его индивидуализации (М. Вебер, П. Сорокин, Э. Фромм и др.).

Исторический опыт доказывает, что второй подход более реалистичен, будучи одновременно универсальным и гуманистичным, ибо, признавая несомненную проблематичность человеческого существования, он обосновывает ту идею, что мир личности — шире и глубже любого общественного измерения. Личность — последняя опора социума, а это утверждает подлинное бытие индивида в форме его внутренней созидательной активности. Личность в этом случае выступает не как средство, а как цель и критерий прогресса. Однако при этом возникает вопрос о единицах измерения ее свободы, способе ее связи с интересами общества. За этой проблемой скрыт спор абсолютного индивидуализма (Ницше) с абсолютным коллективизмом (Маркс).

Решение проблемы лежит в таком понимании взаимоотношения личности с социальной структурой, при котором личность является целью, а социальная структура — средством реализации этой цели. Тут же ставится вопрос о том, какой должна быть социальная структура общества, чтобы стала бы возможной полня реализация свободы человека. Этот вопрос непосредственно связан с проблемой специфического критерия общества. Мы считаем, что таким специфическим критерием предстает существование демократии и гражданского общества. Совершенные демократические и гражданские структуры — необходимое условие совершенствования и развития личности. Высшей ценностью демократии является свобода личности, защита его достоинства и неприкосновенности. Ее основными принципами являются:

[2]

  1. равенство людей перед законом;
  2. верховенство закона — управление должно осуществляться лишь на основе законов;
    [229]
  3. признание неприкосновенных естественных прав (жизнь, свобода, собственность) человека — никто не вправе покушаться на них;
  4. признание верховенства воли народа, гарантирование ее проявления;
  5. разделение власти на законодательную, исполнительную и судебную;
  6. легитимность власти — она должна избираться по правилам, установленным законом.

Гражданское общество отличается от государственного управления. Критерием их разграничения является принцип принадлежности к власти. Гражданское общество объемлет такие взаимоотношения индивидов, которые не созданы и не управляются властью. К нему относятся не социальные организации и институты, которые созданы гражданами на основе добровольности, взаимного согласия и договора. Они не управляются централизованно, каждая из них автономна и функционирует на основе собственных устава и программы.

Гражданское общество и власть — две различные, однако связанные друг с другом социальные сферы. Они различаются по целям, функциям и системам управления.

Целью гражданского общества является защита жизни индивидов, а целью демократической власти — общих, государственных интересов. Гражданское общество контролирует власть, оказывает воздействие на ее деятельность. Власть же не управляет гражданским обществом, но посредством законов регулирует его существование и функционирование. Гражданское общество дает возможность человеку полностью проявить свои индивидуальные способности. Оно — самое эффективное средство самоутверждения человека, реализации его «я». Гражданское общество и демократическая власть — две стороны социума, независимые друг от друга, но они ограничивают и контролируют друг друга. Демократическая власть не только не борется с гражданским обществом, но и всячески способствует его нормальному функционированию. Со своей стороны, наличие сильного гражданского общества — одно из значительных показателей демократизации. Лари Даймонд выделяет десять демократических функций гражданского общества.
[230]

Анализ взаимосвязи демократии и гражданского общества показывает, что, как правило, для либеральных демократий характерно существование активного гражданского общества. Хотя это, в первую очередь, касается западных демократий; в отличие от них, например, в Японии, несмотря на то, что имеет место высокая степень доверия населения к государству, неправительственные ассоциации немногочисленны.

Более глубинный анализ взаимосвязи демократии и гражданского общества требует разъяснения, конкретизации обоих этих понятий — «демократия» и «гражданское общество». Гражданское общество нужно рассматривать не как просто единство неправительственных ассоциаций, которое может существовать в [233] различных странах, а как определенный тип общества, как социальную категорию, которая определяет общественные основы демократии и ее истинный характер.

В связи с вопросом взаимосвязи демократии и гражданского общества Э. Геллнер отмечает: «… в действительности более существенны те институты и тот социальный контекст, которые создают ее (демократию). За этими институциональными условиями сущность демократии остается туманной, а сама она — недостижимой… «Гражданское общество» мне представляется более серьезным лозунгом, чем «демократия», так как оно указывает на конкретные институциональные условия и необходимый исторический контекст» 2 .

Такой подход к понятию «гражданское общество» имеет более общий характер, чем тот, о котором речь шла выше. Он изучает перспективы формирования общественных институтов определенного типа (неправительственные организации) в связи со всеми другими факторами — экономикой, культурой, политикой и историческим опытом, и вовсе не выделяет из их единства лишь один фактор — ассоциационную жизнь.

Пользуясь одним и тем же термином, Л. Даймонед и Э. Геллнер вкладывают в него различное содержание. Один из них говорит о неправительственных организациях, которые, в том или ином количестве, могут существовать и в недемократических странах (и способствовать демократизации), другой же — об определенном социальном порядке, который создает как неправительственные организации, так и саму демократию.

[1]

Упрощенная, поверхностная интерпретация понятия «гражданское общество» связана со многими как теоретическими, так и практическими ошибками, так же как это происходит с минималистской интерпретацией понятия «демократия». Например, иногда считают, что существование множества неправительственных организаций само собой указывает на существование сильного гражданского общества.
[234]

Читайте так же:  Получение вида на жительство в германии процедура, требования

Известно также и то, что гражданское общество не позволяет даже сильному государству установить диктат над обществом. Но если государство слабое, то его усиление представляет собой более значительную задачу, чем разговоры об ограничении его вмешательства. Без сильного государства невозможно обеспечить те основные права и свободы, защитником которых предстает гражданское общество. Усиление гражданского общества связано с усилением, а не ослаблением государства.

Существует и другой подход, когда считают, что рассмотрение политических вопросов и их обсуждение — не дело гражданского общества, оно должно быть деполитизировано и не ввязываться в политические баталии, так как они — арена лишь политического сообщества, политиков и государственных служащих. Игнорирование политики и государства в пользу гражданского общества часто приводит к тому, что на фоне деполитизированной общественной жизни средства массовой информации при обсуждении политических вопросов оказываются в сильной зависимости от взглядов политиков, что особенно характерно для постсоветского пространства, в отличие от демократических стран, в которых средствам массовой информации удается сформировать и высказать независимое общественное мнение именно о политике и государственных вопросах.

Если средства массовой информации не чувствуют поддержки со стороны гражданского общества, в лучшем случае, выполняют коммуникативную функцию между властью и народом, но не могут выполнить коммуникативные функции народ-власть и народ-народ. Политическая повестка дня в демократических странах хотя бы частично, но формируется под влиянием масс-медиа, и это является значительным элементом демократии. Политические идеи и ценности, если речь идет о способствовании демократии со стороны гражданского общества, должны иметь свои истоки именно в гражданском обществе. На фоне деполитизированного гражданского общества масс-медиа не способны выполнять роль четвертой власти.

Таким образом, появление и функционирование демократии и гражданского общества на постсоветском пространстве требует вдумчивых размышлений и должно стать предметом серьезных научных исследований.

Демократия и гражданское общество 199

государственной власти и не капиталистическими корпорациями и профсоюзами, а сетью самоуправлямых небольших институтов (таких как непатриархальные семьи, различные ассоциации, кооперативы, мастерские, магазины и т. д.), все члены которых считают друг друга равноправными и в свободное время реализуют свои индивидуальные творческие способности 1 .

Демократия и гражданское общество

Между демократией и гражданским* обществом имеется как неразрывная связь, так и существенное различие. Демократия основана на принципе большинства, который может реализоваться при условиях, когда гражданского общества не существует. В отличие от демократии гражданское общество нельзя учредить. Оно вызревает постепенно по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа, при условии способности общества к самоорганизации, признаваемой религиозно-этическими нормами, имеющими основание в глубинных пластах культуры. «Гражданские общества не возникают ни за одну ночь, ни за тот срок, в течение которого можно составить демократическую конституцию или даже заложить основы рыночной экономики», — утверждает Ральф Дарендорф 2 .

Эрнест Геллнер критично отзывается о демократии, которая, «хотя бы и заключает в себе важное послание о предпочтительности согласия перед насилием, однако мало что говорит о социальных условиях, при которых возможно это общее согласие и наше участие в принятии решений» 3 . Гражданское же общество, по его мнению, помогает прояснить человеку нормы социального существования, понять не только устройство, но и сущность конкретной формы организации социальной жизни.

Перед странами, находящимися в процессе демократизации и не желающими возвращаться обратно в авторитаризм, стоит проблема построения гражданского общества, без которого демократия не может стать консолидированной. Построению гражданского общества могут способ-

1 Кин Дж. Демократия и гражданское общество / Пер. с англ. М., 2001. С. 151.

2 Дарендорф. Р. Современный социальный конфликт. Очерк политики свободы / Пер. с нем. М., 2002. С. 64.

3 Геллнер Э. Условия свободы. М., 1995. С. 214.

Глава 10. Гражданское общество

Глава 10. Гражданское общество

основе традиционной культуры, по мере экономического и политического развития страны, роста благосостояния и самосознания народа.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9364 —

| 7304 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Тема 7. Демократия и гражданское общество

1. Демократия: признаки и формы. Достоинства и недостатки данного политического режима

2. Теории демократии

3. Гражданское общество, его происхождение и структура

4. Предпосылки и особенности становления гражданского общества в России

Вопросы для самоконтроля знаний:

1. Назовите основные признаки демократического режима. Какие из них Вы считаете определяющими, наиболее ценными?

2. Назовите основные конституционные принципы демократии

3. В каких случаях возможна прямая форма демократии?

4. В чем заключается сущность плюралистической теории демократии?

5. Возможен ли переход к демократии революционным путем или это должен быть эволюционный процесс? Обоснуйте свое мнение.

6. Какова структура гражданского общества? Изобразите ее в форме схемы.

7. Назовите основные условия существования и функционирования гражданского общества

Рекомендуемая литература:

1. Альбом схем по политологии: Учебно-методическое пособие. — Краснодар, 1995

2. Атаманчук Г.В. Демократия и бюрократия в государственном управлении //Государственное управление: учебное пособие. Глава 12. – М., 2000

3. Балзер Х. Управляемый плюрализм: формирование режима В.Путина //Общественные науки и современность, 2004, №2

4. Горшков Н.М., Петухов В.В. Перспективы демократии в России: угрозы реальные и мнимые // Социс, 2004, №6

5. Гуттенбергер Б. Теория демократии //Полис, 1991, № 4

6. Пантин И.К. Демократия в России: противоречия и проблемы //Полис, 2003, №1

7. Политология в вопросах и ответах (консультации политологов): Учеб. Пособие для высших учеб. Заведений / Под ред. Проф. Ануфриева Е.А. – М., 1994

8. Политология в вопросах и ответах (консультации политологов): Учеб. Пособие для высших учеб. Заведений / Под ред. Проф. Ануфриева Е.А. – М., 1994

Читайте так же:  Как получить инн через интернет – два простых способа

9. Политология: Учебник /Отв. Ред. В.С.Комаровский. – М.: Изд-во РАГС, 2002. – 520

10. Политология: Учебное пособие / Под ред. А.С.Тургаева, А.Е.Хренова. – СПб: Питер, 2005. – 560 с.: ил. – (серия «Учебное пособие»)

11. Пугачев В.П., Соловьев А.И. Введение в политологию: Учеб. Пособие для студентов высших учебных заведений. – М., 2003

12. Рукавишников В.О. Качество российской демократии в сравнительном измерении // Социс, 2003, №5

13. Стур Дж.Дж. Открывая демократию заново // Полис, 2003, №6

14. Шапиро И. Демократия и гражданское общество // Полис, 1992. №4

15. Шмиттер Ф. Размышления о гражданском обществе и консолидации демократии //Полис, 1996, №5

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Для студента самое главное не сдать экзамен, а вовремя вспомнить про него. 10071 —

| 7513 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Гражданское общество как основа политической демократии

Целостный политический, идеологический, культурный, этический механизм, обеспечивающий эффективное воздействие г.о. на структуры власти и социальную жизнь страны, составляет, в сущности, содержание понятия демократизм.

Применительно к пониманию г.о. необходимо следующие стороны, особенно существенные для его формирования в современных условиях.

Г.о. – это социально-организованная структура в принципе складывающаяся за пределами политических структур, но охватывает и их, ибо и они составляют его часть и образованы гражданами.

Г.о. неотделимо от существования юридически оформленного, структурно закрепленного и психологически обеспеченного плюрализма любой, том числе социально-политической, деятельности, ее материальных и идейных основ. При этом сфера личной жизни должна быть табу для любого политического властного вмешательства, если к этому не было изъявления свободной воли самой личности, хотя в этом случае превращение ее проблемы в публичный факт как намеренное действие недопустимо.

Из всех составляющих организации и функционирования

демократизма власти для г.о. фундаментально существенны прежде всего следующие:

а) ее легитимность, т.е. подлинность демократического получения мандата на власть от народа.

б) всеобщность, полнота демократизма, т.е. его реальность во всех формах власти.

в) эффективность, т.е. насколько реально власть имущие реализуют мандат, полученный от народа, в интересах самих людей.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Учись учиться, не учась! 10424 —

| 7910 — или читать все.

Взаимосвязь гражданского общества и демократии

Зарождение современного гражданского общества неотделимо от демократизации, так как оба процесса, основанные на ограничении всевластия государства, взаимосвязаны. Между демократией и гражданским обществом имеется как неразрывная связь, так и существенное различие. Демократия основана на принципе большинства, который может реализоваться при условиях, когда гражданского общества не существует. В отличие от демократии гражданское общество нельзя учредить. Оно вызревает постепенно по мере экономического, политического развития страны, роста благосостояния, культуры и самосознания народа, при условии способности общества к самоорганизации, признаваемой религиозно-этическими нормами, имеющими основание в глубинных пластах культуры.

В условиях либерально-демократического правления гражданское общество не противостоит экономике и государству, а влияет на них через политическое и экономическое общества. Антагонистические отношения возникают в том случае, когда они не справляются с ролью посредников или препятствуют коммуникации власти и общества.

Перед странами, находящимися в процессе демократизации и не желающими возвращаться обратно в авторитаризм, стоит проблема построения гражданского общества, без которого демократия не может стать консолидированной. Демократия несовместима с тотальным распространением государственной власти на негосударственную сферу гражданского общества.

В то же время демократизацию нельзя определять как упразднение государства и достижение стихийно складывающегося соглашения между гражданами, составляющими гражданское общество. Демократический проект располагается между этими двумя крайностями. Демократия представляет процесс распределения власти и публичного контроля за ее исполнением в рамках политики, для которой характерно наличие институционально разных, но взаимосвязанных сфер гражданского общества и государства. Мониторинг и общественный контроль за исполнением власти лучше всего осуществляется при демократическом строе именно при таком институциональном разделении. Демократия в данном случае понимается как разделенная на две части и саморефлексивная система власти, в которой и правители, и управляемые получают каждодневное напоминание о том, что тем, кто осуществляет власть над другими, нельзя творить произвол.

По мнению политолога Баранова Н.А. [16] институты государственной власти далеко не всегда подавляют свободу (например, благодаря существованию правил дорожного движения, соблюдение которых обеспечивается государством, удается избежать утомительных переговоров между водителями на каждом перекрестке), а некоторые из них действительно способствуют осуществлению индивидами и группами своей свободы в гражданском обществе.

Распространение демократии в конце XX в. на поставторитарные страны выявило более сложную зависимость от гражданского общества, чем считалось прежде. Посткоммунистическая демократизация стран свидетельствует о том, что концепция гражданского общества подверглась определенным упрощениям, суть которых заключается в фактическом приравнивании гражданского общества к демократии.

Некоторые исследователи (Л. Даймонд, А. Смолар, О. Эн- карнасьон) пришли к выводу, что гражданское общество в отмеченных странах создает противоречия и напряженность, а концепция гражданского общества, существовавшая еще несколько лет назад, сменяется явным охлаждением к ней. На уровне гражданского общества не только не развиваются тенденции к консолидации нации на базе демократического консенсуса, но напротив, усиливается ее фрагментированность, появляется конфронтационная политика. В ряде посткоммунистических стран в процессе их трансформаций оппозиционные группы далеко не всегда способствовали приобщению масс к практике демократической политики. В структурах гражданского общества проявляются тенденции не к углублению социальных преобразований и развитию демократических атрибутов общественной жизни, а происходит приспособление к складывающимся формам жизни. Такое приспособление свидетельствует о незрелости посткоммунистической демократии, об использовании отдельными группами общества в своих интересах слабости государственной власти и извлечение ими, нередко с помощью криминальных методов, выгод из этой ситуации [16].

Российский исследователь проблем посткоммунистических трансформаций Вайнштейн Г.И. делает вывод, что «дальнейшее развитие институтов гражданского общества в посткоммунистических странах дает немалые основания для пересмотра сугубо оптимистического представления о них как о своеобразной школе демократического воспитания масс и некоем инструмента их приобщения к демократической практике общественно-политической жизни» [17, с. 166].

Демократическая ориентация является только одной из возможных характеристик гражданского общества. Современные исследования концепции гражданского общества свидетельствуют о том, что оно может способствовать упрочению демократии лишь в том случае, если следует определенным правилам, важнейшим из которых есть установление здоровых, взаимных отношений между гражданским обществом и властью.

Читайте так же:  Какую ответственность несет работодатель и организация за неоформление трудового договора

В качестве одного из важнейших условий усиления роли гражданского общества в либерально-демократической традиции принято считать уменьшение влияния институтов государственной власти. Сторонники такой концепции гражданского общества исходят из непримиримых взаимоотношений государства и гражданского общества, когда сила и успех одного возможны лишь при слабости и поражении другого. Однако как показывает политическая практика, в рамках демократической системы отношения этих институтов должны строиться на иных принципах. Государство и гражданское общество в рамках демократического устройства заинтересованы в поддержке друг друга, повышении эффективности своей деятельности. Гражданское общество не способно без сильного государства удовлетворить значительную часть требований общества, а государство должно видеть в гражданском обществе его специфическую роль в создании демократии.

Видео (кликните для воспроизведения).

Поэтому современные западные исследователи (Экиерт Гж., Энкарнасьон О.) считают, что сила государства и гражданского общества в условиях демократии должна возрастать одновременно. Гражданское общество не должно основываться на узкоэгоистических требованиях. Оно должно быть озабочено сохранением баланса между интересами общества в целом и интересами отдельных институтов и секторов гражданского общества, в частности [16, с. 108].

Для понимания проблемы взаимосвязи гражданского общества и демократии также стоит привести мнение политолога

Каротерс Т. также развенчивает миф о том, что демократия — залог сильного гражданского общества. Он отмечает, что

«никаких гарантий здесь также не существует». В качестве доказательств он приводит гражданские общества Японии, Испании и Франции. «Япония была и остается на протяжении половины столетия стабильной демократией, сохраняя при этом относительно слабое гражданское общество, особенно в сфере независимых гражданских групп, занимающихся столь близкими для активистов США и Европы вопросами как защита окружающей среды, защита потребителя, права человека и др. Во Франции, одной из стран-прародительниц западной либеральной демократии, гражданское общество занимает одно из последних мест по сравнению с мощным государством. Испания, образец недавних демократических трансформаций, имеет крайне слабо развитую систему ассоциаций. Политические партии и выборы — вот то, что гарантирует плюрализм политических альтернатив; они, несомненно, могут действовать и в стране со слабо развитыми гражданскими ассоциациями», — указывает Каротерс Т. [6].

Некоторые американские политические аналитики критикуют Японию, Францию, Испанию, и другие страны, где уровень гражданского участия низок, утверждая, что эти государства не более, чем чахлые демократии, так как им не хватает того, что американцы считают оптимальным уровнем гражданского участия. Многие японские, французские и испанские граждане между тем утверждают, что их системы лучше согласовываются с их собственными традициями в отношениях индивида и государства и позволяют их правительствам беспрепятственно проводить более рациональнообоснованное перераспределение общественного продукта.


Каротерс Т. делает вывод, что «очевидно, аргумент, что демократия не является настоящей демократией, если в ней отсутствует американская модель гражданского общества, не только не верен, но и опасен. Твердая вера в гражданское общество не должна становиться источником нетерпимости по отношению к различным видам демократических государств» [6].

3. Гражданское общество: понятие, признаки.

Гражданское общество – это свободное демократическое правовое общество, ориентированное на конкретного человека, создающее атмосферу уважения к правовым традициям и законам, общегуманистическим идеалам, обеспечивающее свободу творческой и предпринимательской деятельности, создающее возможность достижения благополучия и реализации прав человека и гражданина, органично вырабатывающее механизмы ограничения и контроля за деятельностью государства. (Перевалов В.Д., Леушин В.И.)

Гражданское общество — это совокупность неполитических отношений, институтов в обществе в самых различных сферах его жизни. Гражданское общество – это сфера свободного развития и действия людей независимо от государства. (В.И. Цыганов)

Гражданское общество – это способ социальной жизни, основанный на праве и демократии; общественное устройство, при котором человеку гарантируется свободный выбор форм его экономического и политического бытия, утверждаются права человека, обеспечивается идеологический плюрализм (Кожевников С.Н.).

Современное гражданское общество – это правовое, либерально-демократическое, плюралистическое, открытое общество, основным субъектом которого является свободный индивид, реализующий свои интересы в рамках единого для всех закона и общего правопорядка (В.И. Червонюк).

Гражданское общество – это совокупность внегосударственных и внеполитических отношений (экономических, социальных, культурных, нравственных, духовных, семейных, религиозных), имеющих относительную самостоятельность, автономность, “застрахованность” от произвольного вмешательства государства (Бабаев В.К., Баранов В.М., Толстик В.А.). Эти авторы выделяют основные подходы к понятию гражданского общества:

Гражданское общество – это комплекс общественных отношений, противопоставленных государству, то есть все то, что не есть собственно государство, власть, политика, бюрократия.

Гражданское общество – это форма существования рыночно-демократического общества.

Гражданское общество – это совокупность нравственных, религиозных, национальных, социально-экономических, семейных отношений и институтов, с помощью которых удовлетворяются интересы индивидов и их групп (А.В. Малько).

Признаки гражданского общества:

наиболее полное обеспечение прав и свобод человека и гражданина;

гражданское общество – это сообщество свободных индивидов. В экономическом плане сказанное означает, что каждый индивид является собственником. Он свободен в выборе форм собственности, определении профессии. Политический аспект свободы индивида как гражданина заключается в его возможности быть членом политической партии, общественного объединения;

гражданское общество – это открытое социальное образование. В нем обеспечиваются свобода слова, гласность;

гражданское общество – это сложноструктурированная плюралистическая система. Наличие различных общественных институтов (профсоюзы, партии, объединения предпринимателей, общества потребителей, клубы и т.д.) позволяет выразить и реализовать самые разнообразные потребности и интересы индивидов. Плюрализм гражданского общества проявляется во всех его сферах: в экономической – это многообразие форм собственности; в духовной – в идеологическом многообразии;

гражданское общество – это саморазвивающаяся и самоуправляемая система. Гражданское общество имеет свои внутренние источники саморазвития, независимые от государства. Благодаря этому оно способно ограничивать властную деятельность государства;

гражданское общество – правовое демократическое общество, где связующим фактором выступают признание, обеспечение и защита прав человека.

Структура гражданского общества:

негосударственные социально-экономические отношения и институты (собственность, труд, предпринимательство);

общественные объединения, в том числе политические партии;

независимых от государства частных производителей и сферу негосударственных отношений по поводу производства, обмена материальных и духовных благ;

сферу негосударственного образования;

систему негосударственных средств массовой информации;

Единство гражданского общества и правового государства выражается в совпадении их многих целей и задач. Правовое государство и гражданское общество преследуют одну общую цель – служить человеку, обеспечивать, защищать его права и интересы. Гражданское общество и правовое государство обеспечивают условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства.

Различия гражданского общества и правового государства заключены в их структуре, специфических функциях. Правовое государство – это организация публичной власти, обеспечивающая, обслуживающая гражданское общество. В этом смысле можно сказать о правовом государстве как о форме гражданского общества. Гражданское общество – это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, системы образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления. Имеются в виду объединения, созданные самим обществом, а не по указке вышестоящих органов.

Читайте так же:  Бракоразводный процесс через суд

Одно из отличий правового государства от гражданского общества состоит в его способности принимать законы и другие нормативно-правовые акты и возможности применять меры государственного принуждения.

Взаимодействие гражданского общества с правовым государством осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах: 1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса; 2) участие субъектов гражданского общества и прежде всего тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти; 3) запрет тотального вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную жизнь человека и гражданина; 4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод.

Правовое государство можно считать результатом развития гражданского общества и условием его дальнейшего совершенствования.

Демократия и гражданское общество в новом столетии

Сущность проблем исторических перспектив демократического устройства и гражданского общества. История становления демократических форм организации общества. Черты Средневековья, его отличительные черты от античности. Развитие американской демократии.

Рубрика Политология
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 08.09.2014
Размер файла 260,5 K

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

HTML-версии работы пока нет.
Cкачать архив работы можно перейдя по ссылке, которая находятся ниже.

Подобные документы

История политической мысли. Идея и трактовка понятия «гражданское общество» в античности. Прцесс формирования современной идеи гражданского общества. Реальное функционирование гражданского общества. Гегель и марксизм в теории о гражданском обществе.

контрольная работа [24,5 K], добавлен 21.05.2008

Развитие концепции гражданского общества в трудах философов эпохи Возрождения: Т. Гоббса, Д. Локка, И. Канта, В. Гегеля, Ф. Вольтера, Ж. Руссо, Ш. Монтескье. Гражданское общество в марксистской теории. Современное понимание гражданского общества.

реферат [40,6 K], добавлен 11.05.2015

Возникновение и развитие концепции «гражданского общества». Восхождение идеи гражданского общества к политико-правовой мысли западноевропейской Античности. Последовательная трактовка гражданского общества как особой, внегосударственной сферы социума.

курсовая работа [32,3 K], добавлен 10.11.2010

Многообразие представлений о демократии и реальных ее проявлений в мире. Хрестоматийное определение «идеологической демократии». Теория плюралистической, делегативной, либеральной, суверенной, партиципаторной демократии. Концепции гражданского общества.

контрольная работа [55,5 K], добавлен 16.08.2015

Демократия: сущность, исторические формы. Вклад Лейпхарта в развитие теории демократии. Особенности демократического режима. Условия, необходимые для демократии. Последствия демократии по Р. Далю. Отличия российской демократии от классических образцов.

[3]

контрольная работа [28,0 K], добавлен 04.10.2010

Понятие и сущность гражданского общества, условия его становления. Основные функции, признаки и принципы жизнедеятельности гражданского государства, этапы его развития в каждой отдельной стране. Перспективы формирования гражданского общества в России.

контрольная работа [24,9 K], добавлен 21.02.2011

Гражданское общество, его отличительные черты и условия формирования. Политические элементы, их роль в политической системе общества. Объектом политологии является политическая действительность или политическая сфера жизни общества.

контрольная работа [16,2 K], добавлен 08.03.2005

Сущность гражданского общества, идейные истоки и современные представления. Структура гражданского общества в условиях его жизнедеятельности. Проблема реформирования гражданского общества в РФ. Социально-политическая сфера гражданского общества.

курсовая работа [33,1 K], добавлен 10.12.2011

Представления о гражданском обществе в западной политической мысли. Необходимое условие функционирования гражданского общества, его сущность и предпосылки становления. Пути формирования гражданского общества на Западе и в России, легитимация его идей.

курсовая работа [28,9 K], добавлен 17.08.2015

Функции и принципы свободных демократических выборов. Избирательная система, ее стадии и типы. История и значение выборного процесса, пути становления и развития гражданского общества в России. Нормативные источники, регулирующие политические выборы.

курсовая работа [51,0 K], добавлен 11.03.2011

Работы в архивах красиво оформлены согласно требованиям ВУЗов и содержат рисунки, диаграммы, формулы и т.д.
PPT, PPTX и PDF-файлы представлены только в архивах.
Рекомендуем скачать работу.

3. Гражданское общество и правовое государство как атрибуты демократической политической системы

Гражданское общество — это социальное, экономическое и культурное пространство, в котором взаимодействуют свободные индивиды, реализующие частные интересы и осуществляющие индивидуальный выбор.

В гражданском обществе формируются экономические, профессиональные, культурные, религиозные и другие интересы людей. Формирование правового государства возможно лишь на основе развитого гражданского общества.

Долгое время в истории общественно-политической мысли понятия «государство» и «общество» не разграничивались. Эта традиция идет от Платона и Аристотеля. В Новое время (XVII-, XVIII вв.) Спиноза, Гоббс, Руссо считали, что до появления государства было естественное состояние. С появлением государства возникает общественное состояние, т. е. гражданское общество Главный признак гражданского, государственного состояния — наличие суверенной, обязательной для всех власти. Для Дж. Локка первоосновой гражданского общества являются свобода и собст­венность. Они делают человека независимыми.

Монтескье разграничивал гражданское общество и государст­во. Чтобы возникло политическое состояние (т.е. государство), необходимо развитое гражданское состояние. В гражданском об­ществе действуют законы государственные (политические) и гра­жданские. Политические законы определяют отношения граждан с государством, а гражданские — вопросы собственности и семьи.

Немецкий философ И. Кант выделил принципы гражданского общества: свобода каждого члена общества; равенство человека как подданного с другими людьми; самостоятельность человека как гражданина. Кант использовал понятие «правовое граждан­ское общество».

Наиболее полное обоснование проблема разграничения госу­дарства и гражданского общества получила у Г.В.Ф.Гегеля. По Ге­гелю, гражданское общество основано на частнособственнических отношениях. Гражданское общество — это сфера, где люди облада­ют противоречивыми конфликтными интересами и стремятся их удовлетворить при помощи труда. Но без государства гражданское общество деградирует, возвращается в естественное состояние.

В работе «Философия права» дана картина гражданского об­щества через выделение трех сословий: субстанционального (дво­ряне и крестьяне); промышленного (фабриканты, торговцы, ремесленники); всеобщего (чиновники). В гражданском обществе не достигнута свобода, оно конфликтно. Только государство – это воплощение всеобщности, единства. Государство для выражения всеобщей свободы должно быть основано на праве, законе. Государство обладает политическим господством и механизмом насилия. Противоречие между государством и гражданским обществом можно «снять» через институты сословного представительствa (парламенты).

Читайте так же:  Можно ли использовать материнский капитал до 3 лет варианты досрочной реализации

Итак, экономической основой гражданского общества является многоукладная рыночная экономика, плюрализм форм собственности, самостоятельность субъектов хозяйствования, предоставление широкой деловой инициативы гражданам. Социальную основу гражданского общества составляет средний класс. Духов­ная основа — плюрализм в области идеологии, свобода слова, пе­чати, совести. Гарантией автономного гражданского общества яв­ляются конституционно закрепленные и защищаемые государством основные права и свободы человека.

Институты гражданского общества — семья, церковь, поли­тические партии, профессиональные, творческие объединения, кооперативы, социальные движения, органы общественного само­управления.

Признаками гражданского общества являются нижесле­дующие.

• Это правовое демократическое общество, общество свобод­ных индивидов, в котором признаются и обеспечиваются права человека и гражданина. В экономическом смысле свобода основа­на на частной собственности, в политическом — на самостоятель­ности индивида, возможности самостоятельно реализовывать пра­ва и свободы.

• Гражданское общество является открытым, в нем реализу­ются свобода слова, доступ к информации, гласность, свобода пе­редвижений.

• Это плюралистическое общество — многообразие социаль­ных институтов (партии, группы, общественные объединения). Плюрализм в экономике — многообразие форм собственности, в политической сфере — сеть общественных организаций и ассоциа­ции, в духовной — мировоззренческая свобода, исключение дис­криминации по идеологическим мотивам, терпимое отношение к Различным религиям.

Гражданское общество — это система относительно самостоятельных и независимых от государства общественных институтов отношений. Гражданское общество и государство неразрывно связаны между собой и немыслимы друг без друга. Взаимоотношения между гражданским обществом и государством носят сложный, часто конфликтный характер. Недостаточная развитость гражданского общества подталкивает государство к исполнение его функций. В условиях тоталитарных режимов происходит огосударствление общества, уничтожение или крайнее сужение независимости общественной жизни. Государству становится подков, подконтрольным все общество.

При демократическом режиме правовое государство и гражданское общество выступают как равноправные партнеры, как самостоятельные субъекты общественной жизни.

Теория правового государства заложена Дж. Локком Ш. Монтескье, Т. Джефферсоном, И. Кантом и другими предста­вителями либерализма. Термин «правовое государство» утвердился в XIX в. в трудах немецких юристов Клауса Т. Велькера, Рихарда фон Моля. Вклад в развитие правового государства внесли рус­ские мыслители А. Радищев, А. Герцен, Н. Добролюбов, ученые-юристы Б. Чичерин, С. Котляревский, П. Новгородцев, Б. Кистяковский. Значительными вехами на пути к правовому государству стали Конституция США 1787 г. и Конституция Франции 1791 г.

Правовое государство — это государство, ограниченное в своих действиях правом, защищающим свободу личности и под­чиняющим власть воле суверенного народа. Право — система об­щепризнанных, формально определенных, гарантированных госу­дарством норм, т.е. правил поведения общего характера, выступающих в качестве регулятора общественных отношений. Право является средством организации государственной власти.

Признаки правового государства

Верховенство закона — законы правового государства опира­ются на Конституцию страны и обладают наивысшей обязатель­ной силой по сравнению со всеми иными нормативными актами. Закон не может быть отменен, изменен ни ведомственными актами, ни правительственными распоряжениями, ни решениями партии.

Всеобщность права, связанность правом самого государства и его органов. Государство, издавшее закон, не вправе его само же нарушать. Все органы государства и должностные лица действу­ют строго на основе законов, в пределах компетенции и в порядке, установленном правовыми нормами.

Взаимная ответственность государства и личности. Не только гражданин, отдельные организации несут ответственность перед государством за выполнение своих обязанностей, но и госу­дарство ответственно за свои действия перед гражданами. Лич­ность соглашается на определенные ограничения и обязуется подчиняться государству. Взамен государство гарантирует соблюдение прав личности, достойные условия жизни.

Разделение властей — власть не должна быть сосредоточена в одного лица или одного органа. Впервые Дж. Локк разделил власть на законодательную, исполнительную и федеративную, ведающую международными отношениями. Впоследствии П1 Монтескье создал теорию разделения властей в современном виде : на законодательную, исполнительную и судебную (горизон­тальное разделение).

Большое значение придается созданию системы сдержек и противовесов каждой власти для того, чтобы ни одна из них не приобрела абсолютного значения. Принцип разделения властей действует и в вертикальном аспекте: соотношение центральной власти с региональной и местной властью.

Незыблемость свободы личности, ее прав, чести и достоинст­ва. Первооснова правового государства — признание прав и свобод человека и гражданина, их уважение, соблюдение и защита со стороны государства. Права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат ему от рождения. Права и свободы предоставлены в равной мере всем и каждому. Осуществление прав и свобод чело­века и гражданина не должно нарушать прав и свобод других лиц. Перечень прав и свобод человека и гражданина должен соответст­вовать международным стандартам, зафиксированным во Всеоб­щей Декларации прав человека 1948 г., Пакте об экономических, социальных и культурных правах и Пакте о гражданских и поли­тических правах 1966 г.

Наличие эффективных форм контроля и надзора за соблюде­нием прав и свобод граждан. Правовое государство призвано соз­дать развитую и действенную систему судебных органов, арбит­ража, народного (государственного) контроля и т.п.; разработать механизм разрешения всякого рода правовых споров и конфликтов.

Конституция Беларуси провозглашает: «Республика Беларусь — унитарное демократическое социальное правовое государство». В Конституции зафиксированы основные принципы такого государства: уважение прав и свобод граждан, разделение властей, идеологический и политический плюрализм, признание на­рода единственным источником власти.

Видео (кликните для воспроизведения).

Социальное государство стремится к обеспечению достойных условий жизни своих граждан, удовлетворению их материальных и духовных потребностей, достижению боль ной справедливости и защищенности. Достигается это с помощью перераспределения национального дохода в пользу менее обеспеченных слоев, проведения политики занятости, охраны труда вития общедоступного образования, здравоохранения и др. В наши дни демократические государства пытаются найти оптимальный механизм сочетания правового и социального принципов своей деятельности.

Источники


  1. Гурвич, М.А. Советский гражданский процесс; М.: Высшая школа; Издание 2-е, испр. и доп., 2011. — 399 c.

  2. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.

  3. Жилинский, С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник; М.: Норма; Издание 4-е, испр. и доп., 2012. — 912 c.
Гражданское общество и демократия
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here