Образование позволяет делать выбор

Статья на тему: "Образование позволяет делать выбор" от профессионалов для людей. Если у вас возникнут вопросы, то можете их задать дежурному специалисту.

Возможности и подходы удаленного обучения

При выборе вуза и формы удаленного обучения рекомендуется обращать внимание на возможность сдачи зачетов и экзаменов дистанционно, а также — на предоставление учреждением диплома гособразца.

Дистанционное высшее образование, как правило, обходится дешевле и проводится в рамках заочной формы обучения.

Высшее образование c перспективой успешного трудоустройства — преимущество, которое предлагают современные вузы.

Вы с легкостью можете подобрать программу обучения и оставить заявку на поступление в вуз через интернет.

Бизнес-образование — возможность получить не только востребованную специальность, но и начать собственное дело!

Сегодня для того чтобы получить высшее образование, вовсе не обязательно каждый день посещать университетские аудитории. Современные формы обучения позволяют сделать это удаленно, даже находясь в нетипичных для учебного процесса обстоятельствах.

Ключевая задача обучения

Учение — это не только овладение теоретической информацией, но и приобретение навыков практического применения знаний. Это, в первую очередь, внутренний рост и развитие. Усвоение знаний — это совокупность процессов получения представлений о предмете и отработки навыка применения этого представления в реальной обстановке (доведенного до автоматизма умения). Для активного овладения новыми знаниями важна подготовка: заинтересованность студента, создание определенных условий, в которых процесс обучения будет протекать эффективнее и быстрее.

Проблеме эффективной организации процесса усвоения знаний посвящали свои труды многие выдающиеся педагоги с древних времен и до наших дней. Так, Я.А. Коменский в своей «Великой дидактике» поднимал вопрос о создании идеальных условий для обучающегося, для поддержания его интереса к учению. А.С. Макаренко, Г.Г. Аракелов, В.А. Сухомлинский, изучая поведение обучаемых, их реакцию на те или иные факторы, разрабатывали различные приемы, с помощью которых оптимизировали и делали более эффективным процесс обучения. В современной педагогике множество исследований посвящено изучению вопроса продуктивности обучения в условиях, не подходящих под классическое определение классно-урочной системы, в частности оценке эффективности дистанционных форматов обучения.

Уровни усвоения знаний

Процесс познания происходит постепенно — выделяют пять этапов усвоения знаний:

  • Знакомство с материалом, его понимание — это первая ступень, которую методисты называют нулевым уровнем.
  • Узнавание материала с помощью подсказки приводит студента на первый уровень усвоения знаний. Причем подсказкой может быть любой внешний источник: наставник, учебное пособие, справочник или конкретная жизненная ситуация.
  • Следующий, второй, уровень усвоения знаний — воспроизведение. На этом этапе учащийся самостоятельно, без внешней подсказки, может воспроизвести ранее полученные и усвоенные знания и с их помощью решить типовые задачи.
  • На третьем уровне учащийся уже способен применить свои знания в нестандартных ситуациях и справиться с нетиповыми задачами. Это называется эвристической деятельностью.
  • И, наконец, четвертый, высший, уровень — творческое усвоение. На этом этапе происходит проявление исследовательской и изобретательской деятельности, в результате чего появляется принципиально новая информация. Это и есть полное усвоение знаний.

Существует два качественно различных типа усвоения знаний учащимися — репродуктивное и продуктивное. При репродуктивном усвоении обучающийся может лишь воспроизвести полученную информацию, при продуктивном — переработать информацию, применить ее в ситуации, не совпадающей с учебной моделью. Целью педагогов нового времени является поиск форм обучения, при которых продуктивный тип усвоения знаний будет превалировать над репродуктивным. Дистанционное обучение — одна из таких форм.

Подходы к обучению при дистанционном образовании

На сегодняшний день дистанционная форма обучения — одна из самых востребованных. Она позволяет студенту получать высшее образование, не меняя привычный образ жизни, не затрачивая времени на дорогу и без переезда в другой город. Занятия проходят по индивидуальному графику, значит получать новые знания можно, не прерывая работы и совмещая обучение в нескольких заведениях. Кроме того, для студентов с ограниченными возможностями удаленное обучение порой единственный способ получить высшее образование.

Удаленная форма использует самые современные методики. Это и специально разработанные преподавателями интерактивные образовательные курсы, и веб-семинары, и онлайн-лекции и создание собственных проектов — самостоятельных или в сотрудничестве с другими студентами. Контроль знаний проводится также в режиме онлайн с помощью тестирования, лабораторных и зачетных работ, результаты которых студент предоставляет преподавателю в электронном формате. Таким образом, учиться можно в свободное время, не находясь в жестких временных рамках. Тем самым студент сам вырабатывает для себя схему наиболее эффективного усвоения знаний и реализует ее на практике. Также онлайн проходит и общение студентов между собой, и семинары с различными учеными, публичными деятелями, крупными специалистами-практиками.

Словом, одно из главных преимуществ дистанционного образования — оно доступно для всех, независимо от местопребывания и рода занятий обучающегося.

Выбор профиля обучения подростком как психолого-педагогическая проблема
статья по теме

В данной статье размещён материал о проблемах выбора профиля обучения в современном образовании, о возможных ошибках подростков на данном этапе и возможные последствия этих ошибок.

Вложение Размер
masha_statya.docx 18.74 КБ

Предварительный просмотр:

ВЫБОР ПРОФИЛЯ ПОДРОСТКОМ КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

Московский педагогический государственный университет, г. Москва, РФ.

В современном обществе возросла роль первичного профессионального самоопределения учащихся, что связано с переходом школьников в старших классах на профильное обучение. Профиль обучения предопределяет профессиональный выбор учащихся, от которого в немалой степени зависят и успешность учения в старших классах, и подготовка школьников к переходу на следующую образовательную ступень, а в целом, и к будущей профессиональной деятельности. Своевременное и успешное самоопределение в большей мере обеспечивает вероятность получения обществом хорошего специалиста.

Но при выборе профиля обучения у обучающихся нередки случаи ошибок, которые совершаются при определённых обстоятельствах. Часто подростки выбирают профиль, основываясь на том, что нравится учитель, или этот профиль выбрали друзья, или просто в данной школе нет желаемого профиля, а другую школу переходить не хочется… А самое главное, что, как правило, выбирают профиль обучения не сами дети, а их родители. Поэтому школьников необходимо заранее подготавливать к осознанному выбору профиля обучения. Наиболее актуальна такая подготовка в 8-9 классах.

Читайте так же:  Принципы и основания получения гражданства рф, ограничения для прохождения процедуры

Необходимо учитывать, что не все подростки будут продолжать своё обучение после 9 класса в школе, а значит, вскоре им предстоит сделать свой профессиональный выбор.

В связи с выше сказанным, перед педагогами и психологами современности встаёт проблема: как можно помочь подростку самоопределиться, найти себя в социуме, подобрать «ту самую» профессию и не ошибиться в дальнейшем профессиональном становлении. Но здесь появляется ещё одна проблема, а точнее – противоречие: период личностного и профессионального самоопределения – восьмые и девятые классы, а это подростковый возраст, имеющий свои специфические особенности. В это время всё внимание у детей устремлено в будущее, однако это совсем не означает, что подростки знают, чего хотят и уверены в себе, наоборот, в этот период они пытаются преодолеть огромные трудности в самоопределении, ведь выбор профессии, вида и уровня образования, профиля обучения – наиболее важное решение, которое нужно принять в старшем подростковом возрасте.

Ввиду особой актуальности проблемы самоопределения для учащихся 8–9 классов, учитывая специфику их социально-психологического возрастного развития, можно утверждать, что профессиональное самоопределение служит важным механизмом становления личности старшего подростка.

В данном возрасте подросток стремится понять себя, свое предназначение, он пытается понять себя, узнать, на что он способен, поэтому такие методики как анкеты, опросники, групповая работа, тренинги и прочие, нацеленные на формирование самосознания, школьники воспринимают с заинтересованностью.

Воспитательная работа с целью помочь школьнику в профессиональном самоопределении и развитии личности помогает удовлетворить обусловленные возрастным развитием актуальные потребности в самопознании, самооценке, самоопределении, самовоспитании, в психологической и эмоциональной свободе, в достижении определенного социального статуса и др.

Неопределившийся подросток получает возможность «собрать» свою личность: определить цель в жизни, сориентироваться в мире профессий, увидеть жизненную перспективу. Педагоги призваны сделать эту перспективу позитивной, помочь юному человеку найти себя, наметить свою профессиональную траекторию, избежать девиантного поведения, алкогольной или наркотической зависимости.

Понимание подростком своих возможностей, предшествующее постановке целей, связано с его профессиональным выбором. И здесь можно сказать, что это еще не выбор, а потому не мотив и даже не цель. Это лишь рефлексивное осознание меры своей свободы, без которого не может осуществиться никакая деятельность, никакой поступок.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В работе рассматривается история концертмейстерства, особенности сопровождения народным инструментам, современные сочинения и переложения для струнных народных инструментов.

Открытое мероприятие с применением современной психолого – педагогической технологии – технологии сотрудничества. Направленно на приобретение навыков коммуникации, включая уверенное поведени.

В данной статье расматривются отношения родителей и подростка, причины возниковения девиантного поведения подростка.

Неспособность современного подростка найти позитивный смысл собственной жизни из-за разрушения старых ценностей и традиций, замена живого общения на Интернет-общение, неразвитая рефлексия и эмпатия, н.

Подготовила: педагог психолог «МСЦ ПТО им.Ф.И.Бачурина»Ручий Н.И.Тенденция детей и подростков с характерными проявлениями школьной и социальной дезадаптации, проявляющимися в нарушении поведения .

В программа описаны факторы «риска». Поэтапная работа психолога с детьми «группы-риска».

ДокладНа тему: «Психолого-педагогические особенности воспитания «трудных» подростков&raquo.

Образование позволяет делать выбор

Свобода как благо

«Свобода – это, несомненно, одно из наиболее ценимых человеком благ. На протяжении столетий человечество приносило самые большие жертвы для того, чтобы завоевать или защитить свободу. В юности проявляется инстинктивная тяга к свободе. Преступления наказываются лишением свободы.

Слово «свобода» может означать весьма различные понятия. Фактически «быть свободным» – значит иметь свободу выбора. Но нельзя оставаться без выбора, и с момента, как выбор сделан, человек теряет часть своей свободы. Свобода летуча и неуловима.

Если свобода является первостепенным условием достоинства человека, она ничто без воспитания, не того воспитания, которое навязано извне и связывает, а того, которое приобретается на основе опыта, размышления или сознания.

Реализация свободы достаточно трудна: необходимо делать выбор, а разные выборы дают неодинаковые результаты. По существу, природа человека такова, что некоторые варианты для него пагубны, другие безразличны или полезны. … Некоторые выборы катастрофичны, в чем рано или поздно убеждается каждый на собственном опыте.

Обучение свободе, таким образом, еще более важно, чем свобода сама по себе. Очень часто верят в нейтральность или безразличие выбора – нет ничего более опасного. Один способ прожить жизнь позволяет каждому из нас избежать большого количества неприятностей, но есть и такие, что ведут нас к отупению, закабалению или саморазрушению. Человек тем более свободен, чем полнее осуществляемый им выбор соответствует его природе».

Сформулируйте своими словами авторское понимание свободы человека. Приведите подтверждение приведенного суждения.

В ответе должно быть сформулировано авторское понимание свободы, например:

— «быть свободным» — значит иметь свободу выбора.

Приведено подтверждение, допустим:

— человек свободен, когда он имеет возможность самостоятельно сделать осознанный выбор в условиях альтернативы, взять за него на себя ответственность, ни о какой свободе человека не может быть речи, если его поведение полностью предопределено обстоятельствами и он полностью стиснут их рамками.

Подтверждение может быть приведено в иных формулировках.

Образование позволяет делать выбор

В государстве Z происходит широкое внедрение инновационных технологий в различные области жизни, активно развиваются наукоёмкие и ресурсосберегающие производства, постоянно возрастает роль науки и образования в жизни общества.

В ходе социологических опросов было установлено, что в стране Z в период с 2015 по 2019 г. ежегодно на 15% росла доля учащихся школ, воспользовавшихся правом выбора наиболее удобной формы обучения в соответствии со своими целями и интересами. Школьники и их родители отмечают общую ориентированность системы образования на развитие и становление отношений взаимного уважения учащихся и педагогов, сохранение и укрепление здоровья учеников.

Социологические опросы показали, что в стране Z преобладают семьи демократического типа.

Государство Z включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью. Законодательную власть осуществляет парламент, а всенародно избираемый глава государства формирует правительство и возглавляет исполнительную власть.

К какому типу относится общество Z? Какую тенденцию развития образования иллюстрируют приведённые данные? Что характеризует семью демократического типа? (Приведите любые две характеристики.) Какой факт из условия задачи позволяет сделать вывод, что Z — унитарное государство?

Читайте так же:  Процедура замены паспорта при порче что важно знать

1. К обществам постиндустриального / информационного типа.

2. Гуманизация образования.

3. Семью демократического типа характеризует:

— муж и жена обладают в семье равными статусами (являются равноправными партнёрами);

— все виды домашних работ выполняются супругами взаимозаменяемо (нет чёткого распределения домашних обязанностей по гендерному признаку);

— решения по семейным вопросам принимаются совместно.

4. Государство Z включает в себя восемь территориальных единиц, не обладающих политической самостоятельностью.

Об эффективности обучения при выборе методов и приемов дидактической деятельности

Рубрика: 8. Педагогика профессиональной школы и среднего профессионального образования

Видео (кликните для воспроизведения).

Дата публикации: 24.09.2014

Статья просмотрена: 1213 раз

Библиографическое описание:

Бычкова А. Я. Об эффективности обучения при выборе методов и приемов дидактической деятельности [Текст] // Инновационные педагогические технологии: материалы Междунар. науч. конф. (г. Казань, октябрь 2014 г.). — Казань: Бук, 2014. — С. 252-254. — URL https://moluch.ru/conf/ped/archive/143/6155/ (дата обращения: 19.11.2019).

Современные требования к подготовке специалиста и введение ФГОС диктуют потребность в изменении стандартных форм обучения. Необходим постоянный поиск приемов и методов преподавания, их совершенствование, внедрение в практику. Педагогическая литература и опыт преподавания правовых дисциплин позволяет делать процесс обучения более рациональным.

Классификация методов и приемов обучения в педагогической литературе разнообразна. Выделяют традиционные и инновационные методы. По типу познавательной деятельности и способу взаимодействия обучающих и обучающихся различают: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный, проблемное изложение, частично-поисковый (эвристический), исследовательский. [1, с. 101]

Рассматривая вопрос об эффективности выбора методов обучения, проанализируем некоторые из них.

[3]

Исследовательский метод не предполагает подачу готовых знаний, обучающиеся сами добывают информацию, сравнивают разные источники, самостоятельно оформляют итог работы, а преподаватель управляет этим учебным процессом. Данный метод отличает повышенный интерес к предмету и интенсивность обучения. Метод предполагает творческую деятельность учащиеся и способствует их развитию. Конечно, данный метод требует подготовки студентов, их умение самостоятельно работать и умелое управление данной деятельностью со стороны педагога.

Классификация методов как способов достижения дидактических целей (приемов): это рассказ, беседа, лекция, дискуссия, работа с книгой, демонстрация, иллюстрация, использование видеоматериалов, упражнения, практическая работа, познавательная игра, метод проектов, ситуационный прием и др. [2, с.77–113]

Готовясь к занятиям, преподаватель учитывает главную цель и конкретные задачи занятия, отбирая «комплект» методов и приемов обучения.

Рассказ, беседа, лекции — наиболее традиционные методы дидактической работы на занятиях, где учащиеся знакомятся с новым материалом. Очень важно продумывать рассказ, беседу и лекцию, иметь план, и сопровождать иллюстрацией. Беседа сложна и затратна по времени, поэтому эффективно использовать ее фрагментарно, в начале или в конце занятия для закрепления знаний: вводные, эвристические, закрепляющие, контрольные беседы. При этом необходимо подготовить план, вопросы, продумать порядок проведения. Важен контакт с аудиторией.

Лекция требует тщательной подготовки, введения проблемного вопроса, задания, здесь важны эмоциональность, логичность и последовательность изложения. На лекциях можно применять элементы дискуссии.

Учебная дискуссия — один из методов проблемного обучения. Суть ее состоит в том, что преподаватель излагает две различные точки зрения, касающиеся одной и той же проблемы, и предлагает студентам выбрать и обосновать свою позицию. [1, с. 109] Дискуссия как метод очень эффективна, стимулирует познавательный процесс, дает информацию преподавателю об уровне студента. Создает необходимый диалог, позволяет воспитывать толерантность, культуру общения. Применима на всех этапах занятия: в начале лекции для обозначения проблемной ситуации, в конце — на этапе рефлексии, на семинарах, обобщающих занятиях: хорошо организованная дискуссия дает дополнительную мотивацию в учебе.

Работа с книгой как метод малоэкономичен, но это необходимая часть учебной работы. Важен отбор учебной литературы преподавателем. Этот метод видоизменяется в связи с доступом в интернет и возможностями учащихся самим выбирать учебный материал. Нужна консультация преподавателя, где и какую информацию искать. Например, правовые системы КонсультантПлюс и Гарант позволит оптимизировать поиск нормативно-правовых актов.

Методы иллюстрации и демонстрации находятся в тесной связи с использованием компьютера и мультимедийным сопровождением занятий. Материал с таблицами и схемами важен при подаче сложного теоретического материала. Но с помощью современной техники учебный материал становится более наглядный, убедительный и стимулирует дополнительный интерес к знаниям. Применение компьютерных презентаций в учебном процессе на лекциях, на семинарах и практиках позволяет интенсифицировать усвоение учебного материала, проводить занятия на качественно новом уровне. Визуальная насыщенность учебного материала делает его ярким, убедительным и способствует интенсификации занятия. Продуктивно давать задания студентам по подготовке сообщений и докладов с использованием мультимедиа.

Упражнения и практические методы, позволяющие закрепить знания на практике, особо значимы для подготовки специалиста. На практическом занятии необходимо продумать этапы учебной работы, включающие инструктаж, объяснение, пробное выполнение работы и контроль. Без данных методов теоретические познания не будут закреплены и не найдут применения в практической деятельности будущего специалиста.

Познавательные ролевые игры, относящиеся к инновационным методам обучения, направлены на формирование активных жизненных позиций учащегося. [2, с.192] Ролевые игры тесно связаны с ситуационным методом. В ходе игры моделируются специальные ситуации, близкие к реальности, из которых надо найти выход. Эффективно применяются в сложных темах, на занятиях семинарского типа. Данный метод позволяет вовлечь максимальное количество обучающихся в поисковую работу, обеспечить индивидуальный подход, дополнительную мотивацию и партнерские отношения. Ситуационный метод — комбинированный из разных способов и путей дидактической деятельности, более творческий, нестандартный и конечно, трудоемкий. Существенное значение имеет выбор ситуации и разрешение ее. Преподаватель может использовать варианты данного метода: разработка проекта, мозговой штурм и другие.

«Мозговой штурм» представляет собой эффективный метод вовлечения всех студентов в группе в анализ поставленной задачи. Преподаватель задает вопрос всей группе и просит студентов предлагать различные варианты. Каждая идея студентов должна кратко записываться, предложения студентов нельзя критиковать или отвергать. Результатом мозговой атаки становится список творческих решений или вариантов решения проблемы, созданный благодаря участию студентов. Таким образом, студенты могут лучше понять обсуждавшуюся информацию.

Человеческая деятельность может быть репродуктивной, исполнительной и творческой. Отсюда и разнообразные подходы в области преподавания. Выбор методов зависит от учебных возможностей студентов, опыта преподавателя, целей и задач, предмета, темы и производственных возможностей учебного заведения.

Читайте так же:  Можно ли подать на раздел имущества в российский суд, если брак был зарегистрирован в германии

Ведущей задачей такой дисциплины как «Правовое обеспечение профессиональной деятельности» является формирование правовых знаний и умений, необходимых для последующей трудовой деятельности. Динамичность нашей жизни и законодательства, современные требования к преподаванию требуют совершенствование методов обучения учитывать целесообразность их применения. На занятиях необходимо работать с правовым текстом, материалами печати, обсуждать реальные ситуации, спорные моменты. Проведение дискуссии по правовым вопросам — это прием, который позволяет узнать отношение учащиеся к правовой ситуации, а также дает возможность исследовать и анализировать проблему самостоятельно, формирует умение грамотно говорить и умение слушать других, способствует развитию гражданской активности. Вопросы — неотъемлемая часть этих дискуссий; нужно формулировать открытые вопросы, не дающие однозначного ответа. Очень важно, чтобы дискуссия была откровенной, при этом присутствовала атмосфера доверия и понимания. Каждый раз обращаю внимание учащихся на правила дискуссии, (текст правил находится на информационном стенде) выработанные совместно с ними.

На лекциях по учебной дисциплине «Правовое обеспечение профессиональной деятельности», наряду с объяснительно-иллюстративными методами, применяется проблемное изложение учебного материала, например по теме «Конституция — основной закон РФ» ставится вопрос, «Является наше государство правовым? Объясните свою точку зрения». Рассказ, беседу на лекции дополняю компьютерными презентациями и видеоматериалами. После изучения лекционного материала студентам даются поисковые, творческие задания по изучению и реализации законодательства, к примеру: составить каталог прав граждан в сфере охраны здоровья. К семинарам студенты на базе полученных заданий готовят индивидуально или группой сообщения. Все студенты работают над эссе по правовой теме «Права человека: дискриминация» и участвуют в ежегодном финале краевого конкурса. На практических занятиях работа с нормативно-правовыми актами сочетается с решением ситуационных задач, что позволяет формировать правовые умения и навыки, применяемые в дальнейшем.

Правовая игра «Выборы» организуется как внеаудиторное мероприятие для студентов, изучивших основы конституционного права. Это студенты выпускных групп, готовые принять участие в выборах как полноправные граждане РФ. С целью максимальной приближенности к реальной жизни студенты участвуют в выборах студенческого совета колледжа. Это мероприятие способствует развитию правовой культуры и гражданскому воспитанию, позволяет вырабатывать умение применять в реальной жизни учебные навыки, развивает творческие и организаторские и коммуникативные способности и воспитывает ответственность. Игровая форма мероприятия создает дополнительный интерес к учебной деятельности и позволяет привлечь максимальное количество учащихся.

В целях эффективности учебного процесса большое внимание уделяется организации самостоятельной работы студентов как аудиторной, так и внеаудиторной. Для семинаров и практических занятий разработаны методические рекомендации для подготовки студентов к каждому занятию, включающих вопросы, задания, упражнения, ситуационные задачи, список сообщений и рефератов. Благодаря методическим рекомендациям преподаватель более рационально организует внеаудиторную работу и управляет учебным процессом на занятиях.

Методические разработки «Рабочие тетради», разработанные преподавателем по правовым дисциплинам, также решает проблемы недостатка времени на аудиторных занятиях и эффективной организации самостоятельной работы студента. Подробно расписанный план работы, разнообразные виды заданий, работа с текстом закона, тесты типа «Проверь себя», содержащиеся в рабочей тетради, позволяют оптимизировать ученый процесс.

Индивидуальный подход к каждой группе, студенту требует дифференциации заданий, многовариантности видов учебной деятельности и организации учебной работы. В связи с этим преподаватель организует гибкий график консультаций и индивидуальную работу со студентами. Подготовленные студенты готовят исследования, рефераты, выступают на заседаниях правового кружка, «слабые» получают более посильные задания, например, в виде работы с учебным пособием и подготовка вопросов.

Выбор методов и средств обучения зависит от подготовленности аудитории, типа занятия, целей и задач, содержания учебного материала, степени его сложности, профессионального опыта педагога. Учитывая требования ФГОС к подготовке специалиста, необходимо применять методы инновационного обучения, не забывая проверенные временем традиционные. Оптимальное сочетание традиционных и инновационных методов в преподавании способствует формированию необходимых общих и профессиональных компетентностей у будущих специалистов.

1. Семушина Л. Г., Ярошенко Н. Г. Содержание и технологии обучения в средних специальных учебных заведениях: учебное пособие для преподавателей учреждений СПО, М., Мастерство, 2001.

2. Певцова Е. А. Теория и методика обучения праву. М., Владос, 2003.

3. Бычкова А. Я. Исследовательский подход в преподавании дисциплины «Основы экономики» в сборнике «Инновационные технологии в образовательной подготовке и практической деятельности специалистов сестринского дела». Материалы межрегиональной научно-практической конференции. Пермь, 2009 г.

Как улучшить эффективность дистанционного обучения сотрудников предприятия

Обучение сотрудников организации, безусловно, актуально на любом этапе работы: при поступлении на новую должность, при расширении должностных полномочий, при совершенствовании знаний по основной специальности.

В век стремительно развивающихся интернет-технологий дистанционное обучение становится всё более популярным, так как расширяет границы знаний, давая возможность сотруднику любой организации независимо от её географического расположения обучиться в самых разных и престижных учебных центрах.

Привлекательность дистанционного обучения обусловлена прежде всего тем, что оно проводится без отрыва от работы. При этом сотрудникам компании не нужно отправляться в командировку, а работодателям, соответственно, нести командировочные расходы, искать замену для таких сотрудников на период их обучения.

Иногда к дистанционному обучению прибегают в случае, если нужно быстро и без лишней суеты получить «корочку» в соответствии с требованиями закона. Тогда обучение превращается в формальность. Но, к сожалению, такие предложения на рынке существуют и будут существовать, пока на них есть спрос.

Но как сделать дистанционное обучение эффективным в случае, если и сотрудник, и работодатель заинтересованы в качественном обучении по интересной и перспективной для организации программе обучения?

Для этого руководителю предприятия или лицу, ответственному за обучение сотрудников, потребуется выполнить ряд действий по определению программы и учебного центра, которому можно доверить обучение.

На выбор учебного центра дистанционного обучения могут повлиять:

наличие лицензии на ведение образовательной деятельности, если для реализации программы требуется такая лицензия (например, если по окончании обучения выдаётся документ о повышении квалификации или о переподготовке, то лицензия должна быть обязательно). Проверить наличие лицензии можно на сайте Рособрнадзора РФ;

объём и содержание программы обучения. Для того, чтобы понять, какие вопросы будут изучены сотрудником в рамках обучения, программа обучения или учебный план должны быть размещены в открытом доступе;

исчерпывающая информация о средствах и методах обучения. Иными словами, из описания технологий дистанционного обучения должно быть понятно, каким образом оно осуществляется. Например, путём ежедневного живого общения преподавателя со слушателем посредством интернет-трансляции, самостоятельным изучением лекционного материала, просмотром видеолекций и т. п. Кроме этого, должно быть понятно, как проходят практические занятия, в каких формах, в какие сроки.

Читайте так же:  Как отправлять и оплачивать алименты почтой россии

Чаще всего информацию о программах дистанционного обучения можно найти на сайтах учебных центров. Такой сайт, если он претендует на сайт высокого уровня, не должен после изучения размещённой на нём информации оставлять у слушателя каких-либо вопросов и (или) вынуждать слушателя дополнительно связываться для их выяснения с разработчиками сайта.

Какие методы позволят работодателю убедиться в эффективности обучения?

ВО-ПЕРВЫХ, учебным центром должна быть реализована система контроля за прохождением обучения. Она может быть автоматизированная и неавтоматизированная. Например, портал дистанционного обучения может фиксировать объём материала, который был просмотрен обучаемым путём сдачи обязательного промежуточного контроля (например, теста или контрольной работы), либо фиксацией переходов по текстам лекционного материала, либо путём направления обучающих материалов отдельными частями и т. п. Чаще всего учебный центр предоставляет работодателю результаты контроля по его запросу. Однако в некоторых системах дистанционного обучения реализованы специальные сервисы для отражения всех результатов пройденных заданий, например, виртуальная зачётка.

ВО-ВТОРЫХ, в рамках обучения должна быть реализована возможность общения с преподавателем (в форме интернет-консультаций, вебинаров и т. п.). Это гарантирует получение ответов на возникшие вопросы в ходе обучения и способствует дополнительному усвоению пройденного материала. Более того, если в организации работодателя появляются вопросы из практики, это отличная возможность обсудить их со специалистом, преподающим курс. Нужно понимать, что иногда такие консультации специалиста могут стоить дороже самого обучения.

В-ТРЕТЬИХ, в программу обучения должны быть включены разные виды практических заданий (например, деловые игры, тестирование, контрольные, проектные задания и т. п.). Для большей эффективности практические задания должны быть индивидуальными. Это позволяет сформулировать контрольные вопросы для каждого из обучающихся и проверить их действительные знания.

[2]

Самым популярным видом итоговой аттестации при дистанционном обучении является тестирование. Чтобы исключить возможность использования интернета и других источников информации при прохождении теста, система дистанционного обучения должна предусматривать защиту от подобных действий. Например, может быть ограничено время на прохождение теста, при повторной сдаче теста варианты вопросов должны полностью меняться и т. п.

Многолетняя работа в системе дистанционного обучения и накопившийся опыт работы с разными организациями и порталами дистанционного обучения позволяют сделать вывод о том, что в отсутствии описанных выше форм и методов дистанционного обучения невозможно оценить эффективность такого обучения. Ещё раз повторимся, что для разумных финансовых вложений в образование своего персонала нужно грамотно подойти к выбору программы и учебного центра.

Как сделать правильный выбор

  • Правильный выбор: между чем и чем
  • Верный выбор: четыре точки зрения
  • Как сделать правильный выбор
  • Проблема выбора: равноценный обмен
  • Какую цену придется заплатить

Как сделать выбор? Задумывались ли вы на тем, как часто вам приходится выбирать? Почти каждую секунду: встать пораньше или еще поваляться в постели, приготовить яичницу или хлопья с молоком на завтрак, надеть костюм или джинсы, сесть на этот автобус или вызвать такси, пропустить человека перед собой или обойти его и первому открыть двери.

Сотни, тысячи ситуаций, в которых человеку приходится выбирать, наполняют его жизнь. Благо чаще незначительный выбор совершается автоматически. Человек делает его машинально, не вникая в суть, в противном случае от многочисленных «или/или» можно было бы сойти с ума. Выбор — это неотъемлемая часть жизни, ее «двигатель». Поговорим о том, как делать выбор правильно.

Правильный выбор: между чем и чем

«Надо выбирать между тем, к чему привык, и тем, к чему тянет.» Эти слова прозвучали в книге бразильского прозаика, который «зрит в корень» проблемы. Обратимся к психологии выбора. Известный специалист в этой области Сальваторе Мадди считает, что в любой ситуации не сотни дорожек, а всего два пути:

  • вперед к светлому будущему;
  • назад к темному прошлому.

Человек может выбрать прошлое и остаться в своей зоне комфорта , то есть отдать предпочтение привычному сценарию, который повторяется из года в год. Почему прошлое выглядит таким заманчивым? Потому что результат такого выбора можно просчитать, он уже предопределен (не будем брать в расчет форс-мажор). Если человек знает, к какому результату приведен выбор, он чувствует себя хозяином своей жизни. Это иллюзия. В конце мы расскажем, в какой ситуации у человека действительно появляется возможность управлять своей жизнью.

Выбор в пользу будущего — это риск и неопределенность. К чему приведет эта дорога можно только предполагать, а гадание на кофейной гуще не располагает к стабильности. Выбор в пользу будущего разрушает рамки зоны комфорта человека, а это — прогресс и развитие. Оставаясь в своем уютном коконе, сотканном из всего привычного, человек стоит на месте, он не движется вперед, а деградирует. Так почему выбор иногда делать настолько сложно?

Верный выбор: четыре точки зрения

Всем известен совет «посмотреть на ситуацию со стороны», только никто никогда не говорит, какой должна быть эта сторона. У любого выбора их минимум четыре:

  • С точки зрения ваших личных интересов.
  • С позиции другого человека, который вовлечен в ситуацию с вашим выбором.
  • С объективной точки зрения: взгляд на ситуацию в целом.
  • С позиции оценки долгосрочных перспектив. Это тот же объективный взгляд, но с другого ракурса.

Только совокупность этих четырех сторон даст вам «объемную» картину.

Приведем простой пример. Вы запланировали на вечер работу над проектом, которую дал начальник. Сроки горят, но тут оказывается, что ваша вторая половинка устроила ужин-сюрприз в честь пятой годовщины первой прогулки под ручку на людях. У вас есть два варианта: остаться дома и упорно трудиться или пойти на романтический ужин и забыть о делах.

Ваша вторая половинка хочет приятно провести вместе время. Ваш начальник с нетерпением ждет готовой работы. Если оценивать объективно, то ужин не был запланирован лично вами, а работа как раз стоит в графике невыполненных дел на этот вечер. Если вы не закончите проект, то ваша репутация среди коллег ухудшится, а руководство больше не будет вам доверять такую сложную, но прибыльную работу .

Читайте так же:  Порядок получения гражданства рф гражданином узбекистана

Лично вам больше хочется развлечься, чем корпеть над скучными цифрами. Если посмотреть на ситуацию с точки зрения долгосрочных перспектив, то успешно выполненный проект принесет вам еще одну «звездочку» и возможно станет еще одной ступенькой в карьерной лестнице к очередному повышению. Ужин можно перенести на другой день, если ваша вторая половинка отнесется к ситуации с пониманием, отбросив эгоизм. Это и есть объективная картина выбора.

Как сделать правильный выбор

Вспомните слова Воланда из романа Булгакова: «Иногда лучший способ погубить человека — это предоставить ему самому выбрать судьбу». Загвоздка в том, что правильного выбора в момент, когда человек его совершает, не существует. Что подразумевается под словом «правильный»? Тот, что принесет положительный результат, но результат станет известен позже, в будущем, которое еще не наступило. Все, что остается человеку, так это предполагать и делать ставки.

[1]

Многие прибегают к хитростям и дают себе слово, что «как только», так и сразу выберут. Этим «как только» может быть что угодно, но чаще подразумевается какое-то изменение в ситуации, которое поможет утвердиться в правильности выбора, то есть добавить пару гирек на чашу весов в пользу одного из вариантов.

Даже знак свыше не даст стопроцентной гарантии в том, что выбор будет правильным.

Обычно те, кто откладывают его до лучших времен (понедельника, первого числа, нового года), в результате так и не выбирают, то есть пускают все на самотек. Здесь важно понять, что «завтра» всегда будет маячить где-то впереди, а жить нужно более реальным «сегодня» и выбирать тоже здесь и сейчас. Даже если выбор окажется неправильным, еще одно падение — отличный повод для того, чтобы в очередной раз подняться.

Проблема выбора: равноценный обмен

К сожалению, у каждого выбора есть свои последствия. Если человек выбирает одну дорожку, то он ставит крест на другой. Сказав «да» одной возможности, он говорит «нет» другой. В этом заключается трагедия выбора. Нельзя получить что-то, ничем не пожертвовав. Это один из основных законов жизни: за все нужно платить. Некоторых эта цена пугает настолько, что они и вовсе отказываются выбирать, но делают только хуже.

У таких людей появляется чувство вины , которая в психологии получила название экзистенциальной. Это сожаления об упущенных возможностях. Человек ощущает вину перед самим собой за то, что не сделал, за те шансы, которые упустил. Сожаление словно червь точит его и держит в тисках прошлого. Такие люди чаще всего не понимают, что мучая себя, они только усугубляют ситуацию.

Пока вина за упущенные возможности в прошлом занимает ум, новые возможности из настоящего тоже проходят мимо, и причин для сожаления становится все больше. Проблема растет, как снежный ком, из которого выбраться все сложнее.

Некоторые прибегают и к другим хитростям: пытаются одновременно выбирать два варианта и реализовывать их параллельно. Попытка совершить взаимоисключающие действия приводит к уже известному по сказкам разбитому корыту. Другие «половинят» выбор, пытаясь ухватить что-то от одной возможности и от ее альтернативы. В результате они не преуспевают ни в одном из направлений. Проще говоря, обхитрить законы жизни не получится. Нужно научиться совершать выбор.

Какую цену придется заплатить

Выбор, сделанный в гневе, — это результат импульса, порыва, о последствиях которого часто приходится жалеть. Человек перед тем, как сделать выбор, должен понимать и принимать цену, которую придется отдать за его реализацию. Вернемся к примеру с планами на вечер. Вы выбираете ужин с любимым человеком, после чего следует увольнение. Что должен сделать разумный человек? Заняться поиском новой работы и впредь либо не жертвовать ею ради личной жизни, либо не допускать ситуаций, где они будут на разных чашах весов.

Что сделает слабый человек? Начнет жаловаться на то, как жестоко обошлась с ним судьба. Ведь такой сценарий развития событий был среди множества и вы о нем знали, но предпочли выбросить из головы, как маловероятный вариант. Это и была цена вашего выбора: вероятность того, что на работе возникнут проблемы. Вы ее заплатили, но надеялись, что каким-то чудом в этот раз выбор дастся бесплатно.

Одна из серьезных проблем человека — это нежелание принимать ответственность за результаты своего выбора . Проще сказать, что так распорядилась судьба, подгадал злой рок, сложились обстоятельства, соседка сглазила. Это легче, чем признать, что причина ситуации, в который оказался человек, — он сам и его решения. Научитесь принимать на себя ответственность за собственный выбор. Только в этом случае вы сможете ощутить себя хозяином своей жизни, свободным человеком с невероятным количеством перспектив и «дорожек» в будущее.

Перед тем, как сделать выбор, нужно задать себе два простых вопроса:

  • Это действительно мне нужно?
  • Оно того стоит?
Видео (кликните для воспроизведения).

Именно в такой последовательности: если не нужно, то и вопрос цены возникать не должен. Ответы на них должны быть честными, ведь во внутреннем монологе незачем пускать пыль в глаза. Человек должен руководствоваться и сердцем, и разумом, чтобы принимать взвешенные решения. Основной ориентир — собственные желания , а не мнение окружающих или требования близких. Только в этом случае выбор будет честным и правильным для самого человека.

Источники


  1. Бредихин, А. Л. Правоведение. Учебное пособие / А.Л. Бредихин. — М.: Феникс, 2015. — 256 c.

  2. Картрайт, Г. Обвиняется в убийстве. История судебных процессов над Калленом Дэвисом / Г. Картрайт. — М.: Прогресс, 2017. — 384 c.

  3. Скуратовский, М. Л. Подготовка дела к судебному разбирательству в арбитражном суде первой инстанции / М.Л. Скуратовский. — М.: Wolters Kluwer, 2018. — 200 c.
Образование позволяет делать выбор
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here