Обзор Baldur’s Gate 3
Платформы: PS5 XSEX PC Разработчик: Larian Studios Издатель: Larian Studios Жанры:
RPG CRPG
Baldur’s Gate 3 появилась на PC ещё в августе, но в нашей редакции смогли добраться до неё лишь после выхода на PlayStation 5. Процесс прохождения этой огромной игры затянулся, однако в итоге мне удалось изучить не только консольную версию, но и варианты под Windows и macOS.
Как поклонник Larian Studios и её подхода к RPG, я примерно понимал чего ожидать от новой RPG, но Свен Винке и его команда сумели сильно впечатлить. Уже на стадии создания персонажа можно заметить большое количество различных деталей и интерактивных свойств, которые должны влиять на приключения игрока. При этом важно отметить, что выбор класса не настолько критичен, как кажется на первый взгляд, ведь в определенный момент в первом акте можно пройти квест и получить возможность свободно менять боевую профессию.
Сами классы используют систему Dungeons & Dragons, в которой нет маны, а навыки завязаны на различных очках действий и бросках всяческих необычных "кубиков" вроде двадцатигранного "d20". Баланс между классами тоже кажется весьма специфическим для видеоигр. Здесь воины и варвары хоть и имеют весьма ограниченный набор приемов, при правильном развитии будут практически сразу мощно рубить по противнику, а вот магам гораздо сложнее, особенно в начале, когда сильных заклинаний нет, а после нескольких залпов фаерболом колдуну потребуется отдых.
Закончив создание своего персонажа, игрок оказывается на воздушном корабле иллитидов – осьминогоголовых монстров, обладающих телепатическими способностями. Они заражают своими личинками разумных существ, которые постепенно превращают жертв в таких же иллитидов. Главный герой – пленник, которого заражают этим паразитом. Параллельно на корабль нападают, и ему удается сбежать, повстречав нескольких таких же зараженных. Оказавшись на земле после крушения корабля, персонажи осознают, что должны найти способ избавиться от паразитов. Именно такая расплывчатая постановка задачи побуждает исследовать локации и искать способы решения проблемы.
Как и в предыдущих играх студии, здесь почти все квесты так или иначе связаны с основными событиями. Даже банальные второстепенные задания по поиску того или иного персонажа в итоге выливаются в целую историю, которая по цепочке может пересекаться с другими сюжетами. Из-за такой взаимосвязи мир Baldur's Gate 3 кажется живым и очень интересным для исследования. Глобальный сюжет весьма умело закручен, и порой в нем происходят интригующие и неожиданные повороты как в хороших сериалах. Центральное повествование тесно переплетено с многочисленными побочными активностями, и именно в них часто раскрываются любопытные нюансы и подробности, касающиеся действующих лиц или конкретных событий.
Одна из особенностей игр Larian Studios – высокая вариативность при прохождении квестов. Divinity: Original Sin 2 радовала поклонников разнообразием, но Baldur's Gate 3 шагнула на принципиально иной уровень. Здесь просто огромное количество возможностей для выполнения тех или иных задач. Закрытые замки почти всегда можно взломать отмычкой, разбить силой или банально отыскать ключ. Кроме того, практически любой предмет можно осмотреть, передвинуть, попытаться поджечь или наоборот потушить. Все эти возможности позволяют решать более комплексные задачи множеством способов. Надо пройти в закрытую зону, но не получилось договориться со стражей? Можно обойти территорию с другой стороны и перелезть через забор при помощи наваленных в кучу подручных предметов – главное, чтобы этого никто не заметил. Разработчики проработали множество сценариев, но сам игровой процесс построен так, что порой получается сгенерировать свои историй даже случайным образом. Для примера расскажу о квесте, связанном с набегами гоблинов на местную святыню. Постараюсь описать все без лишних спойлеров, но в любом случае это лишь малый фрагмент из начала игры.
Данный квест можно выполнить, отыгрывая совершенно разные роли. Например, есть вариант бесхитростно и прямолинейно перебить всех гоблинов или скрытно проникнуть в лагерь и ликвидировать только главарей, но главное – есть возможность примкнуть к банде и ограбить ту самую рощу. Самое интересное – игрок волен менять свои решения по ходу прохождения и может пообещать одно, а сделать совершенно другое. У меня получилось завершить этот квест весьма забавным и случайным образом. Убедив гоблинских стражников впустить группу героев в лагерь, я принялся рассматривать окрестности. Первого главаря оказалось легко ликвидировать тихо, а дальше пришлось думать, как же теперь победить остальных. Стоя у моста с обрывом и изучая разбросанные вещи в комнате около второго босса, я случайно пнул одну вещицу (нажал "метнуть" вместо "осмотреть", и на автомате подтвердил действие). В этот момент "босс" подбежал к отряду и стал предъявлять претензии за порчу имущества и воровство. Стоя у края пропасти, я не придумал ничего лучше, чем сбросить оппонента в обрыв. Казалось бы, дело сделано, но это увидел мелкий гоблин и побежал поднимать тревогу. Его пришлось догнать и скинуть уже в другую яму – на этот раз с пауками. Арахниды сильно этому порадовались и у них завязалась драка. На этот шум прибежали другие гоблины, мимо которых прошмыгнуть втихаря не получилось… В итоге, по цепочке таких случайных происшествий и попыток всё это закончить, наш отряд случайно устроил пожар в лагере, а пытаясь убежать от огня, наткнулся на оставшегося вождя, который удачно остановился у бочки с горючим и был взорван. После такой импровизированной диверсии группа во главе с главным героем еле как сбежала по подземным пещерам. Лишь после этого пришло понимание, что квест, оказывается, выполнен. Это было очень весело, ведь именно такие истории хочется потом пересказывать друзьям, которые наверняка прошли данный эпизод как-то иначе.
Подобные сюжеты в Baldur's Gate 3 генерируются регулярно, особенно если пытаться играть, не используя очевидные прямолинейные решения и не перезагружая сохранения после каждого неудачного броска "куба d20". Такие случайные повороты сюжета, созданные из-за нетривиального подхода, вызывают неописуемый восторг и нравятся не меньше, чем хорошо прописанные сценарные ходы и диалоги.
Стоит отметить, что даже у глобальных квестов могут быть радикально разные способы прохождения. Играя второй или третий раз, можно получить совершенно иные результаты и увидеть другие последствия. Эти моменты могут напомнить Dragon Age: Origins, в которой от некоторых действий игрока менялись целые пласты всего мира. Однако вариативность в Baldur's Gate 3 настолько высокая, что порой даже "провал" в некоторых квестах ведет к отдельным историям и интересным ситуациям. В целом, здесь почти не бывает однозначно проигрышных вариантов. Для примера можно упомянуть встречу с Каргой в первом акте. Она имеет массу интересных особенностей и решений, которые в итоге могут иметь далеко идущие последствия, хотя, проходя первый акт, о ней можно даже не узнать. Такая детальная проработка сценариев действительно поднимает Baldur’s Gate 3 на новый уровень среди RPG.
Кто-то может вспомнить про более бюджетные проекты, вроде Disco Elysium или старенького Planescape: Torment, где, по сути, игрок читает интерактивную книгу, но все же здесь речь идет о большой RPG AAA-класса с массой озвученных диалогов, глубокой боевой системой и приличной графической проработкой. Конечно, авторам на пользу пошел опыт двух Divinity: Original Sin, и речь не только о геймплее, но и о грамотном менеджменте студии. Кажется, что руководящий состав хорошо уловил правильный баланс и грамотно распределил бюджет, зная, на чем можно сэкономить, например, не озвучивая реплики главного героя, а где действительно нужно показать свой проект с лучшей стороны и потратиться на великолепную проработку спутников главного героя, их мимику, голоса и постановку диалогов.
Одна из особенностей игр Larian Studios – высокая вариативность при прохождении квестов. Divinity: Original Sin 2 радовала поклонников разнообразием, но Baldur’s Gate 3 шагнула на принципиально иной уровень.
К слову, запоминающиеся герои в партийной RPG – залог успеха. Здесь персонажи получились разномастные и на любой вкус. Поклонники первых частей Baldur's Gate наверняка будут рады увидеть Джахейру и Минска, но, на мой взгляд, новички кажутся более интересными. В беседах с компаньонами раскрываются их характеры и мотивы, а личные взаимоотношения могут дойти до интима. Некоторые действующие лица получились слегка карикатурными, но в целом реалистичными. Например, разговоры с Лаэзель напомнили мне одну знакомую, которая так же боялась продемонстрировать "слабость", в результате чего казалась окружающим очень злой. Важно и то, что герои могут меняться со временем – например, личный квест Шэдоухарт серьезно влияет на её характер. Кроме спутников в игре хватает колоритных злодеев и иных весьма нетривиальных второстепенных участников истории, вроде Мизоры или Воло. Авторы удачно поработали над визуальными образами, и даже второстепенные попутчики хорошо запоминаются при первом появлении и легко узнаются в дальнейшем.
Если задаться целью, то Baldur's Gate 3 можно пройти, почти не участвуя в сражениях, однако боевая система здесь весьма интересная, и я бы не рекомендовал пропускать её сегменты при первом прохождении. Битвы полностью построены на правилах Dungeons & Dragons, где успех всех действий определяется броском различных "кубиков", а параметры персонажей выступают в роли модификаторов, добавляющих или отнимающих итоговые очки. Вдаваться во все нюансы я не буду, только ещё раз упомяну, что в игре нет системы маны или чего-то подобного. Умения и навыки завязаны на очках действий и специальных магических ячейках разного уровня. В зависимости от класса и прокачки простые умения можно использовать один или даже несколько раз за один ход, а самые мощные и требовательные заклинания и навыки могут быть задействованы всего один или два раза, а после персонажу нужен будет отдых. Таким образом необходимо грамотно планировать силы на несколько боев вперед и соизмерять мощность заклинания с текущими боевыми ситуациями. Иной раз лучше приберечь сильные магические атаки, ведь в середине некоторых квестов может просто не быть возможности для отдыха.
Важно отметить, что сражения часто превращаются в некую головоломку, а их планирование порой побуждает игрока экспериментировать и пробовать разные варианты, нередко перезапуская поединок несколько раз. Некоторые заклинания и умения, которые кажутся бесполезными или странными, в определенный момент способны оказаться решающими. Боевая механика и взаимодействие с окружением будет знакома тем, кто играл в Divinity: Original Sin. Здесь также можно сочетать стихии и важно взаимодействовать с окружающими объектами. Разработчики постарались проработать систему так, чтобы она давала ещё больше возможностей, чем раньше, и при этом ощущалась свежей. Например, банальная опция "толкнуть", как оказалось, привнесла совершенно иной подход к боевым ситуациям. Кроме того, можно задумать грандиозный план, сочетающий в себе цепочку взаимодействий с факелом на стене, разбитой бутылкой масла и прочими объектами, но при этом чуть-чуть не рассчитать и самому улететь в пропасть после того, как все вспыхивает. Однако в те моменты, когда сложные планы осуществляются, появляется чувство удовлетворения, сравнимое с победой над сложным боссом в Dark Souls.
Другой немаловажный пласт впечатлений касается технической части игры. Тем, кто начитался различных разборов и насмотрелся тестов, могло показаться, что у игры плохая оптимизация на консолях, однако это не совсем так. Мне сразу же вспомнился "Ведьмак 3", который притормаживал в Новиграде, а падения кадров в болотах стали не менее легендарными, чем сама игра, но несмотря на это, она проходилась комфортно. Здесь примерно так же.
Графика в Baldur's Gate 3 весьма современная, но при этом не выдающаяся с технологической части. Визуально картинка очень приятная и интересная, но достигается это в первую очередь за счет дизайна и естественных лицевых анимаций во время крупных планов. Персонажи хорошо детализированы и кажутся весьма аккуратными, даже если это не самые привлекательные расы, вроде гитьянки. Конечно, тролли и гоблины в любом случае уродливые создания, но они прекрасны именно с точки зрения работы художников. Отдельно хочется упомянуть большое количество красивой одежды и различного рода экипировки, которая поначалу не сильно бросается в глаза, но со временем становится понятно, что и здесь разработчики постарались на славу.
Техническое состояние консольной версии игры весьма достойное, и оно оказалось лучше, чем я себе представлял после тестов от Digital Foundry и прочих специалистов. Самым тяжелым для железа оказался третий акт игры. Окрестности "Врат Балдура" – оживленное место, и в некоторых моментах на экране может быть много разгуливающих персонажей. В таких случаях производительность имеет свойство просаживаться до 30 кадров в секунду даже в одноименном режиме.
К слову, на PlayStation 5 есть два варианта игры. Первый – режим "качества", в котором всё работает стабильно в 30 FPS и с разрешением 1440p. Даже в третьем акте сильных просадок почти не наблюдается, а изображение кажется четким и гладким. Второй вариант – "быстродействие". С этой опцией кадровая частота возрастает до 60, а разрешение становится динамическим. В процессе теста большую часть времени я провел именно так, и мне было вполне комфортно. Картинка ухудшается не сильно, хотя в некоторых моментах появляются чуть менее четкие контуры объектов, а тени и часть спецэффектов немного упрощаются. В особо насыщенных ситуациях количество кадров в секунду может несколько проседать, но если ваш экран поддерживает VRR, такие подтормаживания будут почти незаметны. Хотя уже в третьем акте я переключился на режим "качества", ведь в городе колебания FPS нередко гуляют от 60 к 30 и обратно, что делает картинку менее комфортной, чем при стабильных 30.
Что касается версии для персональных компьютеров, то на машине с RTX 4080, конечно, ситуация значительно лучше – игра запускается с максимальными настройками в нативном 4K-разрешении, а падения частоты кадров ниже 60 встречаются редко.
Версия для macOS была запущена нами на Mac mini с базовым процессором M1 и 16GB RAM. Этот вариант тоже вполне играбельный с включенным FSR на средних-низких настройках графики, но производительность и визуал значительно уступают версии для PlayStation 5. Однако на устройствах Apple с более мощными процессорами ситуация значительно лучше. Даже на M1 Pro, не говоря уже о второй и третьей итерациях чипа.
базируется на основных признаках игры и является дополнением к основному обзору.
Нужно отметить, что игра поддерживает облачные сохранения и переносит их между платформами. Это очень удобно – пересев играть на PC, мне не пришлось начинать заново.
Неприятно удивили разве что продолжительные по времени запуск игры и загрузка сохранений – за годы существования PlayStation 5 я уже успел отвыкнуть от того, что на них может уходить около 40 секунд. По правде говоря, это кажется очень странным недостатком, учитывая, как этот процесс реализован в подавляющем большинстве современных игр на устройствах с SSD. На PC ситуация получше, чем на PS5, но движок, кажется, не оптимизирован для работы с быстрыми накопителями, особенно на консолях. Очень надеюсь, что в одном из патчей это исправят.
Во время тестирования каких-то серьезных и критических багов я не замечал. Играть вполне комфортно на любой из протестированных мною систем.
Другим немаловажным вопросом, который возникает у потенциальных покупателей этого шедевра, является управление с геймпада. Пропустившие предыдущие проекты Larian Studios на консолях игроки пугаются, когда видят многочисленные круговые меню. Хотя на самом деле всё весьма удобно. Управление опирается на систему, обкатанную в Divinity, и лично мне она нравится. Если вы привыкли играть в подобные игры на PC, то, конечно, этот аспект с непривычки может показаться сложным. Однако в таких больших и комплексных играх подобное нагромождение функций вполне оправдано и встречается даже в более дружелюбных проектах, вроде GTA V. Напомню, что в боевике от Rockstar Games, на первый взгляд, совершенно неинтуитивный разброс действий – "влево" на крестовине – переключает радиостанции, "вправо" включает фары, "вверх" – активирует телефон, а "вниз" – меняет персонажа. В Baldur's Gate 3 множество действий сделаны через круговые меню, которых может быть несколько, что с непривычки пугает, но в действительности это очень удобно.
К тому же выбор тех или иных объектов можно осуществлять разными способами, например, крестовиной. Если это кажется неудобным, то в настройках есть специальная опция для левого или правого стика, позволяющая более плавно выбирать нужный объект. Кроме того, курсор автоматически подсвечивает те объекты, на которые смотрит герой. Ну и сохранилась возможность выделять целую область вокруг персонажа, что позволяет максимально быстро указать нужную цель или предмет, если они очень мелкие или навалены в одну кучу. Самое интересное, что каждый из типов управления хорош по-своему, и лично я, когда перебрался на PC, обратил внимание, что бродить по локациям и осматривать густо заставленные интерьеры легче с геймпада, а вот менеджмент инвентаря гораздо удобнее осуществлять мышкой. Версия для "персоналок" позволяет быстро переключаться с мышки на геймпад и обратно, одновременно с чем меняется и интерфейс.
Хорошая ролевая игра, помимо прокачки и развития персонажа, обычно сочетает в себе составляющие из других базовых жанров. Авторы из Larian Studios гармонично дополнили свою конструкцию элементами из "приключенческих квестов", диалоговых новелл и пошаговых тактик. Благодаря качественной проработке этих аспектов Baldur's Gate 3 вызывает полнейший восторг. Те небольшие огрехи, которые здесь есть, с лихвой компенсируются общей проработкой мира, разнообразием и глубиной игровых механик, а также очень интересной историей, в рамках которой игрок имеет множество развилок. Эту игру можно перезапускать много раз, и каждое новое прохождение будет отличаться от предыдущего, раскрывая все новые и новые нюансы. На мой взгляд, Baldur's Gate 3 – одна из лучших ролевых игр в истории индустрии, и хотелось бы, чтобы она оказала такое же влияние на RPG, как это в своё время сделали "Ведьмак 3" или проекты серии Souls.
Творение Larian Studios действительно задает новые стандарты в жанре, и я очень надеюсь, что после такого успеха крупные студии больше не будут бояться делать дорогие RPG с пошаговой боевой системой. Особенно хотелось бы, чтобы это заметили и оценили руководители Square Enix.
Студия Свена Винке долго шла к этому успеху, и Baldur's Gate 3 без преувеличения достойна всех хвалебных эпитетов и наград, которые уже успела получить.
Игра проходилась на PlayStation 5 и ПК. Первые 38 скриншотов в галерее сделаны на PlayStation 5, остальные – на ПК.