Опека и попечительство согласно федеральному закону основные положения

Статья на тему: "Опека и попечительство согласно федеральному закону основные положения" от профессионалов для людей. Если у вас возникнут вопросы, то можете их задать дежурному специалисту.

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

Статья 8. Полномочия органов опеки и попечительства

См. комментарии к статье 8 настоящего Федерального закона

1. К полномочиям органов опеки и попечительства относятся:

1) выявление и учет граждан, нуждающихся в установлении над ними опеки или попечительства;

[1]

2) обращение в суд с заявлением о признании гражданина недееспособным или об ограничении его дееспособности, а также о признании подопечного дееспособным, если отпали основания, в силу которых гражданин был признан недееспособным или был ограничен в дееспособности;

3) установление опеки или попечительства;

4) осуществление надзора за деятельностью опекунов и попечителей, деятельностью организаций, в которые помещены недееспособные или не полностью дееспособные граждане;

5) освобождение и отстранение в соответствии с настоящим Федеральным законом опекунов и попечителей от исполнения ими своих обязанностей;

6) выдача в соответствии с настоящим Федеральным законом разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных;

7) заключение договоров доверительного управления имуществом подопечных в соответствии со статьей 38 Гражданского кодекса Российской Федерации;

8) представление законных интересов несовершеннолетних граждан и недееспособных граждан, находящихся под опекой или попечительством, в отношениях с любыми лицами (в том числе в судах), если действия опекунов или попечителей по представлению законных интересов подопечных противоречат законодательству Российской Федерации и (или) законодательству субъектов Российской Федерации или интересам подопечных либо если опекуны или попечители не осуществляют защиту законных интересов подопечных;

9) выдача разрешения на раздельное проживание попечителей и их несовершеннолетних подопечных в соответствии со статьей 36 Гражданского кодекса Российской Федерации;

10) подбор, учет и подготовка в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации, граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством формах;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ в пункт 11 части 1 статьи 8 настоящего Федерального закона внесены изменения

11) проверка условий жизни подопечных, соблюдения опекунами и попечителями прав и законных интересов подопечных, обеспечения сохранности их имущества, а также исполнения опекунами и попечителями требований к осуществлению ими прав и исполнению обязанностей опекунов или попечителей, определяемых в соответствии с частью 4 статьи 15 настоящего Федерального закона;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ часть 1 статьи 8 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 12

12) информирование граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями либо принять ребенка, оставшегося без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, о возможных формах устройства ребенка в семью, об особенностях отдельных форм устройства ребенка в семью, о порядке подготовки документов, необходимых для установления опеки или попечительства либо устройства детей, оставшихся без попечения родителей, на воспитание в семью в иных установленных семейным законодательством формах, а также оказание содействия в подготовке таких документов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ часть 1 статьи 8 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 13

13) оказание помощи опекунам и попечителям несовершеннолетних граждан в реализации и защите прав подопечных.

2. Федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации могут быть предусмотрены иные полномочия органов опеки и попечительства наряду с указанными в части 1 настоящей статьи полномочиями.

3. По вопросам, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства, органы опеки и попечительства издают акты. Указанные акты могут быть оспорены заинтересованными лицами в судебном порядке.

КОММЕНТАРИЙ К ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ» И ФЕДЕРАЛЬНОМУ ЗАКОНУ «О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ В ОТДЕЛЬНЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ В СВЯЗИ С ПРИНЯТИЕМ ФЕДЕРАЛЬНОГО ЗАКОНА «ОБ ОПЕКЕ И ПОПЕЧИТЕЛЬСТВЕ»

Глава 4. ПРАВОВОЙ РЕЖИМ ИМУЩЕСТВА ПОДОПЕЧНЫХ

Крашенинников Павел Владимирович — вступительная статья, статьи 1, 2, 18 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»;

Манылов Игорь Евгеньевич — статья 9 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»;

Михеева Лидия Юрьевна — статьи 3 — 8, 10 — 16, 21 — 32 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», Федеральный закон «О внесении изменений в отдельные законодательные акты в связи с принятием Федерального закона «Об опеке и попечительстве»;

Рузакова Ольга Александровна — статьи 17, 19, 20 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ
«Об опеке и попечительстве»

С изменениями и дополнениями от:

18 июля 2009 г., 1 июля 2011 г., 2 июля 2013 г., 5 мая, 4 ноября, 22 декабря 2014 г., 28 ноября 2015 г., 29 июля, 31 декабря 2017 г., 3 августа 2018 г., 29 мая 2019 г.

Принят Государственной Думой 11 апреля 2008 года

Одобрен Советом Федерации 16 апреля 2008 года

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Президент Российской Федерации

24 апреля 2008 года

Закон определяет полномочия органов опеки и попечительства, закрепляет правовой статус опекунов и попечителей, упорядочивает процедуры установления и прекращения опеки и попечительства.

Новеллами закона являются: введение упрощенного порядка назначения опеки в случае необходимости немедленного назначения опекуна или попечителя (предварительная опека); введение временной опеки (например, на срок командировки родителей); возможность назначения опекуна и попечителя над несовершеннолетними по заявлению их родителей (с указанием конкретного лица) на период, когда по уважительным причинам они не могут исполнять свои родительские обязанности; возможность назначения нескольких опекунов или попечителей одному лицу. Закрепляется преимущественное право близких родственников стать опекунами (попечителями). Предусматривается возможность установления опеки (попечительства) по договору об осуществлении опеки (попечительства), заключаемому органом опеки и попечительства с опекуном (попечителем). Таким договором может быть предусмотрена выплата вознаграждения.

Подробно урегулированы вопросы охраны, управления и распоряжения имуществом подопечных, определен порядок и сроки выдачи органами опеки и попечительства разрешений на совершение сделок с имуществом подопечных. Установлена ответственность опекунов (попечителей) и органов опеки и попечительства за нарушение прав и законных интересов подопечных граждан.

Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 года и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу. Договоры о передаче ребенка на воспитание в приемную семью и договоры о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании), заключенные до 1 сентября 2008 года, сохраняют свою силу. По желанию приемных родителей или патронатных воспитателей указанные договоры могут быть переоформлены.

Читайте так же:  Как делится автокредит при разделе автомобиля между супругами

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве»

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 сентября 2008 г. и применяется к правоотношениям, возникшим после дня вступления его в силу

Текст Федерального закона опубликован в «Российской газете» от 30 апреля 2008 г. N 94, в «Парламентской газете» от 7 мая 2008 г. N 31-32, в Собрании законодательства Российской Федерации от 28 апреля 2008 г. N 17 ст. 1755

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 29 мая 2019 г. N 107-ФЗ

Изменения вступают в силу с 9 июня 2019 г.

Федеральный закон от 3 августа 2018 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2019 г.

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 495-ФЗ

Изменения вступают в силу с 11 января 2018 г.

Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 220-ФЗ

Изменения вступают в силу с 10 августа 2017 г.

Федеральный закон от 28 ноября 2015 г. N 358-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 432-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 4 ноября 2014 г. N 333-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2015 г.

Федеральный закон от 5 мая 2014 г. N 118-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 167-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона, за исключением изменений в часть 5 статьи 6, вступающих в силу с 1 января 2014 г.

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 18 июля 2009 г. N 178-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2019. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

Опека и попечительство

Общие положения

Социальная и правовая востребованность опеки и попечительства определяются необходимостью обеспечения интересов и осуществления прав тех членов общества, которые объективно, в силу своего возраста или состояния здоровья, не способны осуществлять и защищать их самостоятельно [1] . Определения опеки и попечительства закреплены в ст. 2 Закона об опеке.

Опека – форма устройства малолетних граждан (не достигших возраста 14 лет несовершеннолетних граждан) и признанных судом недееспособными граждан, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (опекуны) являются законными представителями подопечных и совершают от их имени и в их интересах все юридически значимые действия,

Попечительство – форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет и граждан, ограниченных судом в дееспособности, при которой назначенные органом опеки и попечительства граждане (попечители) обязаны оказывать несовершеннолетним подопечным содействие в осуществлении их прав и исполнении обязанностей, охранять несовершеннолетних подопечных от злоупотреблений со стороны третьих лиц, а также давать согласие совершеннолетним подопечным на совершение ими действий в соответствии со ст. 30 ГК РФ.

Применительно к несовершеннолетним детям, оставшимся без попечения родителей, в современном российском праве опека и попечительство помимо представительства и защиты их интересов выполняют еще одну важную функцию – воспитание детей в условиях семьи. В п. 1 ст. 145 СК РФ определены основные задачи установления и осуществления опеки (попечительства): опека или попечительство устанавливаются над детьми, оставшимися без попечения родителей в целях их содержания, воспитания и образования, а также для защиты их прав и интересов. Соответствующие им права и обязанности опекунов и попечителей определяются семейным законодательством.

В действующем законодательстве отражается доктринальный подход, сформировавшийся еще до принятия ГК РФ и СК РФ и заключающийся в том, что семейно-правовое регулирование охватывает лишь отношения опекунов (попечителей) и их несовершеннолетних подопечных детей, а отношения опеки (попечительства) над совершеннолетними гражданами выходят за рамки действия семейного права. Кроме того, учитывается, что в связи с установлением, осуществлением, прекращением опеки и попечительства возникает и существует целый комплекс разноотраслевых правоотношений – помимо семейно-правовых это гражданско-правовые и административно-правовые отношения. Например, В. А. Рясенцев считал, что отношения по опеке и попечительству регулируются нормами и семейного, и гражданского права [2] . E. М. Ворожейкин обращал внимание на то, что юридической основой для внутрисемейных правоотношений между опекуном (попечителем) и подопечным служат административно-правовые по своей природе взаимоотношения опекуна (попечителя) с органом опеки и попечительства [3] .

Однако разнородность общественных отношений, складывающихся в сфере опеки и попечительства, и соответственно действие в ней норм разной отраслевой принадлежности не означает «комплексного характера института опеки и попечительства» [4] . В противном случае в рамках существующей отраслевой систематизации права придется констатировать утрату объективных критериев для разграничения отраслей права, так как правовой институт является составной частью отрасли права. Более точным было бы говорить не о «комплексности правового института», а о комплексном характере правового регулирования общественных отношений, связанных с опекой и попечительством. Комплексность присуща не правовому институту, а законодательству об опеке и попечительстве.

Проблемы социального сиротства в стране определили необходимость в поиске и использовании новых юридически автономных от опеки (попечительства) форм. С принятием СК РФ наряду с ранее существовавшими опекой и попечительством стали развиваться новые формы устройства в семью детей, оставшихся без попечения родителей, основанные на договоре и принципе возмездного оказания услуг по воспитанию детей: на основе норм гл. 21 СК РФ – приемная семья, на основе законодательства субъектов РФ – патронатное воспитание (патронатная семья). Постепенно государство в политике защиты прав детей, оставшихся без попечения родителей, стало переходить от несемейных форм и развития сети соответствующих учреждений к семейным формам их устройства. Однако требовались дальнейшие шаги по корректировке внутригосударственного законодательства в части организации и деятельности органов опеки и попечительства и охраны прав детей.

Основным нормативным актом, положенным в основу реформирования системы опеки и попечительства, стал Закон об опеке. При регулировании отношений, связанных с опекой и попечительством над несовершеннолетними, приоритет отдается нормам СК РФ.

В свою очередь, в части применения ГК РФ и Закона об опеке приоритет отдастся нормам ГК РФ – к отношениям, возникающим в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки или попечительства и не урегулированным ГК РФ, применяются положения Закона об опеке и иные принятые в соответствии с ним нормативные правовые акты РФ (п. 4 ст. 31 ГК РФ, п. 1 ст. 3 Закона об опеке).

Нормы, которые регулируют отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства, и содержатся в законах субъектов РФ, не должны противоречить Закону об опеке.

Читайте так же:  Оформление искового заявления об оспаривании отцовства

Следовательно, на текущем этапе развития законодательства признается необходимым разноотраслевое и разноуровневое правовое регулирование отношений, связанных с опекой и попечительством. Согласно СК РФ, ГК РФ и Закону об опеке опека и попечительство рассматриваются в качестве одной из форм устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание.

В качестве составной части предмета семейного права рассматриваются лишь определенные виды отношений но опеке и попечительству, а именно, внутрисемейные отношения между опекунами (попечителями) с одной стороны, и их подопечными несовершеннолетними детьми – с другой.

В рамках учебного курса семейного права изучаются не только правовые отношения семейно-правового характера между опекунами (попечителями) и их несовершеннолетними подопечными, но и неразрывно связанные с ними отношения по представительству и защите имущественных интересов подопечных, обычно включаемые в предмет гражданского права, а также отношения с участием органов опеки и попечительства по установлению и прекращению правоотношений опеки (попечительства), контролю и надзору за деятельностью опекунов (попечителей), которые имеют административно-правовую природу.

Опека и попечительство над детьми

Опека и попечительство представляют собой форму устройства детей, оставшихся без попечения родителей, в целях их содержания, воспитания и образования, а также для зашиты их прав и интересов.

Опека устанавливается над детьми, не достигшими возраста 14лет, попечительство — над детьми в возрасте от Идо 18лет (п. 2 ст. 145 СК РФ).

Таким образом, опека над детьми — это такая форма устройства малолетних граждан, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (опекун) является законным представителем подопечного и совершает от его имени и в его интересах все юридически значимые действия.

Попечительство над детьми — такая форма устройства несовершеннолетних граждан в возрасте от 14 до 18 лет, при которой назначенный органом опеки и попечительства гражданин (попечитель) обязан оказывать содействие в осуществлении указанными лицами своих прав и исполнении обязанностей, а также охранять их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

Отношения, возникающие в связи с установлением, осуществлением и прекращением опеки и попечительства над детьми, оставшимися без попечения родителей, кроме СК РФ регулируются ГК РФ, Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» и принимаемыми в соответствии с ними иными нормативными правовыми актами РФ, если иное не предусмотрено СК РФ и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы семейного права.

Некоторые отношения по опеке и попечительству регулируются законами субъектов РФ. Так, согласно ч. 1 ст. 14 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» установление опеки или попечительства допускается по договору об осуществлении опеки или попечительства (в том числе по договору о приемной семье либо в случаях, предусмотренных законами субъектов РФ, по договору о патронатной семье (патронате, патронатом воспитании)).

Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, в соответствии с действующим законодательством разновидностями опеки (попечительства) являются приемная семья и патронатная семья (патронатное воспитание).

Правила подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами (попечителями) несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством РФ формах, определены постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 №423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан».

Опекун или попечитель назначается с их согласия или по их заявлению в письменной форме органом опеки и попечительства по месту жительства ребенка, нуждающегося в установлении над ним опеки или попечительства, в течение месяца с момента, когда указанному органу стало известно о необходимости установления опеки или попечительства. При наличии заслуживающих внимания обстоятельств опекун или попечитель может быть назначен органом опеки и попечительства по месту жительства опекуна или попечителя.

Устройство ребенка под опеку или попечительство осуществляется с учетом его мнения. Назначение опекуна ребенку, достигшему возраста 10 лет, осуществляется с его согласия (данное положение применяется лишь с момента вступления в силу Федерального закона «Об опеке и попечительстве», т.е. с 01.09.2008). Более того, дети, достигшие 14 лет, вправе самостоятельно подать в орган опеки и попечительства заявление о назначении им в качестве попечителей конкретных лиц (ч. 3 ст. 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

С 01.09.2008 передача братьев и сестер под опеку или попечительство разным лицам не допускается, за исключением случаев, если такая передача отвечает интересам детей.

Опекунами (попечителями) детей могут назначаться совершеннолетние дееспособные лица только с их согласия. Не могут быть назначены опекунами (попечителями):

При назначении ребенку опекуна (попечителя) учитываются нравственные и иные личные качества опекуна (попечителя), его способность к выполнению обязанностей опекуна (попечителя), отношения между опекуном (попечителем) и ребенком, отношение к ребенку членов семьи опекуна.

Бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного имеют преимущественное право быть его опекунами или попечителями перед всеми другими лицами (ч. 5 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»).

В целях получения сведений о личности предполагаемого опекуна или попечителя орган опеки и попечительства в соответствии с ч. 2 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» вправе требовать от гражданина, подавшего заявление о назначении его опекуном или попечителем, предоставления сведений о себе, а также запрашивать информацию о нем в органах внутренних дел, органах ЗАГС, медицинских и иных организациях.

Перечень документов, предоставляемых гражданином, подавшим заявление о назначении его опекуном или попечителем, определяется Правительством РФ [1] . В течение семи дней со дня представления необходимых документов в целях назначения опекуном (попечителем) ребенка гражданина, выразившего желание стать опекуном (попечителем), или постановки его на учет орган опеки и попечительства производит обследование условий его жизни, в ходе которого определяется отсутствие установленных гражданским и семейным законодательством обстоятельств, препятствующих назначению его опекуном (попечителем).

Результаты обследования и основанный на них вывод о возможности гражданина быть опекуном (попечителем) указываются в акте обследования условий его жизни, который оформляется в течение трех дней со дня проведения обследования условий жизни лица, выразившего желание стать опекуном, и утверждается руководителем органа опеки и попечительства.

В течение 15 дней со дня подачи заявления со всеми необходимыми документами на их основе и акта обследования орган опеки и попечительства принимает решение о назначении опекуна (о возможности быть опекуном, которое является основанием для постановки на учет в качестве гражданина, выразившего желание стать опекуном) либо решение об отказе в назначении опекуном (о невозможности быть опекуном) с указанием причин отказа. Положительное заключение органа опеки и попечительства о возможности быть опекуном (попечителем) действительно в течение двух лет и является основанием для подбора ребенка с целью его передачи в семью.

Если опека (попечительство) носит возмездный характер, орган опеки и попечительства заключает лого вор по правилам, определенным постановлением Правительства РФ от 18.05.2009 № 423.

Читайте так же:  До какого возраста выплачиваются алименты на ребенка в россии

Федеральным законом «Об опеке и попечительстве» введен институт предварительной опеки. В случаях, когда необходимо немедленное устройство ребенка, оставшегося без родительского попечения, и передача его в детское учреждение нецелесообразна, органам опеки и попечительства разрешено принять акт о временном назначении опекунов (попечителей).

Ими могут быть совершеннолетние дееспособные лица. Предварительная проверка сведений о личности опекуна или попечителя в таких случаях не производится. Достаточно лишь предоставления указанным лицом документа, удостоверяющего личность, а также обследования органом опеки и попечительства условий его жизни. В целях своевременного установления предварительных опеки или попечительства орган опеки и попечительства обращается с предложениями об установлении предварительных опеки или попечительства к гражданам, которые выразили желание быть опекунами или попечителями и учет которых ведется в соответствии с п. 10 ч. 1 ст. 8 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

Временно назначенные опекун или попечитель обладают всеми правами и обязанностями опекуна или попечителя, за исключением права распоряжаться имуществом подопечного от его имени (давать согласие на совершение подопечным сделок по распоряжению своим имуществом).

Предварительные опека или попечительство прекращаются, если до истечения месяца (в исключительных случаях — двух месяцев) со дня принятия акта о временном назначении опекуна или попечителя временно назначенные опекун или попечитель не будет назначен опекуном или попечителем в общем порядке.

Таким образом, предварительная опека позволяет в экстренных случаях устроить ребенка, оставшегося без попечения родителей, не передавая его в организацию для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Во время сбора всех необходимых документов, подтверждающих возможность установления опеки или попечительства, ребенок уже будет находиться в семье опекуна (попечителя).

В настоящее время возможно установление опеки (попечительства) по заявлению родителей на период их временного отсутствия по уважительным причинам. Родители, в соответствии с ч. 1 ст. 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве», могут подать в орган опеки и попечительства совместное заявление о назначении их ребенку опекуна или попечителя на период, когда они по уважительным причинам не смогут исполнять свои родительские обязанности, с указанием конкретного лица. В акте органа опеки и попечительства о назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей должен быть указан срок действия полномочий опекуна или попечителя.

Единственному родителю предоставлено право определить опекуна или попечителя несовершеннолетнему ребенку на случай своей смерти (ч. 2 ст. 13 Федерального закона «Об опеке и попечительстве»). Соответствующее распоряжение родитель может сделать в заявлении, поданном в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка. Сделанное распоряжение родитель вправе отменить или изменить путем подачи нового заявления в орган опеки и попечительства по месту жительства ребенка.

При назначении опекуна или попечителя по заявлению родителей в связи с их отсутствием либо на случай смерти должны быть соблюдены требования, предъявляемые к личности опекуна или попечителя ч. 1 ст. 10 Федерального закона «Об опеке и попечительстве».

При устройстве в семью на воспитание детей, оставшихся без попечения родителей, орган опеки и попечительства может назначить ему нескольких опекунов или попечителей.

Права детей, находящихся под опекой (попечительством). Дети, находящиеся под опекой (попечительством), включая детей, проживающих в приемных семьях, а в случаях, предусмотренных законодательством субъектов РФ, — в патронатных семьях имеют право на:

Дети, находящиеся под опекой (попечительством), обладают также правами, предусмотренными ст. 55 СК РФ (право ребенка на общение с родителями и другими родственниками) и ст. 57 СК РФ (право ребенка выражать свое мнение).

Подопечные вправе пользоваться имуществом своих опекунов (попечителей) с их согласия. Что же касается имущества подопечных, то опекуны (попечители) могут пользоваться им только в случае, когда это предусмотрено договором о возмездной опеке или попечительстве.

Согласно Федеральному закону от 21.12.1996 №159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной защите детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети, находящиеся под опекой (попечительством), имеют дополнительные гарантии права на образование, медобслуживание, труд, имущество, жилое помещение и судебную защиту.

Права и обязанности опекуна (попечителя) возникают на основании и с момента принятия органом опеки и попечительства акта о его назначении в этом качестве.

Опекун (попечитель) обязан:

Опекун (попечитель) имеет право:

  • • самостоятельно определять способы воспитания ребенка, находящегося под опекой (попечительством), с учетом мнения ребенка и рекомендаций органа опеки и попечительства (ст. 148.1 СК РФ);
  • • выбора образовательного учреждения и формы обучения ребенка с учетом мнения ребенка до получения им общего образования (ст. 148.1 СК РФ);
  • • требовать на основании решения суда возврата ребенка, находящегося под опекой (попечительством), от любых лиц, удерживающих у себя ребенка без законных оснований, в том числе от родителей или других родственников либо усыновителей ребенка (ст. 148.1 СК РФ).

Опекун имеет право выступать в защиту прав и законных интересов своих подопечных в любых отношениях без специального полномочия. Попечитель может выступать в качестве законного представителя своего подопечного. Попечители несовершеннолетних граждан оказывают подопечным содействие в осуществлении ими своих прав и исполнении своих обязанностей, а также охраняют их от злоупотреблений со стороны третьих лиц.

В соответствии со ст. 16 Федерального закона «Об опеке и попечительстве» опекуны и попечители исполняют свои обязанности безвозмездно, за исключением случаев, когда с опекуном (попечителем) заключается договор. Это может быть договор о приемной семье, о патронатной семье (патронате, патронатном воспитании).

Опека (попечительство) прекращается:

Опека над детьми несовершеннолетних родителей прекращается также по достижении такими родителями возраста 18 лет и в других случаях приобретения ими гражданской дееспособности в полном объеме до достижения совершеннолетия.

[2]

Права и обязанности опекуна (попечителя) прекращаются с момента принятия органом опеки и попечительства акта об освобождении опекуна (попечителя) от исполнения возложенных на них обязанностей либо об их отстранении от исполнения таких обязанностей.

ФЗ 48 об опеке и попечительстве: кто может стать опекуном или попечителем, права и обязанности

Все действия опекуна, его права и обязанности регулируются ФЗ об опеке и попечительстве.

Большинство людей получают полную правоспособность и дееспособность в 18 лет и с того момента сами отвечают перед законом за свои поступки, а также получают право распоряжаться своим имуществом.

До этого момента все важные решения принимаются его родителями или попечителем. Также выполняющих уход отвечает за совершеннолетних, но утративших дееспособность подопечных, например, за психически больных.

Зачем нужны

Опекун – это человек, осуществляющий присмотр над недееспособными лицами, которые не могут отвечать за свои слова и не могут сами позаботиться о себе.

К ним относятся:

  1. Несовершеннолетние дети: до 14 лет над ними осуществляется опека, с 14 до 18 лет – попечительство.
  2. Недееспособные люди: психические инвалиды с детства или ставшие такими из-за травмы.
  3. Пожилые люди: если они признаны судом недееспособными, назначается полная опека, если они не могут позаботиться о себе, но сохраняют здравый ум, назначается патронаж.
Читайте так же:  Воспитание детей в приемной семье

Примите к сведению: признание недееспособным происходит только в судебном порядке после изучения медицинской экспертизы.

Существует некоторая разница между полноценным уходом и попечительством и патронажем. При выполнении ухода, присматривающий получает полный контроль над подопечным и полностью отвечает за него и его действия. Дети могут сами распоряжаться своим имуществом, но обязаны спрашивать разрешение присматривающих.

При патронаже подопечные могут сами принимать решения и представлять себя в суде или выписывать доверенность на подопечного, так как они сохраняют полную дееспособность.

Обязанности

В обязанности выполняющего уход, согласно закона, входят:
  1. Забота о физическом состоянии подопечного: уход за ним, лечение, сопровождение на обследования, препятствие причинению самому себе вреда.
  2. Забота в психическом состоянии, развитие детей, забота об их образовании.
  3. Защита прав и интересов подопечного в суде в качестве представителя: подача исков, выступление в суде, подача необходимых документов, например, на развод или о выздоровлении, если оно наступило.
  4. Получение денежных средств (пенсий, выплат, алиментов) и трата денег в интересах подопечного: покупка еды, одежды, необходимых товаров, лекарств, оплату коммунальных платежей и налогов.
  5. Распоряжение недвижимостью и имуществом подопечного в его же интересах.

Следует учесть: попечитель может использовать имущество подопечного только после получения разрешения от органа попечительства.

Каждый опекун получает удостоверение, которое является основным документом.

Регулирование законом

Выполняющих присмотр может стать как родственник подопечного, так и сторонний заинтересованный человек. Чтобы защитить людей, которые не смогут пожаловаться, если что-то произойдет, государство приняло Федеральный закон № 48 от 2008 года.

Последняя редакция была принята в 2016 году. Она полностью регулирует все отношения, права и обязанности сторон. За его исполнение отвечает орган опеки.

Обратите внимание: при возникновении каких-либо вопросов органы опеки и попечительства будут опираться на ФЗ № 48 от 2008 года.

Чтобы защитить несовершеннолетних, недееспособных или физически немощных людей от произвола опекуна, государством был принят закон об опеке. В нем указываются все основные сведения о правах опекуна, его обязанностях и требованиях, предъявляемых при отборе, а также разбирается ряд важных вопросов.

Смотрите видео, о чем говорится в Федеральном законе об опеке и попечительстве:

Совместная опека (попечительство) по ФЗ «об опеке и попечительстве» *

Темникова Наталья Александровна, доцент кафедры гражданского права Омского государственного университета, кандидат юридических наук.

Одной из новелл ФЗ «Об опеке и попечительстве» является возможность назначения нескольких опекунов одному подопечному. В статье автор рассматривает особенности совместной опеки, а также специфику договора, который может быть заключен между соопекунами.

Ключевые слова: опека, несовершеннолетний, договор.

Among the novels of the Federal Guardianship Act is the possibility of the joint guardianships appointment. In this article the author considers the features of the joint guardianship and the guardianships agreement.

Ключевые слова: guardianship, minor, contract.

Принятие Федерального закона «Об опеке и попечительстве» стало долгожданным событием. Совместная опека допускается в случаях, установленных законом (п. 6 ст. 10), назначение нескольких опекунов и попечителей возможно только в интересах подопечного. В Правилах подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан либо принять детей, оставшихся без попечения родителей, в семью на воспитание в иных установленных семейным законодательством Российской Федерации формах , отмечено, что совместная опека возможна лишь в исключительных случаях (п. 7 Правил).

Федеральный закон от 24 апреля 2008 г. N 48-ФЗ «Об опеке и попечительстве» // Российская газета. 2008. 30 апр.
Постановление Правительства Российской Федерации от 18 мая 2009 г. N 423 «Об отдельных вопросах осуществления опеки и попечительства в отношении несовершеннолетних граждан» // Российская газета. 2009. 27 мая.

Ранее, при изучении проекта ФЗ «Об опеке и попечительстве», высказывалось мнение, что необходимо определить в законе основания назначения нескольких опекунов (попечителей) несовершеннолетнему, а также регламентировать распределение прав и обязанностей между ними .

См., напр.: Степанян А.С. Правовое регулирование опеки и попечительства над несовершеннолетними в Российской Федерации: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 2007. С. 21.

Например, § 1775 Гражданского уложения Германии предусматривает возможность назначения совместными опекунами супругов. В остальных случаях при отсутствии особых причин для назначения нескольких опекунов подопечному или нескольким подопечным, если опеке подлежат братья и сестры, назначается только один опекун.

Гражданское уложение Германии / Пер. с нем. В. Бергман; Науч. ред. А.Л. Маковский и др. М., 2006.

В Правилах подбора, учета и подготовки граждан, выразивших желание стать опекунами или попечителями несовершеннолетних граждан, указано: в случае назначения ему (ребенку) нескольких опекунов указанные граждане, в частности супруги, подают заявление совместно. Следовательно, наличие супружеских отношений является одним из возможных оснований для учреждения совместной опеки и в России. К сожалению, иных оснований назначения нескольких опекунов (попечителей) одному подопечному в настоящее время нормативные акты не содержат.

Отсутствуют в законе и последствия развода супругов-соопекунов. Думается, что органы опеки и попечительства должны в таком случае либо освободить одного из супругов от исполнения обязанностей по опеке (попечительству), либо, сохранив совместную опеку, распределить обязанности между бывшими супругами (если они не были распределены).

Кроме наличия супружеских отношений, в исключительных случаях в интересах ребенка назначение нескольких опекунов представляется возможным также:

  • при наличии неразрешимых противоречий между родственниками, которые в силу закона (п. 5 ст. 10) имеют преимущественное право быть назначенными опекунами (попечителями) и желают осуществлять опеку, если совместная опека в интересах ребенка. К таким родственникам относятся бабушки и дедушки, совершеннолетние братья и сестры несовершеннолетнего подопечного;
  • если родственники согласны распределить между собой обязанности по обеспечению медицинской помощи, образованию, воспитанию, проживанию с подопечным.

Закон предусматривает следующую модель осуществления полномочий несколькими опекунами (п. 8, 9 ст. 10): обязанности по представительству и защите интересов осуществляются одновременно всеми опекунами (попечителями). В случае если ведение дел подопечного поручается опекунами или попечителями одному из них, это лицо должно иметь доверенности от остальных опекунов или попечителей.

Обязанности по обеспечению подопечного уходом и содействию в своевременном получении им медицинской помощи, а в отношении несовершеннолетнего подопечного также обязанности по его обучению и воспитанию распределяются между опекунами (попечителями) административным актом (возможно, и при назначении опеки) или договором об осуществлении опеки. Если указанные обязанности не распределены, опекуны или попечители несут солидарную ответственность за их неисполнение или ненадлежащее исполнение.

К сожалению, в законе отсутствуют требования к форме договора, его существенным условиям, должен ли он согласовываться с органами опеки и попечительства, возможно ли оспаривание условий договора (или административного акта) в суде. Также необходимо, чтобы в удостоверении опекуна было указано, что опека является совместной.

В то же время действующие правила п. 8 — 9 ст. 10 Закона вызывают ряд вопросов.

Так, в перечне обязанностей, которые могут быть распределены между опекунами, отсутствует указание на обязанность по совместному проживанию с ребенком. Тогда как неоднократно отмечалось, что вопрос о месте жительства ребенка тесно связан как с представительством его интересов, так и с возможностью непосредственно и постоянно формировать взгляды, привычки детей, осуществлять за ними надзор, применять меры воспитательного характера и т.п. .

Читайте так же:  Как сообщить родителям о предстоящем разводе

См., напр.: Ершова Н.М. Вопросы семьи в гражданском праве. М., 1977. С. 50 — 51; Тихонина К.В. Семейное правоотношение по воспитанию детей: Автореф. дис. . канд. юрид. наук. М., 1988. С. 9 и др.

В том случае, если опекуны проживают совместно (например, супруги), вряд ли целесообразно распределять между ними обязанности по уходу за ребенком, его обучению, воспитанию, содействию в своевременном получении медицинской помощи и т.п. Если опекун, проживая с ребенком, не оказывает ему своевременной помощи (даже если это обязанность другого опекуна), необходимо ставить вопрос о прекращении опеки.

Если же опекуны проживают раздельно, то необходимо, чтобы в решении о назначении опекуна было определено, с кем из них будет проживать ребенок. В этом случае распределение вышеназванных обязанностей вряд ли целесообразно, так как сложно заботиться о ребенке и воспитывать его, не проживая с ним. Можно оговорить лишь участие в воспитании ребенка.

[3]

Также интересна и правовая природа договора, который может быть заключен при назначении нескольких опекунов (попечителей), в котором распределяются обязанности между ними.

Прежде всего заключение договора об осуществлении опеки и попечительства при назначении совместной опеки не является обязательным. При отсутствии распределения обязанностей опекуны несут солидарную ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей.

Этот договор имеет схожую природу с соглашением родителей о порядке осуществления родительских прав. Он не изменяет содержание внутреннего правоотношения между опекунами (попечителями) и ребенком, поскольку оно установлено законом, а регулирует отношения между самими опекунами (попечителями) по поводу исполнения ими обязанностей. Вышеназванное соглашение не содержит каких-либо новых прав и обязанностей опекунов (попечителей), не являющихся элементами содержания уже наличествующего правоотношения, им определяется только порядок организации действий опекунов (попечителей) по исполнению обязанностей по обучению и воспитанию ребенка.

В Законе нечетко определен предмет договора: указано, что им распределяются обязанности по обучению и воспитанию ребенка. Думается, соглашение должно содержать также следующие положения: с кем из опекунов будет проживать ребенок, кто обязан предоставлять возможность ему общаться с родителями и иными родственниками и т.д.

Несмотря на отсутствие законодательного требования к форме договора, полагаем необходимым заключение его в письменной форме, с предоставлением экземпляра договора в органы опеки и попечительства. В случае нарушения требования к форме соглашения опекуны несут солидарную ответственность за осуществление своих обязанностей.

Спецификой этого соглашения следует указать и отсутствие возможности понуждения стороны к исполнению обязанности на основании договора, невозможно предусмотреть в соглашении и санкции, отличные от указанных в Законе.

Таким образом, непосредственной целью заключения опекунами договора является нормализация и упорядочение их отношений по совместному воспитанию ребенка. Как справедливо отметил О.А. Красавчиков, «содержание организационного отношения складывается из действий, направленных на упорядочение (нормализацию) «организуемых» отношений» . Непосредственная цель и «организуемого», и организационного отношения — воспитание ребенка, его благополучие, создание необходимых условий для его социализации либо предоставление ухода недееспособному лицу.

Красавчиков О.А. Гражданские организационно-правовые отношения // Антология уральской цивилистики. 1925 — 1989: Сб. статей. М., 2001. С. 162.

Таким образом, договор об осуществлении опеки (попечительства) представляет собой «организационно-правовое средство, используемое сторонами в целях упорядочения своих основных (имущественных и личных неимущественных) отношений» , или организационный договор.

В результате его заключения у опекунов (попечителей) не появляется новых прав и обязанностей по отношению к ребенку и друг другу, возникающее же организационно-правовое отношение является одним из элементов существующего правоотношения, основанием возникновения которого является административный акт органов опеки и попечительства о назначении совместной опеки.

К сожалению, пока практически отсутствует практика применения рассматриваемых положений ст. 10 Закона, однако сама юридическая возможность распределения обязанностей по воспитанию и представительству ребенка уже заслуживает одобрения. Связано это не только с опекой (попечительством), а с появившейся надеждой, что со временем и отношения между ребенком и родителями также будут предусматривать различные варианты исполнения родительских обязанностей.

В России физическая и юридическая опека, как правило, осуществляется тем родителем, с которым проживает ребенок, второй родитель имеет право на общение, на получение информации, в ряде стран у него есть право контролировать воспитание и содержание несовершеннолетнего. В США же могут быть применены различные модели осуществления родительских прав. В зависимости от обстоятельств могут применяться: единоличная юридическая опека (только один родитель имеет право и несет ответственность за принятие основных решений, касающихся благополучия ребенка, — получение им образования, согласие на медицинское вмешательство в отношении ребенка, определение его религии, определение методов дисциплинарного воздействия); совместная юридическая опека (участие обоих родителей в принятии основных решений, касающихся благополучия ребенка); единоличная физическая опека, подразумевающая, что ребенок проживает с одним из родителей и находится под его наблюдением; совместная физическая опека, когда ребенок проживает и находится под наблюдением каждого родителя по очереди .

См.: Guide to family law. American Bar Association. N.Y., 2000. Chapter VIII.

При разводе родители автоматически имеют право на временную совместную юридическую опеку своих детей, но суд может присудить временную единоличную юридическую опеку одному из родителей, если ему будут представлены письменные доказательства того, что временная совместная юридическая опека не соответствует интересам ребенка. Это возможно в случаях, если один из родителей злоупотребляет алкоголем или наркотиками, ребенок был ранее брошен одним из родителей, у родителей нет желания совместно решать вопросы, касающиеся благополучия ребенка.

Видео (кликните для воспроизведения).

И хотя российское законодательство в настоящее время не предусматривает возможности совместной юридической или физической опеки над ребенком родителями, проживающими раздельно, следует отметить определенное изменение научного и законодательного мнения в этой области. Концепция совместной опеки, предусмотренная ФЗ «Об опеке и попечительстве», пока не получила широкого распространения, но это первый шаг к тому, чтобы совершенствовались не только существующие формы воспитания детей, оставшихся без попечения родителей, но и существующие нормы, регулирующие отношения родителей, проживающих раздельно, по поводу воспитания ребенка.

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Дрофа, 2013. — 710 c.

  2. Марченко, М. Н. Проблемы общей теории государства и права. В 2 томах. Том 2. Право. Учебник / М.Н. Марченко. — М.: Проспект, 2015. — 656 c.

  3. Чиркин, В. Е. Основы сравнительного правоведения / В.Е. Чиркин. — М.: МОДЭК, НОУ ВПО Московский психолого-социальный университет, 2014. — 392 c.
Опека и попечительство согласно федеральному закону основные положения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here