Основные положения федерального закона о банкротстве

Статья на тему: "Основные положения федерального закона о банкротстве" от профессионалов для людей. Если у вас возникнут вопросы, то можете их задать дежурному специалисту.

Действующий закон о банкротстве 2002 года

Основные положения закона

Новый закон регулирует весь спектр отношений, возникающих в связи с банкротством. Прежде всего, в нем определяются критерии и признаки банкротства, основания применения к должнику соответствующих процедур. Специфической чертой закона является включение в него не только норм материального права, но и большое количество норм процессуального характера, в частности требования к заявлению о признании банкротом, о подсудности дел, о видах процессуальных документов и т.д.

Анализ любого общественного явления, в том числе и банкротства, предполагает определение его участников. Поскольку в данной работе проводится анализ банкротства только юридических лиц, необходимо более подробно рассмотреть тот круг лиц, которые попадают под действие закона о банкротстве.

Согласно Гражданскому Кодексу РФ банкротом может быть признано юридическое лицо, гражданин, коммерческая организация, за исключением казенного предприятия, а также юридическое лицо, действующее в форме потребительского кооператива либо благотворительного или иного фонда.

[1]

Из только что приведенного понятия вопрос о банкротстве коммерческих организаций решен однозначно, поскольку в Кодексе четко очерчен перечень их организационно-правовых форм. Однако встает вопрос о некоммерческих организациях, действующих в иных формах, чем потребительский кооператив и благотворительный или иной фонд. Исходя из положений Кодекса некоммерческие организации могут образовываться в организационно-правовых формах не только, предусмотренных ГК РФ, но и другими законами. Так Федеральный закон от 12 января 1996 г. «О некоммерческих организациях» уже дополнил их перечень двумя новыми формами: некоммерческим партнерством и автономной некоммерческой организацией. Сравнив, например, такие две организационно-правовые формы как благотворительный фонд и автономную некоммерческую организацию, можно сделать вывод, что по всем существенным юридическим параметрам они совпадают.

И что же следует, что благотворительный фонд можно признать банкротом, а автономную некоммерческую организацию нет? Это несправедливо. Данный подход является не совсем удачным. Законодателям, видимо, стоило либо в Гражданском Кодексе четко определить перечень форм некоммерческих лиц, либо указать, что возможность банкротства новых форм может определятся в законе, регулирующем их деятельность.

В качестве основного признака банкротства новый закон избрал критерий неплатежеспособности, состоящий в неспособности удовлетворить требования кредиторов по обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества. Состав и размер денежных обязательств и обязательных платежей определяются на момент подачи в арбитражный суд заявления о признании должника банкротом.

Дело о банкротстве юридического лица может быть возбуждено арбитражным судом, если требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей. Таким образом, российский закон кроме факта неплатежей и временного их отрезка устанавливает и минимальную задолженность. Аналогичный подход содержит законодательство Англии (там минимальная задолженность составляет 750 фунтов стерлингов), в отличие от права Франции, где достаточно формального признака несостоятельности — прекращения платежей.

В настоящее время указанная сумма является не очень значительной, поэтому недобросовестные фирмы могут воспользоваться сложившейся ситуацией для устранения конкурентов, несмотря на достаточно сложную процедуру признания должника несостоятельным.

В отличии от старого закона, действующий закон предусматривает лишь один способ признания должника несостоятельным: по решению арбитражного суда.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают: должник, конкурсный кредитор, уполномоченный орган.

Процедура признания должника банкротом рассчитана на случай большого количества кредиторов. При отсутствии этого условия, когда имеется всего один кредитор, имеет смысл решать возникшую проблему в порядке искового производства.

К основным группам мер при рассмотрении дела о банкротства юридического лица относят: предварительные процедуры (досудебная санация, наблюдение), восстановительные процедуры (финансовое оздоровление и внешние управление), ликвидационные процедуры (конкурсное производство), мировое соглашение [6] .

Следует отметить, что в реальной (а не декларируемой) рыночной экономике, как правило, никто, в том числе и кредиторы, не заинтересованы в ликвидации предприятия. Поэтому и в нашем законодательстве главная цель, преследуемая в процедурах банкротства, заключается в сохранении производства, недопущении массовой безработицы (в том числе и скрытой).

Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)»: аспекты, нюансы и доработки

С октября текущего года в силу вступает исправленный Федеральный закон «о несостоятельности (банкротстве)». Понятие несостоятельности (банкротстве) включает в себя невозможность выполнить запросы кредиторов оплатив работы и услуги, выплачивать налоговые отчисления в силу превосходства обязательств над располагаемыми активами.

Банкротство — это подтвержденная судом неспособность организации удовлетворить все возникшие обязательства по платежам перед кредиторами, государством, контрагентами, внебюджетными фондами, страховыми компаниями и тд.

Устранение и ликвидация предприятий, которые не стремятся к эффективности и стабильности, а лишь набирают себе долги – цель банкротства. Для того чтобы достичь эту цель, кредиторы, партнеры, финансовые и специализированные органы «объединяются» для однонаправленных действий против организации.

Федеральный закон предусматривает следующие признаки банкротства:

  1. Счет на оплату был выставлен, и организация в течение трех месяц не в состоянии оплатить его;
  2. Долг перед кредиторами свыше 100 тыс. рублей.

Размер финансовой задолженности будет зафиксирована арбитражным судом в тот момент, когда был подан иск, единственное условие: все выполняется согласно законодательству. Сумма долга в иностранной валюте конвертируется по ставке ЦБ РФ.

Основными издержками банкротства является:

  1. Прямые затраты – комиссии третьим лицам в течение рассмотрения заявки, они невозвратные;
  2. Косвенные затраты – снижение стоимости реализованной продукции почти в два раза, существенные потери для акционеров.

Банкротство – это определенный закономерный процесс, не имеющий случайного характера, существует интересная взаимосвязь: при гибели трех компаний зарождается одна новая. Чаще всего банкротства производят в первые три года существования фирмы. Только 20% выживают после пары лет функционирования. Это ведет, несомненно, к убыткам акционеров, инвесторов, и к неустойчивости экономики.

Правовое регулирование этого процесса поможет обойти проблемы и столкновение мнений не только кредиторов и должника, но и с государственным аппаратом.

Банкротство физических лиц и предпринимателей

Когда речь заходит о банкротстве, стоит не забывать, что с нынешнего года выпущен закон о банкротстве граждан. Т.е если это неспособность физических лиц, не занятых индивидуальным предпринимательством, выплатить свои обязательства перед кредиторами.

Читайте так же:  Можно ли подать на раздел имущества в российский суд, если брак был зарегистрирован в германии

Он может быть признан таковым, в случае:

  1. Гражданин не погашает свои задолженности перед кредиторами;
  2. Десятая часть долга не выплачена в течение месяца;
  3. Задолженность превышает стоимость имущества;
  4. Долг свыше 500 тысяч рублей.

Несостоятельность (банкротство) индивидуального предпринимателя – основание, при котором ИП не может удовлетворить денежные задолженности перед кредиторами и контрагентами. Объявить организацию банкротом может лишь суд, но подать заявление вправе:

  1. ИП;
  2. Кредитор, контрагент должника;
  3. Уполномоченная служба (налоговая).

Перед рассмотрением заявки, суд должен удостоверить в наличии регистрации статуса ИП до подачи заявления, в противном случае заявление будет аннулировано. Как только будут проведены все проверки, и суд убедится в правдивости банкротства, он вынесет решение. Признав индивидуального предпринимателя банкротом, он теряет данный статус, и все лицензии. Также ситуация ведет к утере возможности зарегистрироваться снова в течение 12 месяцев.

Обман государства – фиктивное банкротство

Стоит не забывать: любое предприятие стремится к сокращению своих расходов, порой и не совсем законными путями – фиктивное банкротство одно из таких явлений. Ведь несостоятельность бывает не только реальной, но и преднамеренной, умышленной. Т.е предприниматель, основываясь на интересах третьих лиц, делает свое предприятия неплатежеспособным, представляя его банкротом.

Если организация объявила себя банкротом, то по расчетам с контрагентами и другими лицами ему предоставляется отсрочка или рассрочка платежей. Такое нарушение ведет за собой административную и уголовную ответственность всех лиц, участвующих в совершении данного деяния.

В реальности, большинство, опасаясь за жизнь организации и свою репутацию, погашают долги, а, значит, освобождают себя от ответственности, до начала суда. Однако, пойдя нечестным путем, организация может обвинить в преступлении совершенно невиновных: экономистов, бухгалтеров, помощников.

Фиктивное банкротство предусматривает множество последствий: останавливаются начисления штрафов, требуется уплатить все обязательства, накладывается запрет на подписание договора об отчуждении активов. Этот процесс доставляет много неприятностей как государству, банкам, так и контрагентам.

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 23 июня 2016 г. N 222-ФЗ в статью 2 внесены изменения, вступающие в силу по истечении ста восьмидесяти дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Статья 2. Основные понятия, используемые в настоящем Федеральном законе

См. комментарии к статье 2 настоящего Федерального закона

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:

несостоятельность (банкротство) (далее также — банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей;

должник — гражданин, в том числе индивидуальный предприниматель, или юридическое лицо, оказавшиеся неспособными удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам, о выплате выходных пособий и (или) об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей в течение срока, установленного настоящим Федеральным законом;

денежное обязательство — обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации, бюджетным законодательством Российской Федерации основанию;

обязательные платежи — налоги, сборы и иные обязательные взносы, уплачиваемые в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды в порядке и на условиях, которые определяются законодательством Российской Федерации, в том числе штрафы, пени и иные санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налогов, сборов и иных обязательных взносов в бюджет соответствующего уровня бюджетной системы Российской Федерации и (или) государственные внебюджетные фонды, а также административные штрафы и установленные уголовным законодательством штрафы;

руководитель должника — единоличный исполнительный орган юридического лица или руководитель коллегиального исполнительного органа, а также иное лицо, осуществляющее в соответствии с федеральным законом деятельность от имени юридического лица без доверенности;

кредиторы — лица, имеющие по отношению к должнику права требования по денежным обязательствам и иным обязательствам, об уплате обязательных платежей, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору;

конкурсные кредиторы — кредиторы по денежным обязательствам (за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, имеет обязательства по выплате компенсации сверх возмещения вреда, предусмотренной Градостроительным кодексом Российской Федерации (компенсации сверх возмещения вреда, причиненного в результате разрушения, повреждения объекта капитального строительства, нарушения требований безопасности при строительстве объекта капитального строительства, требований к обеспечению безопасной эксплуатации здания, сооружения), вознаграждения авторам результатов интеллектуальной деятельности, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия);

уполномоченные органы — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на представление в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требований об уплате обязательных платежей и требований Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах, применяемых в деле о банкротстве, требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации, муниципальных образований;

орган по контролю (надзору) — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по контролю (надзору) за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих;

регулирующий орган — федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление функций по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере несостоятельности (банкротства) и финансового оздоровления;

санация — меры, принимаемые собственником имущества должника — унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника, кредиторами должника и иными лицами в целях предупреждения банкротства и восстановления платежеспособности должника, в том числе на любой стадии рассмотрения дела о банкротстве;

наблюдение — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях обеспечения сохранности его имущества, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов;

Читайте так же:  Забирают ли водительские права за неуплату алиментов

финансовое оздоровление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности;

внешнее управление — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику в целях восстановления его платежеспособности;

конкурсное производство — процедура, применяемая в деле о банкротстве к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

реструктуризация долгов гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к гражданину в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности перед кредиторами в соответствии с планом реструктуризации долгов;

[2]

реализация имущества гражданина — реабилитационная процедура, применяемая в деле о банкротстве к признанному банкротом гражданину в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов;

мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами;

представитель учредителей (участников) должника — председатель совета директоров (наблюдательного совета) или иного аналогичного коллегиального органа управления должника, либо лицо, избранное советом директоров (наблюдательным советом) или иным аналогичным коллегиальным органом управления должника, либо лицо, избранное учредителями (участниками) должника для представления их законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель собственника имущества должника — унитарного предприятия — лицо, уполномоченное собственником имущества должника — унитарного предприятия на представление его законных интересов при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

представитель комитета кредиторов — лицо, уполномоченное комитетом кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени комитета кредиторов;

представитель собрания кредиторов — лицо, уполномоченное собранием кредиторов участвовать в арбитражном процессе по делу о банкротстве должника от имени собрания кредиторов;

арбитражный управляющий — гражданин Российской Федерации, являющийся членом саморегулируемой организации арбитражных управляющих;

временный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения наблюдения в соответствии с настоящим Федеральным законом;

административный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения финансового оздоровления в соответствии с настоящим Федеральным законом;

внешний управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения внешнего управления и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий;

конкурсный управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для проведения конкурсного производства и осуществления иных установленных настоящим Федеральным законом полномочий, или государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее — Агентство), осуществляющая указанные полномочия в случаях, установленных настоящим Федеральным законом;

финансовый управляющий — арбитражный управляющий, утвержденный арбитражным судом для участия в деле о банкротстве гражданина;

мораторий — приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей;

представитель работников должника — лицо, уполномоченное работниками, бывшими работниками должника представлять их законные интересы при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве;

саморегулируемая организация арбитражных управляющих (далее также — саморегулируемая организация) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана гражданами Российской Федерации, сведения о которой включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих и целями деятельности которой являются регулирование и обеспечение деятельности арбитражных управляющих;

национальное объединение саморегулируемых организаций арбитражных управляющих (далее также — национальное объединение саморегулируемых организаций) — некоммерческая организация, которая основана на членстве, создана саморегулируемыми организациями, объединяет в своем составе более чем пятьдесят процентов всех саморегулируемых организаций, сведения о которых включены в единый государственный реестр саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, и целью деятельности которой является формирование согласованной позиции арбитражных управляющих по вопросам регулирования осуществляемой ими деятельности;

абзац утратил силу с 30 июля 2017 г. — Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 266-ФЗ

Информация об изменениях:

вред, причиненный имущественным правам кредиторов , — уменьшение стоимости или размера имущества должника и (или) увеличение размера имущественных требований к должнику, а также иные последствия совершенных должником сделок или юридически значимых действий либо бездействия, приводящие к полной или частичной утрате возможности кредиторов получить удовлетворение своих требований по обязательствам должника за счет его имущества;

недостаточность имущества — превышение размера денежных обязательств и обязанностей по уплате обязательных платежей должника над стоимостью имущества (активов) должника;

неплатежеспособность — прекращение исполнения должником части денежных обязательств или обязанностей по уплате обязательных платежей, вызванное недостаточностью денежных средств. При этом недостаточность денежных средств предполагается, если не доказано иное;

федеральные стандарты — федеральные стандарты профессиональной деятельности арбитражных управляющих и федеральные стандарты деятельности саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, разработанные национальным объединением саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, утвержденные регулирующим органом в соответствии с настоящим Федеральным законом и являющиеся обязательными для исполнения арбитражными управляющими и саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих.

См. Методические рекомендации по организации деятельности должностных лиц Росрегистрации по осуществлению полномочий, предоставленных Кодексом РФ об административных правонарушениях по процедурам банкротства и финансового оздоровления, утвержденные приказом Федеральной регистрационной службы от 28 мая 2007 г. N 102

Постановлением Правительства РФ от 3 февраля 2005 г. N 52 установлено, что регулирующим органом, осуществляющим контроль за деятельностью саморегулируемых организаций арбитражных управляющих, является Федеральная регистрационная служба

Общие положения о несостоятельности (банкротстве)

Несостоятельность (банкротство) юридических и физических лиц.

Участие в гражданских правоотношениях порождает не только права и обязанности, но и ответственность за свои действия. Если лицо неспособно удовлетворить требования кредиторов, то оно может быть признано несостоятельным (банкротом). Правовое регулирование института банкротства осуществляется ГК (ст. 25, 65), а также Федеральным законом от 26 октября 2002 № 127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» .

Несостоятельность (банкротство) — признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.

Признаки банкротства – должник не исполнил обязательства перед кредиторами в течение трех месяцев с даты, когда они должны были быть исполнены, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества.

При выявлении признаков банкротства учитываются задолженности по всем обязательствам, за исключением обязательств перед гражданами, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, обязательств по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих по трудовому договору, обязательств по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также обязательств перед учредителями (участниками) должника, вытекающих из такого участия.

Читайте так же:  Платят ли несовершеннолетние дети налог на имущество

Дела о банкротстве рассматриваются арбитражным судом. По общему правилу, дело о банкротстве может быть возбуждено при условии, что требования к должнику — юридическому лицу в совокупности составляют не менее ста тысяч рублей, к должнику-гражданину — не менее десяти тысяч рублей, а также имеются признаки банкротства, указанные выше.

Правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании должника банкротом обладают сам должник, конкурсный кредитор, уполномоченные органы. В соответствии с Законом кредиторами являются все лица, имеющие по отношению к должнику права требования по исполнению любых обязательств, в том числе по уплате налогов и сборов, о выплате выходных пособий и об оплате труда лиц, работающих по трудовому договору. Конкурсные кредиторы – это кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия. Уполномоченные органы – это федеральные органы исполнительной власти – налоговые органы, а также органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления.

Должник (индивидуальный предприниматель или руководитель юридического лица) обязан обратиться в суд с заявлением о признании себя банкротом, если существует явная невозможность удовлетворить требования всех кредиторов в полном объеме.

Для предупреждения банкротства собственник имущества должника — унитарного предприятия, учредители (участники) должника, его кредиторы должника и иные лица могут принять меры по восстановлению платежеспособности должника. Данные меры принимаются до обращения в арбитражный суд на основании соглашения с должником. Это называется досудебной санацией.

Видео (кликните для воспроизведения).

Для проведения процедур банкротства, а также для осуществления иных полномочий арбитражный суд назначает арбитражного управляющего. В зависимости от процедуры банкротства арбитражный управляющий именуется временным, административным, внешним или конкурсным управляющим.

Арбитражным управляющим может быть гражданин РФ, который соответствует следующим требованиям:

зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя;

имеет высшее образование;

имеет стаж руководящей работы не менее чем два года в совокупности;

сдал теоретический экзамен по программе подготовки арбитражных управляющих;

прошел стажировку сроком не менее шести месяцев в качестве помощника арбитражного управляющего;

не имеет судимости за преступления в сфере экономики, а также за преступления средней тяжести, тяжкие и особо тяжкие преступления;

Арбитражным судом не могут быть утверждены в качестве управляющих для проведения банкротства определенного должника арбитражные управляющие:

которые являются заинтересованными лицами по отношению к должнику, кредиторам;

в отношении которых введена процедура банкротства;

которые не возместили убытки, причиненные должнику, кредиторам, третьим лицам при исполнении обязанностей арбитражного управляющего;

которые дисквалифицированы или лишены в порядке, установленном федеральным законом, права занимать руководящие должности и (или) осуществлять предпринимательскую деятельность по управлению юридическими лицами, входить в совет директоров (наблюдательный совет) и (или) управлять делами и (или) имуществом других лиц;

которые не имеют заключенных в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона договоров страхования ответственности на случай причинения убытков лицам, участвующим в деле о банкротстве;

которые не имеют допуска к государственной тайне по форме, необходимой для исполнения полномочий руководителя должника.

Заинтересованными лицами по отношению к должнику признаются:

юридическое лицо, которое является основным или дочерним по отношению к должнику в соответствии с гражданским законодательством;

руководитель должника, а также лица, входящие в совет директоров (наблюдательный совет) должника, коллегиальный исполнительный орган должника, главный бухгалтер (бухгалтер) должника, в том числе указанные лица, освобожденные от своих обязанностей в течение года до момента возбуждения производства по делу о банкротстве;

иные лица в случаях, предусмотренных федеральным законом.

Под заинтересованными лицами по отношению к гражданину понимаются его супруг, родственники по прямой восходящей и нисходящей линии, сестры, братья и их родственники по нисходящей линии, родители, сестры и братья супруга.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Закон о банкротстве

Развитие рыночной экономики и, как следствие, рост конкуренции на внутренних и на внешних рынках предъявили новые требования к правовой базе функционирования социально — экономической системы Российской Федерации. Формирование нового правового поля в экономике и бизнесе было непосредственно связано с развитием законодательства о банкротстве, т. к. с началом проведения рыночных реформ, изменения основ хозяйственных отношений выявили две острейшие проблемы:

  • во-первых, возникла необходимость банкротства нерентабельных хозяйств с менеджментом, работающим методами начала 20 века (в лучшем случае)
  • во-вторых, появилась необходимость смены собственника на многих предприятиях, т.е. передачи (перераспределения) активов в более умелые и грамотные руки инвесторов

В результате для страны важнейшей задачей стало принятие законов, координирующих деятельность предприятий в условиях рынка. Одним из таких законов стал закон о банкротстве, о котором и будет далее рассказано в этой статье.

Основные параметры законодательства по банкротству в России

К настоящему времени на территории Российской Федерации принято уже три федеральных закона о несостоятельности (банкротстве), что говорит об их безусловной значимости для хозяйствующих субъектов. Федеральный закон от 26.10.2002 № 127 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» отменил действие Федерального закона от 08.01.1998 № 6 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве) предприятий», который, в свою очередь, был принят вслед за Федеральным законом от 19.11.1992 №392 1ФЗ.

Данный Закон состоит из 233 статей, сгруппированных в 12 глав, и является специальным законом. В соответствии с ГК РФ он устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства, а также иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

Действующий закон под несостоятельностью (банкротством) должника понимает признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей. Т.е. для определения признаков банкротства юридического лица, как общее правило, он использует принцип неплатежеспособности.

Так, по смыслу этого Закона основными признаками банкротства (краткое содержание) выступают:

  • для гражданина – неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и(или) обязанности не исполнены им в течение 3- х месяцев с момента наступления даты их исполнения, и если сумма его обязательств превышает стоимость принадлежащего ему имущества (сумма обязательств в совокупности должна составлять не менее 100 МРОТ согласно Федеральному закону от 08.01.1998 и 500 000 рублей согласно статье 6 Федерального закона от 26.10.2002 г.
Читайте так же:  Есть ли необходимость в копии трудовой при оформления загранпаспорта

  • для юридического лица – неспособность удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и(или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и(или) обязанности не исполнены им в течение трех месяцев с момента наступления даты их исполнения (сумма обязательств в совокупности должна составлять не менее 500 МРОТ согласно Федеральному закону от 08.01.1998 и 100000 рублей согласно ст. 6 Федерального закона от 26.10.2002. Согласно законодательству о банкротстве к обязательным платежам относятся платежи в виде налогов, штрафов, пошлин.

Содержание процедуры банкротства

Закон про банкротство от 2002 года изменил состав процедур (механизмов) банкротства. Большее внимание уделяется процедурам, касающимся восстановления платежеспособности должника.

В соответствии со статьей 27 новое в законе о банкротстве — это, что помимо досудебной санации, определены следующие процедуры, вводимые арбитражным судом для должника – юридического лица:

  • наблюдение;
  • финансовое оздоровление;
  • внешнее управление;
  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

Для гражданина – должника, физического лица, определены следующие процедуры:

  • конкурсное производство;
  • мировое соглашение.

В соответствии с Законом о банкротстве от 2002 года, при рассмотрении в суде дела о банкротстве предприятия ключевым вопросом является выбор наиболее приемлемой по экономическим соображениям процедуры с учетом всех возможностей оздоровления должника. Дело о банкротстве должно быть рассмотрено в арбитражном суде в срок, не превышающий 7 месяцев с даты поступления заявления.

Порядок применения процедур можно описать следующим образом:

  1. Если, несмотря на старания опекунов или кредиторов должника, дело дошло до суда, то, приняв заявление кредиторов, в течение 15 дней арбитражный суд в соответствии с новым законом вводит процедуру наблюдения, которая может длиться не более 7 месяцев (ст. 51 Федерального закона от 26.10.2002).

Этот срок значительно превышает срок, установленный Федеральным законом от 08.01.1998, который составлял всего 3 месяца и мог быть продлен до пяти месяцев.

Утвержденный в период наблюдения арбитражный управляющий (временный управляющий) готовит предприятие к первому собранию кредиторов предприятия должника. Первое собрание должно состояться не позднее, чем за 10 дней до даты окончания наблюдения. Все последующие процедуры процесса банкротства вводятся на основании решения собрания кредиторов и затем утверждаются арбитражным судом.

  1. Финансовое оздоровление. Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем два года и осуществляется в соответствии с планом финансового оздоровления предприятия. Суть этой процедуры заключается в максимальном достижении удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности. План финансового оздоровления готовится учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника, утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в котором предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной статьей 134 Федерального закона о несостоятельности (банкротстве) от 26.10.2002.

Порядок удовлетворения требований кредиторов выглядит следующим образом:

  • в первую очередь производятся расчеты по требованиям граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации (начисления процентов, пеней и штрафов), соответствующих повременных платежей, а также компенсации морального вреда;
  • во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений по авторским договорам;
  • в третью очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

При этом в законе приведена следующая схема удовлетворения требований залоговых кредиторов «…требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества должника удовлетворяются за счет стоимости предмета залога преимущественно перед другими кредиторами, за исключениями обязательств первой и второй очереди, права требований которых возникли до заключения соответствующего договора залога».

  1. срок процедуры «внешнее управление» продлен с 12 до 18 месяцев. Продление сроков реорганизационных процедур банкротства говорит об ориентировании закона о несостоятельности на санацию отечественных предприятий с учетом интересов всех заинтересованных сторон, что, безусловно, является неоспоримым плюсом этого закона.
  2. Мировое соглашение — процедура, применяемая в деле о банкротстве на любой стадии его рассмотрения в целях прекращения производства по делу о банкротстве путем достижения соглашения между должником и кредиторами. Оно может быть заключено, если должник и кредитор так или иначе договорились друг с другом, и они уверены в том, что договоренность будет выполнена. Мировое соглашение заключают друг с другом обе стороны.

Заключенное в ходе производства по делу о банкротстве гражданина мировое соглашение распространяется на требования конкурсных кредиторов и уполномоченного органа, включенные в реестр требований кредиторов на дату проведения собрания кредиторов, принявшего решение о заключении мирового соглашения. В случае возникновения разногласий между финансовым управляющим, гражданином и кредиторами по вопросу согласования мирового соглашения, то они рассматриваются арбитражным судом в порядке, установленном Законом о банкротстве.

Заключение мирового соглашения предусматривает прекращение исполнение плана реструктуризации долгов гражданина, а также действие моратория на удовлетворение требований кредиторов.

Физическим лицам необходимо строго помнить, что за фиктивное банкротство Законом предусмотрена уголовная ответственность. Эта часть предусмотрена для того, чтобы не допустить роста потока «фиктивных или преднамеренных банкротств», если лица будут пытаться избежать законных выплат по своим долгам.

За сокрытие имеющегося имущества, а также преднамеренное банкротство грозит уголовная ответственность — до 6 лет лишения свободы. Соответствующие поправки в Уголовный кодекс РФ вступили в силу с 1 июля 2015 года.

Закон РФ о банкротстве — правовые последствия для должников – банкротов

Банкротство подразумевает ограничение целого ряда прав граждан: начиная от лишения права на предпринимательство, заканчивая временным ограничением права на выезд из страны. С поиском работы тоже будут проблемы — банкроту нельзя занимать управленческие позиции.

Кроме того, банкротство отражается в кредитной истории. В течение 5 лет невозможно будет даже просто обратиться за займом, но и по истечении этого срока ни один банк, скорее всего, кредит не выдаст. А имущество банкрота будет выставлено на торги».

Кроме этого, после признания банкротом, физические лица не смогут в течение 3 лет занимать любые руководящие должности в организациях.

Читайте так же:  Какая административная ответственность предусмотрена за неуплату алиментов

Также, лицо, признанное банкротом, до даты прекращения производства по делу о банкротстве не может выезжать за границу. А объявить себя банкротом еще раз он сможет только через 5 лет, даже если сразу после объявления банкротом накопил множество новых долгов.

Закон о банкротстве физических лиц

Принято новое нормативное положение, которое касается денежных прав жителей Российской Федерации. Чтобы им правильно воспользоваться и аннулировать свой долг, нужно досконально знать суть такого акта.

Сущность нововведения в 2019-2020 году

Закон № 127-ФЗ о несостоятельности (банкротстве) дает возможность признать физическое лицо или ИП неспособным погашать задолженность. Для этого нужно обратиться в суд. Это могут сделать:
  • налоговая организация;
  • физическое лицо (самостоятельно);
  • кредиторы.

Структура законопроекта

Федеральный правовой документ включает в себя 233 статьи закона о несостоятельности (банкротстве). Также он состоит из 12 глав, в которых раскрываются:
  • общие понятия закона, указаны определения должников и кредиторов;
  • ответственность лиц в процессе;
  • меры предупреждения банкротства;
  • процесс оспаривания сделок должника;
  • особенности рассмотрения дела о несостоятельности в арбитражном суде.

Во всех последующих разделах указаны особенности процедур:

  • внешнего управления;
  • конкурсного производства;
  • наблюдения;
  • финансового оздоровления.

Также в отдельную главу вынесены особенности проведения мировой договоренности и несостоятельности отдельных категорий субъектов, которые имеют задолженность.

[3]

Кому важно ознакомиться с содержанием

Учитывая тот факт, что в новой редакции закона изменения касаются и физических лиц, то им стоит ознакомиться с ее сутью. Особенно это касается тех, у кого имеется текущая задолженность по кредиту.

После признания гражданина неспособным погашать финансовый долг, к нему применяются такие меры:

  • запрет выезда за пределы государства;
  • подписание мирового соглашения;
  • наложение ареста на имущество и его реализация;
  • реструктуризация долга.

Главные пути выхода из сложной ситуации

ФЗ о банкротстве физических лиц (действующая его редакция) позволяет обращаться в суд не только юридическим лицам, но и физическим, когда он не может выполнить свои обязательства перед кредиторами.

При положительном развитии дела, всю задолженность ему могут аннулировать.

Необходимые требования к ФЛ

Для того чтобы признать человека неспособным погасить финансовый долг, необходимо, чтобы:

  • срок просрочки по денежным обязательствам составлял не менее 90 суток;
  • общая сумма долга превышала 500000 рублей.

Изменения, внесенные в закон о банкротстве, позволяют обратиться в судебные органы людям, не дожидаясь превышения установленного объема задолженности и раньше принятого срока.

Планка долга банкрота особенности

Федеральный закон о несостоятельности (банкротстве) для принятия мер считает достаточным задолженность свыше 0,5 млн. рублей и непогашение их на протяжении квартала.

Наряду с этим, определяет и другие предпосылки:

  • в течение одного месяца не уплачено 10% от задолженности;
  • полностью прекращены расчеты с кредиторами;
  • размер всего долга превышает стоимость имущества.

Признать банкротом физическое лицо суд может и в том случае, если у него нет никакого имущества.

Подсудность место отправки заявления

В ст. 213.4 ФЗ «О банкротстве физических лиц» указано, что для начала проведения процедуры нужно подать заявление в Арбитражный суд. Его предоставляют по месту жительства. Времени на его рассмотрение и принятие решения о его обоснованности отводится два месяца.

Дополнительно с ним необходимо предоставить:

  • информацию об объеме денежных обязательств, включая всех лиц, предоставивших кредит;
  • перечень запланированных шагов (взгляды должника на дальнейшее развитие событий);
  • Ф. И. О. и контактный номер телефона ответчика;
  • количество человек, перед которыми существуют финансовые обязательства.

Причины отказа в рассмотрении заявления существуют такие:

  • не оплачен взнос в бюджет государства (300 рублей);
  • не внесены денежные средства на депозитный счет арбитражного суда за пользование услугами управляющего (25 000 р.).

Если отсутствуют необходимые документы, то также могут отклонить заявление.

Выбор должностного лица для ведения дела

Эффективное проведение реструктуризации долга зависит от человека, на которого возложены обязанности. Он выполняет следующие действия:
  • проводит подробный анализ финансового состояния гражданина;
  • экономно тратит средства должника;
  • защищает любое его имущество;
  • ведет точный перечень требований;
  • уведомляет о замеченных нарушениях с обеих сторон.

С этой целью арбитражные управляющие проводят встречи и переговоры. Все их действия должны не допустить фиктивного признания неспособности выполнить обязательства по платежам.

Физическое лицо оплачивает все судебные расходы и услуги арбитражного управляющего.

Важные пункты закона

Основные нормы Закона о несостоятельности (банкротстве) отражены в статьях 213.1-213.32. В них обозначены:
  • принципы регулирование процессуальных отношений;
  • применяемые процедуры;
  • правила возбуждения производства по делу;
  • нормы подачи заявления гражданина и конкурсного кредитора и особенности рассмотрения их обоснованности;
  • возможность проведения собраний кредиторов;
  • выдвигаемые правовые требования к гражданскому лицу, по отношению к которому планируется проводиться реструктуризация;
  • механизм решения суда о признании банкротом физическое лицо.

Пошаговые инструкции процедуры даны в ст. 213.2. Она включает в себя принцип изменения структуры капитала, реализации имущества и мировое соглашение.

В ст. 213.9 описаны определения и суть работы финансового управляющего. Он должен быть назначен обязательно.

В ст. 213.11 обозначены последствия введения реструктуризации долгов и предоставления плана по его выполнению. Его содержание указано в ст. 213.14.

Все последствия признания физического лица банкротом прописаны в статье 213.30.

Судебная практика

На сегодняшний день абсолютно успешно реализовывается в жизнь принятый закон. Из всех поданных обращений практически все были рассмотрены в пользу должника. Многие граждане страны смогли освободиться от непосильных долгов.
Видео (кликните для воспроизведения).

Первоначальный пакет документов очень объемный, необходимо выделить для его сбора достаточное количество времени и сил. Однако, пройдя все этапы процесса, правительство государства дает возможность начать жизнь без финансовой зависимости от кредиторов.

Источники


  1. CD-ROM. Лекции для студентов. Юридические науки. Диск 3. — Москва: РГГУ, 2014. — 621 c.

  2. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Искусство в жизни человека. Конкретно-социологические исследования искусства в России конца XIX — первых десятилетий XX века. История и методология / Ю.У. Фохт-Бабушкин. — М.: Алетейя, 2016. — 788 c.

  3. Теория государства и права. — М.: Инфра-М, Норма, 2011. — 496 c.
Основные положения федерального закона о банкротстве
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here