Посредничество во взяточничестве особенности, виды наказания

Статья на тему: "Посредничество во взяточничестве особенности, виды наказания" от профессионалов для людей. Если у вас возникнут вопросы, то можете их задать дежурному специалисту.

Уголовная ответственность за коммерческий подкуп и отличия от взятки

Коммерческий подкуп – незаконная передача денежных средств, материальных ценностей или/и имущественных услуг должностному лицу коммерческой или иной организации (но не государственной, муниципальной или органов самоуправления) взамен на деяния или бездействие в интересах подкупающего в рамках должностных полномочий или в связи с оказываемым должностным влиянием. Также в понятие входит принятие обозначенных ценностей должностным лицом указанных организаций взамен на предоставление указанных услуг.

При этом оказываемые услуги должны быть незаконными либо противоречить интересам коммерческой или иной организации, либо предоставляться тайно по предварительному сговору.

Преступление считается совершенным в момент передачи указанных ценностей должностному лицу вне зависимости от времени передачи коммерческого подкупа. Но в случае когда указанные ценности передаются должностному лицу у после действий или бездействия в интересах другой стороны, обязательно должен иметь место быть факт предварительно сговора сторон преступления с целью осуществления коммерческого подкупа.

Отличие взятки от коммерческого подкупа

Взятка и коммерческий подкуп имеют схожие характеристики, но понятие взятки более распространено. И в первом, и во втором случае должностному лицу незаконно выплачивают определенное денежное вознаграждение, дарят материальные ценности или оказывают имущественные услуги, но в случае взятки объектом преступления являются государственные интересы и нарушение законов, а в случае подкупа – коммерческие интересы организации и нарушение этих интересов.

Объясняется это тем, что взятка может быть незаконно выплачена таким субъектам, как должностные лица государственных организаций, органов самоуправления или муниципальных учреждений. Подкуп же осуществляется в отношении сотрудников коммерческих организаций, а также иных организаций, в отношении незаконных выплат сотрудникам которых нельзя применить термин «взятка».

Уголовная ответственность за подкуп

Понятие коммерческого подкупа и меры наказания за преступление определяются статьей 204 УК РФ . Статья состоит из 8 пунктов и двух примечаний.

В первых четырех пунктах содержится информация о мерах наказания, применяемых в отношении субъекта, незаконно осуществляющего подкуп, в следующих случаях:

Выплата подкупа родственникам или доверенным лицам должностного лица коммерческой компании либо выплата после осуществления незаконных требований не освобождает преступника от ответственности. Но примечание к статье предусматривает, что можно избежать ответственности, если соблюдено одно из следующих условий:

  • будет доказан факт вымогательства выплат или услуг должностным лицом (кстати, о том,как доказать получение взятки — читайте тут,
  • виновник сообщит уполномоченным органам о преступлении и будет содействовать следствию.

Для должностного лица, принимающего подкуп методы наказания комбинируется таким образом, что самая строгая мера (лишение свободы) комбинируется с небольшим штрафом (меньше минимальных показателей), а лишение прав заниматься определенной деятельностью с близким к максимально возможному. Чтобы избежать ответственности необходимо не допускать осуществления преступления, то есть передачи денег или услуг.

Посредничество во взяточничестве

Объект данного преступления аналогичен объекту злоупотребления должностными полномочиями

Объективная сторона данного преступления заключается в непосредственной передаче по поручению взяткодателя или взяткополучателя предмета взятки.

Посредничество во взяточничестве возможно двумя способами:

а) способствованием взяткополучателю или взяткодателю в достижении соглашения между ними о получении и даче взятки;

б) реализацией такого соглашения.

Иные формы преступного содействия должны рассматриваться как соучастие в даче или получении взятки.

Особенностью посредничества заключается прежде всего в том, что субъект оказывает содействие совершению одновременно двух преступлений — даче и получению взятки. Посредник — связующее звено между двумя основными субъектами (взяткополучателем и взяткодателем), т.к. содействует достижению и реализации соглашения, т.е. посредник действует не по своей инициативе (просьбе или поручению) взяткодателя или взяткополучателя.

Взятка может быть передана посредником или непосредственно взяткодателем. В последнем случае для наступления ответственности посредника необходимо, чтобы соглашение между взяткополучателем и взяткодателем было достигнуто через него, т. е. он лишь передает взятку, зная о характере просьбы или поручения.

[1]

Если взяткодатель отказался принять предмет взятки, действие посредника будет квалифицироваться как покушение на посредничество (ст. ст. 24, 313 УК РК), а действия взяткодателя — как покушение на дачу взятки (ст. ст. 24, 312 УК РК). Посредничество во взяточничестве необходимо отличать от соучастия во взяточничестве — организаторов дачи или получению или даче взятки, пособников во взяточничестве.

Все иные (кроме непосредственной передачи предмета взятки) формы содействия даче либо получению взятки не могут рассматриваться как посредничество. В связи с этим пленум Верховного суда РК в упомянутом выше постановлении указал, что должностное или иное лицо, организуя дачу или получение взятки, подстрекает к этому либо является пособником дачи или получения взятки и одновременно выполняет посреднические функции, несет ответственность за соучастие в даче или получении взятки, т.е. по ст. ст. 28, 311 или по ст. ст. 28 и 312 УК РК. При этом вопрос о квалификации действия соучастника должен решаться с учетом направленности его умысла, исходя из этого, в чьих интересах, на чьей стороне и по чьей инициативе — взяткодателя или взяткополучателя — он действует. Дополнительной квалификации по статье, предусматривающей ответственность за посредничество во взяточничестве, не требуется.

По конструкции данный состав преступления формальный. Преступление считается оконченным в момент получения и дачи взятки (получена хотя бы часть взятки).

Субъектом данного преступления является как должностное лицо, так и не являющееся должностными. Согласно п. 4 постановления пленума Верховного суда РК от 25 декабря 1995 г. должностные лица, действия которых ограничиваются лишь передачей взятки по указанию руководителей предприятий или учреждений, должны быть привлечены к уголовной ответственности за посредничество, а их руководители — за дачу взятки.

Субъективная сторона посредничества во взяточничестве характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что он, действуя по поручению взяткодателя или взяткополучателя, передает предмет взятки и желает этого. Однако при отсутствии у лица сознания того, что оно передает предмет взятки, состав преступления исключается. Мотив и цель на квалификацию данного преступления не влияют, а учитываются судом при назначении наказания. Мотивы посредничества могут быть разнообразными: извлечь материальную выгоду, приятельских отношений, служебная зависимость, угодничество и тому подобное.

Читайте так же:  Имеет ли право пользования квартирой бывшая супруга если в квартире зарегистрирован общий ребенок

Часть 2 рассматриваемой статьи предусматривает квалифицированные виды посредничества во взяточничестве: совершение его неоднократно или организованной группой или лицом с использованием своего служебного положения.

Неоднократное посредничество во взяточничестве предполагает совершение этого преступления не менее двух раз, если при этом не истек срок давности привлечения к уголовной ответственности, или судимость была не погашена или не снята.

Посредничество во взяточничестве считается совершенным организованной группой, если оно совершено устойчивой группой лиц, заранее объединившихся для совершения одного или нескольких таких преступлений.

Под использование своего служебного положения для совершения данного преступления (посредничество во взяточничестве) следует понимать посреднические действия виновного, использовавшего свои служебные права и обязанности.

Коммерческий подкуп (ст. 204 УК).Под общим названием «Коммерческий подкуп» содержится описание двух тесно связанных преступлений: незаконная передачалицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, вознаграждения имущественного характера за совершение действий (бездействия) в интересах дающего (ч. 1 и 2 ст. 204) и незаконное получениеэтим лицом такого вознаграждения (ч. 3 и 4 ст. 204 УК).

Данные преступления имеют много общих признаков объективной стороны со взяточничеством. Однако, поскольку при коммерческом подкупе незаконное вознаграждение имущественного характера получается лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением, можно говорить об ином объекте коммерческого подкупа по сравнению со взяточничеством.

Объектомданных преступлений являются интересы службы, заключающиеся, в частности, в том, чтобы лицо при выполнении функций управленческого характера в коммерческой или иной организации руководствовалось законными интересами данной организации, а не возможностью получения за эту деятельность незаконного вознаграждения.

Предметом

обоих преступлений могут быть деньги как в российской, так и в иностранной валюте, ценные бумаги (чеки, облигации, векселя, сберегательная книжка на предъявителя и т. п.) любое иное имущество (валютные ценности, промышленные и продовольственные товары, недвижимое имущество .и др.), а равно услуга имущественного характера (оплаченная туристическая путевка, гостиничные услуги, бесплатное обучение виновного или его родственника в платном вузе, ремонт квартиры, строительство дачи и т. п.). Необходимо лишь, чтобы это вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, имело имущественный характер и было незаконным, т. е. не было предусмотрено условиями трудового договора (контракта).

Объективная сторона преступления.Действие или бездействие лица, выполняющего управленческие функции, за которое ему передается вознаграждение, должно быть обязательно связано с занимаемым им положением, кругом осуществляемым субъектом прав и выполняемых обязанностей. Это может быть разглашение коммерческой или банковской тайны, каких-либо секретов коммерческой или некоммерческой организации (например, политической партии, избирательного объединения), сообщение о готовящейся или заключенной сделке, о ходе деловых переговоров, намерениях сторон, заключение контракта, выдача льготного кредита, удовлетворение требования какого-либо кредитора в ущерб интересам других кредиторов и т. д

Субъектом незаконной передачи имущественного вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, может быть любое лицо (гражданин России, иностранный гражданин, лицо без гражданства), достигшее 16-летнего возраста, частное или должностное, действующее как в своих личных интересах, так и в интересах представляемой им организации.

Субъективная сторона преступления. Коммерческий подкуп (во всех его проявлениях) — умышленное преступление. Обе стороны подкупа осознают, что вознаграждение передается и принимается незаконно — за совершение действия (бездействия) в интересах дающего в связи с занимаемым субъектом служебным положением, и желают осуществить передачу-принятие вознаграждения.

Мотив у лица, принимающего вознаграждение, корыстный; мотивы незаконной передачи вознаграждения могут быть различными. Цель у субъекта, передающего незаконное имущественное вознаграждение лицу, выполняющему управленческие функции, — побудить последнего совершить действие (бездействие) в интересах дающего в связи с занимаемым этим лицом служебным положением.

Незаконная передача вознаграждения и незаконное получение материального вознаграждения имеют ряд совпадающих квалифицирующих признаков:совершение соответствующего деяния а) группой лиц по предварительному сговору, б) организованной группой, в) неоднократно.

Незаконное получение материальных ценностей или услуг считается совершенным по предварительному сговору группой лиц,если соглашение об этом было достигнуто, как минимум, между двумя субъектами этого преступления до того, как один из них уже получил хотя бы часть незаконного вознаграждения. Преступники должны действовать как одно целое, заранее договорившись о получении вознаграждения.

Передачу и получение незаконного вознаграждения можно признать совершенным организованной группойи в случае, если соответствующие действия, составляющие объективную сторону преступления, совершает один участник организованной; группы, исполняющий ее задание.

Действия лиц, лишь способствовавших совершению коммерческого подкупа, например сводивших дателей и получателей незаконного вознаграждения, дававших им советы, подстрекавших к преступлению, оказывавших посреднические услуги и т. п., квалифицируются как соучастие в одном из этих преступлений в зависимости от того, с чьей стороны или по чьей инициативе они участвовали в преступлении.

Незаконная передача и незаконное получение материальных ценностей или услуг признаются совершенными неоднократно, если установлено не менее двух случаев совершения соответственно каждого из этих действий и при этом лицо за ранее совершенное преступление: а) не было освобождено от уголовной ответственности (по истечении сроков давности или по иному основанию) или б) судимость не была погашена или снята.

Как неоднократная по ч. 2 ст. 204 УК будет квалифицироваться одновременная передача незаконных вознаграждений нескольким лицам, выполняющим управленческие функции, за совершение каждым из них самостоятельного действия (бездействия) в интересах дающего. Точно так же неоднократным подкупом по п. «б» ч. 4 ст. 204 УК признается получение вознаграждения от нескольких лиц одновременно за совершение в отношении каждого из них отдельного действия (бездействия). Напротив, одновременная передача вознаграждения нескольким управленческим работникам коммерческой или иной организации за совершение в интересах дающего одного действия (бездействия), а равно получение управленческим работником вознаграждения одновременно от нескольких лиц за совершение одного общего действия, в котором заинтересован каждый из дающих, неоднократным подкупом не являются.

Не будет признака неоднократности и в том случае, когда коммерческий подкуп является продолжаемым преступлением, а именно: при передаче-получении вознаграждения в несколько приемов, по частям за одно действие (бездействие) лица.

Квалифицирующим признаком незаконного получения вознаграждения является также его вымогательство (п. «в» ч. 4 ст. 204 УК), под которым понимается требование со стороны лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации, передачи ему материальных ценностей или оказания безвозмездной услуги имущественного характера под угрозой нарушения законных интересов дающего (близких ему лиц, организации, интересы которой он представляет) или умышленное постав-ление последнего в такие условия, при которых он вынужден передать вознаграждение для обеспечения своих правоохраняемых, законных интересов. Например, сопряженным с вымогательством следует признать получение незаконного вознаграждения, когда руководитель организации требовал его под угрозой незаконного увольнения с работы.

Читайте так же:  Производство в суде надзорной инстанции особенности процесса

Закон установил два самостоятельных основания освобождения от уголовной ответственноститолько лиц, осуществивших незаконную передачу вознаграждения управленческому работнику коммерческой или иной организации: 1) вымогательство этого вознаграждения, 2) добровольное сообщение о состоявшемся подкупе органу, имеющему право возбудить уголовное дело.

Добровольным считается сообщение, сделанное не вынужденно, а по собственному желанию лица при сознании им того обстоятельства, что о переданном вознаграждении органам власти еще неизвестно. При указанном условии мотивы, по которым сделано сообщение, и время, которое прошло с момента передачи вознаграждения, решающего значения не имеют. В частности, сообщение о коммерческом подкупе должно быть признано добровольным и повлечь освобождение от уголовной ответственности и в тех случаях, когда субъект сообщил об этом ввиду того, что управленческий работник, получивший вознаграждение, не выполнил обещанного. При этом, конечно, заявитель должен считать, что органы власти информацией о преступлении не располагают.

Незаконная передача вознаграждения лицу, выполняющему управленческие функции в коммерческой или иной организации, совершенная без отягчающих обстоятельств, считается преступлением небольшой тяжести, а при квалифицирующих обстоятельствах — средней тяжести. Незаконное получение такого вознаграждения — преступление средней тяжести.

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-23; Нарушение авторского права страницы

К вопросу об обещании и предложении посредничества во взяточничестве

Российская Федерация, как член международного сообщества, имеет международные обязательства в сфере противодействия коррупции, которые предусмотрены: Конвенцией по борьбе с подкупом иностранных должностных лиц при осуществлении международных коммерческих сделок от 21 ноября 1997 г., Конвенцией об уголовной ответственности за коррупцию от 27 января 1999 г. и Конвенцией ООН против коррупции от 31 октября 2003 г.

Указом Президента РФ от 13.03.2012 N 297 «О Национальном плане противодействия коррупции на 2012 — 2013 годы и внесении изменений в некоторые акты Президента Российской Федерации по вопросам противодействия коррупции» [206] Верховному Суду РФ предложено дать разъяснения судам по вопросам применения уголовного законодательства Российской Федерации в части, касающейся коррупционных преступлений. Пленум Верховного Суда РФ издал соответствующее постановление 09 июля 2013 года. [207] Проект данного постановления стал предметом дискуссии в научной среде, свидетельством тому является научно-практический журнал «Уголовное право» № 5/2013 г., тематикой которого превалирующим образом являются коррупционные преступления.

Закрепление обещания или предложения посредничества во взяточничестве в уголовное законодательство, в отличие от обещания и предложения взятки, не предусмотрено ни в одном международном договоре, ратифицированном Россией. Обещание, по верному замечанию Тюнина В.И.[208], означает дачу согласия взяткодателю, взяткополучателю либо иному лицу, действующему в интересах названных лиц, совершить действия, составляющие объективную сторону преступления, предусмотренного в ч. 1 ст. 291.1 УК РФ. А предложение посредничества состоит в инициативе лица стать посредником в даче-получении взятки. По мнению Верховного Суда, преступление по ч. 5 ст.291.1 УК РФ считается оконченным с момента совершения лицом действий (бездействия), направленных на доведение до сведения взяткодателя и (или) взяткополучателя информации о своем намерении стать посредником во взяточничестве. [209]

Пленум Верховного Суда в п. 29 исправляет ошибку законодателя, допущенную в примечании к ст. 291.1 УК РФ, в котором говорится об освобождении от уголовной ответственности лица, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве. Дело в том, что невозможно пресечь уже оконченное преступление (по ч.5 ст. 291.1 УК РФ). Пленум Верховного Суда употребляет в качестве условия освобождения от уголовной ответственности вместо пресечения преступления его расследование.

В соответствии с доктриной уголовного права, второй стадией совершения преступления является обнаружение умысла, наказание за которое не предусмотрено уголовным законом: cogitationis poenam nemo partitur [210]. Представляется, что обещание или предложение посредничества во взяточничестве как выражение мыслей вовне без совершения каких-либо действий, направленных на реализацию умысла, соответствует данной стадии, однако ввиду реализации активной уголовно-правовой политики в сфере противодействия коррупции данные деяния криминализированы. Не поддерживает данную точку зрения Яни П.С., который указывает в качестве обязательного признака обещания или предложения посредничества цель, состоящую в стремлении лица путем информирования о наличии у него соответствующего намерения добиться получения от взяткодателя и (или) взяткополучателя соответствующего поручения и оказать в соответствии с ним способствование указанным лицам в достижении либо реализации соглашения о получении и даче указанной взятки.[211]

Ткачев И.О. считает, что ч.5 ст.291.1 УК РФ устанавливает ответственность за обнаружение умысла на совершение в будущем посреднических действий, и последующая реализация такого умысла исключает квалификацию действий посредника по ч.5 ст.291.1 УК РФ. Если посредник выполнил обещание или исполнил предмет предложения, то ответственность наступает по ч. ч. 1-4ст. 291.1 УК РФ. Если же обещание не было выполнено, то деяние надлежит квалифицировать по ч.5 ст. 291.1 УК РФ. [212] Этой же позиции придерживается Верховный Суд РФ.[213] (Абз. 2 п. 26 ППВС РФ от 09.07.2013 №24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях»)

Становится возможной ситуация, когда лицо не подлежит уголовной ответственности за высказанное намерение дать взятку или её получить, в то время как тот, кто высказал намерение передать эту взятку будет нести ответственность по ч.5 ст. 291.1 УК РФ, а данное преступление является тяжким (наказание до 7 лет лишения свободы). В отличие от действующего Постановления Пленума Верховного Суда от 09.07.2013, ныне не действующее Постановление Пленума Верховного Суда от 10 февраля 2000 г. содержит положения, касающиеся того, что не может быть квалифицировано как покушение на дачу или получение взятки либо на коммерческий подкуп высказанное намерение лица дать (получить) деньги, ценные бумаги, иное имущество либо предоставить возможность незаконно пользоваться услугами материального характера в случаях, когда лицо для реализации высказанного намерения никаких конкретных действий не предпринимало.

Читайте так же:  Возмещение ущерба при дтп с виновника по осаго – судебная практика и советы

Имеет ли смысл лицу, являющемуся посредником по взяточничестве, способствовать раскрытию и пресечению преступления, добровольно сообщать органу, имеющему право возбудить уголовное дело, если, ответственность в соответствии с ч.3 ст.31 УК РФ всё равно наступит, так как в фактически содеянном содержится иной состав преступления (за обещание и предложение посредничества во взяточничестве)? Думается, что нет, и в данном случае норма, содержащаяся в ч. 5 ст. 291.1 УК РФ, будет побудительным мотивом к доведению преступного умысла до конца, т.е. до непосредственной передачи взятки.

Вызывает сомнение в соблюдении принципа справедливости законодателем при конструировании санкций данных норм, так как при назначении наказания по ч. 1 ст. 291.1 УК РФ и по ч. 5 ст.291.1 УК РФ получится, что наказание за обещание и предложение во взяточничестве строже (до 7 лет лишения свободы), чем наказание за полностью реализованный умысел, направленный на непосредственную передачу взятки или иное способствование в достижении либо реализации соглашения по поводу взятки (до 5 лет лишения свободы). Кроме того, преступник будет стремиться выполнить объективную сторону непосредственной передачи взятки или иным образом содействовать достижению и реализации передачи взятки, так как содержание данных норм стимулирует преступника к совершению именно этих действий в виду строгости наказания, предусмотренного ч. 5 ст. 291.1 УК РФ. Представляется, что смысл и содержание указанных норм противоречит основным направлениям деятельности государства в области противодействия коррупции, также принципу справедливости и цели уголовного наказания – восстановлению социальной справедливости.

Т.В. Кондрашова указывает на некоторые правила из трудов К. Кенни, которых должен придерживаться законодатель при криминализации какого-либо деяния.[214] Можно выделить следующие условия криминализации деяния, которые не соблюдены российским законодателем при конструкции нормы, содержащейся в ч. 5 ст. 291.1 УК РФ : 1) вред от деяния должен быть больше, чем вред от применения наказания; 2)это деяние должно быть с достоверностью доказуемо.

Однако высшая судебная инстанция придерживается иного мнения: Верховный Суд РФ считает, что при мнимом посредничестве содеянное лжепосредником надлежит квалифицировать как мошенничество без совокупности с преступлением, предусмотренном ч.5 ст.291.1 УК РФ.

В статье 5 «Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции»[217] говорится о том, что «каждое Государство-участник стремится периодически проводить оценку соответствующих правовых документов и административных мер с целью определения их адекватности с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней». Представляется, что содержание ч.5 ст. 291.1 УК РФ нуждается в такой оценке, так как с точки зрения предупреждения коррупции и борьбы с ней данная норма содержит в себе криминогенные факторы, которые будут способствовать росту коррупции в Российской Федерации.

А.С.Первушин*

Видео (кликните для воспроизведения).

Последнее изменение этой страницы: 2016-04-21; Нарушение авторского права страницы

Статья 291.1. Посредничество во взяточничестве

1. Посредничество во взяточничестве, то есть непосредственная передача взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере, —

наказывается штрафом в размере до семисот тысяч рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до сорокакратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок до четырех лет со штрафом в размере до двадцатикратной суммы взятки или без такового.

2. Посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействие) либо лицом с использованием своего служебного положения —

наказывается штрафом в размере до одного миллиона рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до одного года, или в размере от двадцатикратной до пятидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового либо лишением свободы на срок от трех до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

3. Посредничество во взяточничестве, совершенное:

а) группой лиц по предварительному сговору или организованной группой;

б) в крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от одного миллиона до двух миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до двух лет, или в размере от пятидесятикратной до семидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок от пяти до десяти лет со штрафом в размере до шестидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

4. Посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере, —

наказывается штрафом в размере от одного миллиона пятисот тысяч до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от двух до трех лет, или в размере от шестидесятикратной до восьмидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового либо лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в размере до семидесятикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до семи лет или без такового.

5. Обещание или предложение посредничества во взяточничестве —

наказывается штрафом в размере до трех миллионов рублей, или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до трех лет, или в размере до шестидесятикратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового либо лишением свободы на срок до семи лет со штрафом в размере до тридцатикратной суммы взятки или без такового и с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до пяти лет или без такового.

Читайте так же:  Как получить алименты от государства если отец не платит

Примечание. Лицо, совершившее преступление, предусмотренное настоящей статьей, освобождается от уголовной ответственности, если оно активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило о совершенном преступлении в орган, имеющий право возбудить уголовное дело.

Комментарий к Ст. 291.1 УК РФ

1. Комментируемая статья, устанавливающая ответственность за посредничество во взяточничестве как за самостоятельное преступление, введена в УК Федеральным законом от 04.05.2011 N 97-ФЗ. Ранее по УК это деяние оценивалось как соучастие в совершении преступления и ответственность за него наступала по ст. ст. 33 и 290 или 291 УК.

Посредничество во взяточничестве, так же как получение взятки и дача взятки, посягает на авторитет и осуществляемую в соответствии с законом деятельность публичного аппарата власти и управления. Предмет рассматриваемого преступления аналогичен предмету такого преступления, как получение взятки (см. комментарий к ст. 290).

2. Объективная сторона преступления выражается в посредничестве во взяточничестве, а именно в совершении следующих альтернативных действий: 1) непосредственной передаче взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации (взяткополучателю) по поручению взяткодателя или взяткополучателя; 2) ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере.

Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК значительным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 25 тыс. руб. Таким образом, сумма предмета взятки отнесена законодателем к числу составообразующих признаков. Иными словами, согласно действующей редакции комментируемой статьи состав посредничества во взяточничестве будет отсутствовать, если сумма предмета взятки не выходит за пределы 25 тыс. руб.

В этой связи возникает вопрос о том, какова должна быть квалификация посредничества в ином случае, когда сумма предмета взятки составляет 25 тыс. руб. или менее.

В таких случаях состав посредничества во взяточничестве будет отсутствовать.

Иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки может заключаться в разнообразных действиях. В частности, к числу таких действий могут быть отнесены передача предложения о даче (получении) взятки за оказание услуги, ведение переговоров по поручению взяткодателя или взяткополучателя, подыскание соответствующего должностного лица, склонение его к оказанию содействия взяткодателю и другие действия. В характеристике таких действий главное заключается в их направленности на способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними.

Состав преступления является формальным. Посредничество во взяточничестве является оконченным с момента принятия должностным лицом хотя бы части передаваемых ценностей.

В случаях, когда должностное лицо отказалось принять взятку, действия лица, передающего предмет взятки, следует расценивать как покушение на совершение преступления. Такая же правовая оценка должна быть дана и действиям посредника, если обусловленная передача ценностей не состоялась по обстоятельствам, не зависящим от его воли.

Принятие предмета взятки субъектом данного преступления для последующей его передачи должностному лицу еще не образует оконченного состава посредничества во взяточничестве и, в случае задержания лица, не успевшего передать взятку должностному лицу, квалифицируется как покушение на посредничество во взяточничестве (ч. 3 ст. 30 и соответствующая часть ст. 291.1 УК).

При посредничестве во взяточничестве в виде иного способствования взяткодателю и (или) взяткополучателю оконченный состав преступления будет иметь место с момента совершения действий, образующих указанное способствование.

От посредничества во взяточничестве следует отличать так называемое мнимое посредничество, когда лицо получает от кого-либо материальные ценности якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их себе. Содеянное в таких случаях следует квалифицировать как мошенничество. Действия владельца материальных ценностей в таких случаях подлежат квалификации как покушение на дачу взятки (ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). Если же такой «мнимый посредник» еще и склоняет лицо к даче взятки, порождая в нем умысел к совершению преступления, содеянное дополнительно квалифицируется как подстрекательство к покушению на дачу взятки (ч. 4 ст. 33, ч. 3 ст. 30 и ст. 291 УК). При этом не имеет значения, называлось ли конкретное должностное лицо, которому предполагалось передать взятку.

3. Субъективная сторона преступления характеризуется виной в виде прямого умысла. Лицо осознает, что передает взятку должностному лицу по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иным образом способствует взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки, и желает совершить указанные действия.

4. Субъект преступления общий — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста.

5. Часть 2 комментируемой статьи содержит квалифицированный состав преступления — посредничество во взяточничестве за совершение заведомо незаконных действий (бездействия) либо лицом с использованием своего служебного положения. Следует отметить, что субъект должен осознавать, что передает взятку должностному лицу именно за совершение последним незаконных действий. Если виновный не знает, каким путем (законным или незаконным) будет решаться поставленный перед взяткополучателем вопрос, то квалификация посредничества во взяточничестве по данному признаку исключается и ответственность наступает по ч. 1 комментируемой статьи.

6. В ч. 3 комментируемой статьи предусмотрены такие квалифицирующие признаки, как совершение посредничества во взяточничестве:

— п. «а»: группой лиц по предварительному сговору (ч. 2 ст. 35 УК) или организованной группой (ч. 3 ст. 35 УК);

— п. «б»: в крупном размере. Согласно примечанию 1 к ст. 290 УК крупным размером признается сумма предмета взятки, превышающая 150 тыс. руб.

7. Особо квалифицированным составом преступления (ч. 4 комментируемой статьи) является посредничество во взяточничестве, совершенное в особо крупном размере (если сумма предмета взятки превышает 1 млн. руб.).

8. В ч. 5 комментируемой статьи предусмотрен самостоятельный состав преступления — обещание или предложение посредничества во взяточничестве.

Обещание посредничества означает выражение согласия лица осуществить в будущем все действия, образующие объективную сторону посредничества, или часть из них. Обещание, как правило, имеет место при обращении к посреднику взяткодателя или взяткополучателя, когда инициатива исходит от них.

Предложение посредничества во взяточничестве означает инициативные действия со стороны посредника, раскрывающего свои возможности договориться с соответствующими лицами о совершении необходимых действий (бездействия) в интересах дающего взятку или интересах представляемых им лиц.

И обещание, и предложение посредничества во взяточничестве относятся к формальным составам и являются оконченными с момента совершения действий, указанных в законе.

[2]

Анализируя данный состав преступления, следует обратить внимание на то, что, на наш взгляд, и в данный состав в качестве обязательного признака включается признак суммы предмета взятки. Так же как и применительно к другим видам посредничества в случае, если эта сумма не превышает 25 тыс. руб., состав преступления, предусмотренный ч. 5 комментируемой статьи, отсутствует, а действия виновного надлежит квалифицировать по соответствующей части ст. 33 и, соответственно, ст. ст. 290 или 291 УК.

Читайте так же:  Какие наиболее частые причины увольнения по собственному желанию указывают работники

9. Примечание к комментируемой статье содержит специальное условие об освобождении от уголовной ответственности лица, являющегося посредником во взяточничестве. Оно освобождается от уголовной ответственности, если после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

Условия освобождения от уголовной ответственности посредника во взяточничестве аналогичны за некоторыми исключениями условиям освобождения лица, совершившего дачу взятки (см. комментарий к ст. 291).

Посредничество во взяточничестве: особенности, виды наказания

Федеральным законом от 04.05.2011 № 97-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с совершенствованием государственного управления в области противодействия коррупции» введена в действие ст.291.1 УК РФ, устанавливающая уголовную ответственность за посредничество во взяточничестве.

В соответствии с ч.1 ст. 291. 1 УК РФ посредничество во взяточничестве представляет собой непосредственную передачу взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя либо иное способствование взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении либо реализации соглашения между ними о получении и даче взятки в значительном размере .

Посредничество может выражаться:

[3]

— в непосредственной передаче взятки по поручению взяткодателя или взяткополучателя;

— в обещании передать взятку;

— в предложении передать взятку

— а также в ином способствовании взяткодателю и (или) взяткополучателю в достижении или реализации ими соглашения о даче (получении) взятки.

Под непосредственной передачей взятки расцениваются действия посредника по перемещению предмета взятки от одного лица к другому.

Как обещание передачи взятки рассматривается ситуация, когда посредник заявляет взяткополучателю (взяткодателю) о своем согласии передать предмет взятки, что укрепляет у них решимость участвовать в преступлении.

Иное способствование в передаче взятки может охватывать все иные разновидности содействия при пособничестве (дачу советов, информации, средств передачи взятки, устранение препятствий и т. п. ).

Посредник может представлять интересы, как взяткодателя, так и взяткополучателя. В отличие от взяткодателя посредник, действующий от его имени и по его поручению, не добивается за счет передаваемой взятки совершения или не совершения должностным лицом каких — либо действий в своих интересах; он представляет не свои, а чужие интересы. Решение о передаче взятки принимает взяткодатель. Посредник выполняет его волю, в силу чего он не может выступать инициатором дачи взятки.

Посредник, действующий от имени взяткополучателя, получает предмет взятки не для себя, а для последнего. Посредник не берет на себя обязательства совершения или не совершения каких — либо действий. Они лежат на взяткополучателе. Взяткополучатель определяет условия получения взятки.

Размер предмета взятки должен быть значительным, т. е. он должен быть не менее 25 тыс. руб.

При непосредственной передаче предмета взятки преступление является оконченным, если должностное лицо примет предложенную ему взятку. В случае, если взятка не была получена по причине возникновения обстоятельств, не зависящих от воли виновных, то действия посредника и взяткодателя должны квалифицироваться как покушение соответственно на посредничество и дачу взятки.

При обещании передачи взятки и предложении ее передачи посредничество является оконченным преступлением с момента совершения этих действий независимо от того, передана была взятка или нет.

Посредничество во взяточничестве нужно отличать от так называемого мнимого посредничества, при котором лицо получает предмет взятки с целью присвоения им самим без намерения передачи его должностному лицу. Такие действия должны квалифицироваться как мошенничество.

Лицо, являющееся посредником во взяточничестве, освобождается от уголовной ответственности, если оно после совершения преступления активно способствовало раскрытию и (или) пресечению преступления и добровольно сообщило органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о посредничестве во взяточничестве.

Согласно Постановления Пленума Верховного суда Российской Федерации от 09.07.2013 № 24 «О судебной практике по делам о взяточничестве и об иных коррупционных преступлениях», к числу обязательных условий освобождения от уголовной ответственности за совершение преступления, предусмотренного ст. 291. 1 УК РФ, в силу примечания к указанной статье относятся — добровольное сообщение после совершения преступления о посредничестве во взяточничестве органу, имеющему право возбудить уголовное дело, а также активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления.

Сообщение (письменное или устное) о преступлении должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. При этом не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о посредничестве во взяточничестве стало известно органам власти.

Активное способствование раскрытию и (или) расследованию преступления должно состоять в совершении лицом действий, направленных на изобличение причастных к совершенному преступлению лиц (взяткодателя, взяткополучателя, посредника), обнаружение имущества, переданного в качестве взятки и др.

Видео (кликните для воспроизведения).

В зависимости от квалифицирующих признаков преступления за посредничество во взяточничестве предусмотрено наказание в виде лишения свободы на срок до 12 лет , штрафа в размере до 90-кратной суммы взятки с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до 3 лет.

Источники


  1. Ганапольский Правосудие для дураков, или Самые невероятные судебные иски и решения / Ганапольский, Матвей. — М.: АСТ, 2017. — 416 c.

  2. История и методология естественных наук. Выпуск 26. Физика. — М.: Издательство МГУ, 2011. — 200 c.

  3. Тихомиров, М. Ю. Увольнение по инициативе работодателя. Практическое пособие / М.Ю. Тихомиров. — М.: Издание Тихомирова М. Ю., 2015. — 499 c.
Посредничество во взяточничестве особенности, виды наказания
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here