Право на жизнь — что это, как обеспечивается и защищается государством

Статья на тему: "Право на жизнь — что это, как обеспечивается и защищается государством" от профессионалов для людей. Если у вас возникнут вопросы, то можете их задать дежурному специалисту.

Правовая защищенность человека и гражданина. Понятие. Виды государственных гарантий

Под защищенностью прав и свобод человека и гражданина понимают наличие правовых актов, институтов и эффективных механизмов соблюдения и защиты прав личности, гарантированных Конституцией и Законодательством РФ, международными документами и т.д.

Государство в обеспечении правовой защищенности человека и гражданина играет очень важную роль. Оно является гарантом прав и свобод человека и гражданина. В конституции РФ четко прописаны государственные гарантии. Они могут быть следующих видов:

Закрепляются в конституциях и иных нормативно — правовых актах государства, обеспечиваются соответствующими материальными и организационными средствами. В Российской Федерации гарантией, обладающей наивысшей юридической силой, является Конституция. Они подразделяются на: государственный гарантия правосудие свобода

  • 1. Защита прав и свобод — обязанность государства. Данное положение закрепляется в ст.45 ч.1 Конституции РФ. В реализации данной гарантии участвует весь механизм государства.
  • 2. Самозащита прав и свобод.
  • 3. Каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.
  • 4. Судебная защита. Такая форма защиты прав и свобод является наиболее эффективной, поскольку в суд могут быть обжалованы любые решения.
  • 5. Возмещение вреда. В соответствии со статьей 53 Конституции, каждый имеет право на возмещение вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц. Размер возмещения вреда устанавливается судом.
  • 6. Неотменяемость прав и свобод. Любой человек может быть уверен, что пока существует Конституция РФ, права и свободы, закрепленные в ней, являются непосредственно действующими.
  • 7. Возраст. В Конституции сказано, что гражданин России может самостоятельно осуществлять, а полном объеме свои права и обязанности с 18 лет. Ограничением может служить признание гражданина недееспособным или ограниченные в дееспособности, но только по решению суда. Лица, не достигшие этого возраста, также обладают правами, перечисленными в Гражданском кодексе.

Гарантии правосудия — гарантии свободы личности, отсюда их конституционный уровень закрепления.

Права потерпевших от преступлений и злоупотреблений властью охраняются законом. Государство обеспечивает потерпевшим доступ к правосудию и компенсацию причиненного ущерба.

9. Запрет обратной силы закона. Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Но если он отменяет или смягчает ответственность, то его обратная сила предусматривается (ст.54 Конституции). Конституция РФ( http://www.constitution.ru/)

Международно — правовые гарантии

Данные гарантии закрепляются Международно — правовых документах, таких как Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН 10 декабря 1948 года, международные пакты и другие документы. Конституция предоставляет право обращения в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, при отказе всех судебных инстанций Российской Федерации. Жалоба подается в комитет по правам человека, созданный в соответствии с Международным пактом о гражданских и политических правах. Комитет принимает жалобу, если она не анонимна и не представляет собой злоупотребление правом на жалобу.

Другой формой международной защиты прав и свобод выступает Европейский Суд по правам человека, учрежденный в 1959 году. Обращение в Суд может подавать как государство, так и физическое лицо, но сначала это обращение должно пройти через Европейскую Комиссию по правам человека. После рассмотрения, если это обращение признается приемлемым, то оно попадает в Суд.

Помимо указанных документов, закрепляющих права и свободы человека, существуют также такие как:

  • — Европейская конвенция о защите прав и основных свобод 1950 г. и дополнительные протоколы к ней;
  • — Конвенция о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам от 22 января 1993 г. и декларация о международных обязательствах в области прав человека и основных свобод от 24 сентября 1993 г., принятые членами СНГ и т.д.

Для обеспечения гарантий прав и свобод человека и гражданина во внутригосударственном законодательстве России надо, чтобы обеспечение гарантий основывалось на следующих принципах:

  • 1. Приоритет прав человека во взаимоотношениях «личность-государство» и обязанности государства признавать, соблюдать и защищать их;
  • 2. Господства права в обеспечении законности и правопорядка;
  • 3. Принцип взаимной ответственности личности и государства.

Важнейшее место в системе гарантий прав и свобод занимает институт правовой ответственности государства, его органов. Должна существовать эффективная система юридических средств позволяющих заставить государственные органы и должностных лиц соблюдать права человека, обеспечивающая восстановление нарушенных этими органами интересов граждан. Экономико?правовая библиотека// Социально?правовая защишенность: понятие, структура

7.2. Государственная защита прав и свобод граждан

В части 1 ст. 45 Конституции определено, что «Государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется».

Признание прав и свобод человека высшей ценностью и их защи­ты обязанностью государства непосредственно вытекает из зафиксированного в Конституции положения о России как о демократическом правовом государстве. Конечная цель деятельности государства состо­ит в обеспечении прав и свобод человека и гражданина. Достижение этой цели неразрывно связано с обязанностью государства, создавать систему защиты прав и свобод, а также устанавливать четкие юридические процедуры такой защиты.

Государственная защита прав и свободпонимается как деятельность управомоченных государственных органов и должностных лиц по соблюдению, обеспечению и охране конституционных прав и сво­бод.

Обязанность по защите прав и свобод граждан призваны выпол­нять как Российская Федерация, так и все входящие в нее субъекты, органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также законно действующие в стране общественные объединения. Они должны обеспечить права и свободы гражданина в границах своих полномочий присущими им способами, методами и средствами на всей территории России.

За границей обязанность защиты интересов российских граждан и юридических лиц возлагается на должностных лиц, дипломатических и консульских представителей, которые в своих действиях должны руководствоваться как национальным законодательством, так и международным правом.

Органы законодательной власти призваны создать полную и чет­кую правовую базу, обеспечивающую конкретизацию и развитие кон­ституционных норм о правах и свободах человека и гражданина. Кроме того, Государственная Дума — одна из палат парламента стра­ны назначает на должность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Особая роль в защите прав и свобод человека и гражданина при­надлежит Президенту РФ как гаранту прав и свобод. Указом Прези­дента в целях повышения эффективности мер по соблюдению прав граждан была создана Комиссия по правам человека.

Читайте так же:  Права и обязанности родителей

Многие вопросы защиты прав и свобод решаются на уровне Правительства РФ, в компетенцию которого входит принятие мер по обеспечению законности, прав и свобод граждан по охране собствен­ности и общественного порядка, борьбе с преступностью.

Защита прав и свобод человека и гражданина — одна их главных задач судебных, правоохранительных органов и прокуратуры. Существует обязанность государства защищать права и свободы человека, причем она распространяется абсо­лютно на все государственные и муниципальные органы, в том числе и на специально созданные. Эти и другие конституцион­ные обязанности государства закреплены не только в Конститу­ции, но и в ином конституционном законодательстве. Так, За­кон РФ «О милиции» гласит, что «милиция в Российской Федерации — система государственных органов исполнительной власти, призванных защищать жизнь, здоровье, права и свободы граждан, собственность, интересы общества и государства от преступных и иных противоправных посяга­тельств и наделенных правом применения мер принуждения» (ст. 1) 21 . Кроме того, уважение прав человека определяется как принцип деятельности милиции (ст. 3).

Федеральным законом «О прокуратуре РФ» 22 на органы прокурату­ры возлагается координация деятельности всех правоохрани­тельных органов по борьбе с преступностью, защите прав и сво­бод граждан (ст. 1).

Целесообразно признать ряд других обязанностей государст­ва, сформулированных Конституционным Судом Российской Федерации. Например, Постановление Суда от 2 февраля 1996 г. фиксирует обязанность государства создавать «эффективные правовые механизмы устранения любых нарушений прав чело­века» 23 , что может быть тоже признано конституционной обязанностью государства.

Одним из главных направлений деятельности депутатов предста­вительных органов всех уровней, начиная от местных и кончая феде­ральными, является защита нарушенных прав.

Возмещение вреда. Нарушение прав и свобод часто сопровождается причи­нением вреда человеку. Конституционная гарантия в таких случаях состоит не только в том, чтобы восстановить нару­шенное право и обеспечить его реализацию, но и в возме­щении причиненного человеку материального и морального вреда. Согласно ст. 53 Конституции «каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконны­ми действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц».

Возмещение причиненного вреда регулируется граждан­ско-правовым законодательством и является гарантией, рас­пространяющейся на любые нарушения прав и свобод. От­дельные виды ответственности за причиненный вред зак­реплены в специальных законах — например, в Федеральном законе об органах федеральной службы безопасности в Российской Фе­дерации и др.

По действующему законо­дательству, возмещению подлежит вред, причиненный человеку незаконным привлечением к уголовной ответственности, незаконным осуждением, незаконным зак­лючением под стражу или взятием подписки о невыезде, незаконным наложением административного взыскания в виде ареста или исправительных работ. Материальную от­ветственность в этих случаях несут не непосредственно ви­новные должностные лица, а соответствующие органы го­сударственной власти, которым затем возмещается ущерб этими должностными лицами. Размер возмещения причи­ненного вреда устанавливается судом, который также вправе определять возмещение (денежную компенсацию) мораль­ного вреда 24 , причиненного человеку.

Защищенность государством как самой мощной социальной силы придает правам человека и гражданина значительную надежность и гарантию их реального осуществления в наиболее полном объеме.

Право на жизнь — что это, как обеспечивается и защищается государством?

Открытая общественная правовая информационная система

Задать вопрос юристу

  • Главная ›
  • Правовая энциклопедия ›
  • Гражданство РФ ›
  • Что государство гарантирует своим гражданам?

Что государство гарантирует своим гражданам?

Гражданство — двусторонняя связь человека и государства, связь формирующая права и обязанности обеих сторон этой связи. Гражданин определенной страны обязуется исполнять её законы, государственные предписания, выполнять установленные обязанности. Страна, гражданином которой является человек, предоставляет ему определенные гарантии.

Первой гарантией является признание его прав — прав человека и гражданина. В первую очередь это касается прав гражданских (право собственности, право на жизнь, на личную неприкосновенность, на свободу передвижения), а во вторую — политических (свобода слова, право избирать и быть избранным, право на объединение, свобода собраний). Вторая гарантия — право на участие в законотворческом процессе — т. е. право участия в формировании законов, которым подчиняется гражданин. Третья гарантия — социальные условия жизни гражданина, делающие невозможной дискриминацию. Четвертая — защита и покровительство за границей, осуществляемая посредством работы сети дипломатических и консульских учреждений. Пятое — гарантия сохранения гражданства. Шестое — гарантия невыдачи граждан за рубеж.

Дипломатическая защита и покровительство распространяется не только на физических лиц — граждан страны, но и на юридических лиц — т. н. резидентов.

Право на жизнь

Право на жизнь, безусловно, является самым важным из всех прав человека. Все другие права человека направлены главным образом на улучшение качества самой жизни. Комитет по правам человека определяет право на жизнь как «основополагающее право, от которого не допускается никаких отступлений даже во время чрезвычайного положения в государстве, при котором существование нации находится под угрозой» (Замечания общего порядка 6). Для тех авторов, которые выступают за существование иерархии прав, право на жизнь, несомненно, находится на вершине этой иерархии; для тех, кто считает, что все права имеют одинаковое значение и, следовательно, никакой иерархии нет, право на жизнь по-прежнему признается самым главным, учитывая, что его нарушение не может быть устранено.

Несмотря на это, право на жизнь является одним из наиболее противоречивых прав из-за присущих ему проблем, касающихся определения его сферы действия в самом начале и конце жизни. В этом контексте следует отметить, что проблемы абортов и смертной казни являются лишь одним из многих вопросов связанных с правом на жизнь. Среди других вопросов, затрагивающих его – смертельные случаи, которые происходят во время обычных полицейских операций и действий властей по пресечению беспорядков, а также обязанность государства по предотвращению убийств своих граждан и других лиц.

Право на жизнь не является абсолютным, о чем свидетельствует применение основных норм прав человека в условии вооруженного конфликта. Международное гуманитарное право включает в себя гарантии, касающиеся защиты жизни во время военных действий. Однако, особенно в вооруженных конфликтах немеждународного характера, преследование меньшинств не является чем-то необычным – преступление геноцида, под которым подразумевается систематическое уничтожение определенной группы людей, представляет собой грубейшее нарушение права на жизнь.

В статье 3 Всеобщей декларации прав человека право на жизнь связывается с правом на свободу и на личную неприкосновенность. Однако в последующих документах они излагаются раздельно. Например, в Международном пакте о гражданских и политических правах право на жизнь рассматривается в статье 6, а право на свободу и личную неприкосновенность – в статье 9.

Читайте так же:  Принцип взыскания алиментов за прошедшее время

Обязанность государства защищать жизнь человека.

Международный пакт и многие другие международные и региональные документы четко закрепляют позитивные обязательства государств по защите жизни человека. Таким образом, государства должны предпринять определенные действия для демонстрации своей готовности активно защищать право на жизнь всех людей, находящихся на их территории.

Обязанность государства по юридической защите права на жизнь.

Государства должны не только воздерживаться от преднамеренного и незаконного лишения жизни, но и принимать надлежащие меры для защиты жизни лиц, находящихся под их юрисдикцией, в частности путем введения в действие эффективных уголовно-правовых норм. Отсутствие прямой вины государства в смерти человека не исключает его ответственности за нарушение права на жизнь. Власти государства нарушают данное право, если будет установлено, что они «знали или должны были знать на момент существования реальной и непосредственной угрозы для жизни конкретного лица или лиц от уголовно запрещенного деяния со стороны третьих лиц, и то, что они не приняли мер, исходя из имеющихся у полиции полномочий, от которых, по разумным соображениям, можно было бы ожидать предотвращения упомянутой угрозы» (ЕСПЧ, дело Осман против Соединенного Королевства, § 116).

Обязанность государства расследовать случаи смерти.

Государствам следует также принять меры для обеспечения открытого и прозрачного расследования всех случаев смерти. Следовательно, государства должны создавать органы, обладающие полномочиями по расследованию причин каждой смерти и, при необходимости, привлечению к ответственности виновных. Нельзя сказать, что государство имеет эффективную правовую систему для защиты жизни, если причина смерти умершего осталась неустановленной. Данная обязанность не требует, чтобы государство инициировало расследование каждого конкретного случая; для ее выполнения государство должно лишь организовать функционирование соответствующей системы.

Обязанность государства по охране здоровья.

Государство не в состоянии предотвратить все смерти, вызванные травмами или болезнями, не поддающимися лечению при современном уровне развития медицины. Тем не менее можно утверждать, что у государства есть позитивное обязательство по организации и обеспечению соответствующего медицинского обслуживания населения. Право на здоровье предусмотрено в статье 25 Всеобщей декларации прав человека в качестве части права на достойный жизненный уровень и в статье 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. В статье 12 содержится настоятельный призыв к государствам принять меры для снижения уровня мертворождения и предупреждения, лечения и борьбы с эпидемическими и эндемическими болезнями. В Замечаниях общего порядка 6 Комитет по правам человека в пункте 5 отмечает, что право на жизнь следует толковать в широком смысле, требуя от государств «принимать все возможные меры для снижения детской смертности и увеличения продолжительности жизни, особенно путем принятия мер по борьбе с голодом и эпидемиями».

Право на жизнь: аборт и эвтаназия.

Главная проблема с правом на жизнь заключается в моральных и религиозных спорах, касающихся начала жизни, в том числе прав будущего ребенка. Тем не менее, также активизируются обсуждения прав человека в конце жизни и потенциального существования права на смерть. На этапе подготовки Всеобщей декларации прав человека было рассмотрено предложение указать, с какого момента времени право на защиту жизни вступает в действие. Однако в окончательном варианте вопрос, касающийся его применения к абортам и эвтаназии, остался открытым.

Право на жизнь и аборт.

Когда возникает право на жизнь? Международное право не содержит определения, что такое «жизнь» или когда она начинается (и, соответственно, начинает действовать право на защиту жизни) и заканчивается. Как правило принято считать, что с момента рождения. Попытки распространить его на неродившихся детей не доказали свою эффективность.

Сторонники запрета абортов, ссылаясь на нравственные соображения, утверждают, что пренатальные дети обладают тем же фундаментальным правом на жизнь с момента зачатия, которым люди обладают с момента своего рождения. Аргументы в отношении права на аборт варьируются от разрешения абортов только в случае необходимости для спасения жизни женщины до, в широком смысле, абортов по социально-экономическим причинам или просто по желанию.

Комитет по правам человека в подготовленном в 2017 году Проекте замечаний общего порядка 36 указывает, что:

Государства-участники должны обеспечить безопасный доступ к аборту для защиты жизни и здоровья беременных женщин, а также в ситуациях, когда вынашивание беременности до родов может причинить женщине существенную боль или страдание, особенно в тех случаях, когда беременность является результатом изнасилования или кровосмешения, либо когда плод развивается с патологиями несовместимыми с жизнью.

Эвтаназия или право на смерть?

Эвтаназия, также называемая «убийством из милосердия» — практика прерывания жизни человека, страдающего болезненным и неизлечимым заболеванием или несовместимым с жизнью физическим расстройством, либо предоставление ему возможности уйти из жизни, путем отмены лечения или поддерживающей терапии. Поскольку в большинстве правовых систем нет специальных правовых норм, регулирующих эвтаназию, ее обычно считают либо самоубийством (если она совершается самим пациентом), либо убийством (если она совершается другим лицом). Однако врач может законно решить не продлевать жизнь в случаях крайних страданий, и может применять лекарства для облегчения боли, даже если оно сократит жизнь пациента.

Легализация эвтаназии – одна из самых обсуждаемых тем в мире. Противники эвтаназии утверждают, что жизнь священна, и никто не имеет права ее прерывать. Ее сторонники говорят, что жизнь принадлежит только самому человеку, и поэтому каждый человек имеет право решать, что он хочет с ней делать. В Проекте замечаний общего порядка 36 Комитет по правам человека отмечает:

государства-участники могут разрешить [не должны препятствовать] медицинским специалистам использовать врачебную помощь или лекарственные средстве для облегчения прекращения жизни страдающих взрослых, таких как смертельно раненые или неизлечимо больные, которые испытывают серьезную физическую или психическую боль и страдания и хотят умереть с достоинством.

Допустимое лишение жизни.

Право на жизнь, как уже отмечалось, не является в прямом смысле абсолютным. Несмотря на неотъемлемость права на жизнь, существуют признанные обстоятельства, при которых лишение жизни может быть правомерно, такие как использование смертной казни, смерти, причиненные силами национальной безопасности, и смерти в ходе вооруженного конфликта.

[3]

Смертная казнь.

Традиционно международное право признавало право государств применять смертную казнь в качестве высшей меры наказания за самые тяжкие преступления, вынесенной по приговору компетентного суда. Однако в настоящее время смертная казнь однозначно осуждается международным сообществом. По мере приближения конца двадцатого века политический климат был таков, что большинство международных организаций приняли протоколы и конвенции, призывающие к отмене смертной казни. Пока что такие шаги не были одобрены всеми государствами. Например, смертная казнь по-прежнему является правомерной формой наказания в некоторых штатах США, Саудовской Аравии и Китае. Международный пакт о гражданских и политических правах свидетельствует об отношении к смертной казни международного права – статья 6 призывает те государства, которые не отменили смертную казнь, проявлять максимальную осторожность при осуществлении подобного наказания.

Читайте так же:  Где оплатить госпошлину виды госпошлин и способы их оплаты

В 1989 Генеральная Ассамблея ООН приняла Второй Факультативный протокол к Международному пакту по гражданским и политическим правам, направленный на отмену смертной казни. В преамбуле Протокола государства-участники отметили, что отмена смертной казни «способствует укреплению человеческого достоинства и прогрессивному развитию прав человека». Данный Протокол требует от государств отмены смертных казней и принятия всех необходимых мер по отмене смертной казни (ст. 1). Никакие оговорки к Протоколу не допускаются, хотя государства могут оставлять за собой право применять смертную казнь в военное время «после признания вины в совершении наиболее тяжких преступлений военного характера» (ст. 2).

Смерть в результате действий сил безопасности государств.

Лишение жизни со стороны властей государства всегда с особой тщательностью рассматривается международными организациями. Несмотря на это признается, что государства в отдельных узко определенных обстоятельствах имеют законное право лишать человека жизни. Государства могут применять смертоносную силу, например, для предотвращения гибели большого количества людей или подавления мятежа. В статье 2.2 Европейской конвенции о правах человека приводится исчерпывающий перечень обстоятельств, при которых гибель людей не будет считаться нарушением права на жизнь:

  • защита любого лица от противоправного насилия;
  • осуществление законного задержания;
  • предотвращение побега лица, заключенного под стражу на законных основаниях;
  • подавление, в соответствии с законом, бунта или мятежа.

Смерть во время вооруженного конфликта.

Видео (кликните для воспроизведения).

Любой вооруженный конфликт существенно повышает вероятность гибели людей. Международное гуманитарное право стремится, на сколько это возможно, сохранить право на жизнь во время вооруженного конфликта. Жизни гражданских лиц защищаются с помощью принципов пропорциональности и избирательности: воюющие стороны должны проводить различие между комбатантами и гражданскими лицами, и только комбатанты могут подвергаться нападению. Эти принципы применимы как в международных вооруженных конфликтах, так и в вооруженных конфликтах немеждународного характера. В международных вооруженных конфликтах существуют группы защищенных лиц (раненых и больных, потерпевших кораблекрушение, военнопленных и гражданских лиц), которые защищены от нападения и бесчеловечного обращения. В немеждународных вооруженных конфликтах подобных групп защищенных лиц нет. Там не менее, со всеми, кто не принимает активного или непосредственного участия в военных действиях, требуется обращаться гуманно, что включает в себя и уважение его или ее права на жизнь.

Государственная защита граждан России

Государственная защита. Социальная защита. Правовая защита определенных работников. Государственная защита потерпевших и свидетелей
Одна из функций государства – защита своих граждан. Однако мы не всегда понимаем этот термин – государственная защита, большинство считают, что это военная защита во время нападения извне, на самом деле государственная защита полагается очень многим россиянам и в мирное время.

[2]

Защита социальная

Термин государственная защита расшифровывается как правовая защита государством своих граждан. Первыми в списке тех, кого государство берется защищать — это граждане и семьи, которым государство должно обеспечить комфортные условия проживания и помочь реализовать свои права на развитие, на возможность пользоваться материальными и иными благами.

Уважаемые читатели! Наши статьи рассказывают о способах решения юридических вопросов, но каждый случай носит уникальный характер.

Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему — обращайтесь в форму онлайн-консультанта справа или звоните по телефону +7 (800) 555-93-50. Это быстро и бесплатно!

Система государственной защиты достаточно сложная и многогранная. Она начинается с гарантий конституционных прав граждан на труд, медицинское обеспечение, образование. Финансирование этих гарантий идет через федеральные программы из бюджета страны.

Следующей ступенью государственной защиты является социальное обеспечение. Это защита граждан при определенных жизненных условиях – рождение детей, потеря трудоспособности, старость, рождение больных детей и многое другое, что ухудшает положение гражданина, и государство обязано ему в этом случае помочь.

Например, если одиноко проживающий гражданин не может по своим доходам оплачивать коммунальные платежи, то согласно системе государственной защиты ему положена субсидия.

Если гражданин потерял работоспособность, ему выплачивается социальная пенсия по инвалидности, если в семье растут трое и больше детей – на каждого ребенка государство выплачивает определенную сумму. Это лишь немногие примеры государственной защиты.

Правовая защита определенных работников

В системе государственной защиты есть граждане, которые пользуются особой правовой защитой государства в связи со своей трудовой деятельностью. Это работники правоохранительных органов, государственные служащие, судьи, депутаты.

Законодатель считает, что деятельность этих групп сопряжена с определенным риском, поэтому они должны быть находиться под государственной защитой. Для каждой категории работников, которым гарантирована государственная защита, написан отдельный закон, в котором закреплены правовые и социальные меры защиты. Подобная практика защиты существует во всем мире.

Государственная защита потерпевших и свидетелей

В зарубежных фильмах тема защиты свидетеля часто обыгрывается в сюжетах. Между тем в нашей стране в Уголовно-Процессуальном Кодексе предусмотрена государственная защита свидетелей и потерпевших в случае, если есть реальная угроза их жизни, здоровью и их имуществу.

Не нашли ответа на свой вопрос? Узнайте, как решить именно Вашу проблему — позвоните прямо сейчас:

+7 (800) 555-93-50 (Регионы РФ)
+7 (495) 317-12-91 (Москва)
+7 (812) 429-74-51 (Санкт-Петербург)

Система государственной защиты свидетелей и потерпевших предполагает их охрану, выдачу средств связи и индивидуальной защиты, переезд в другой город и даже изменение внешности, документов, укрытие в безопасном месте.

В любом случае, являетесь ли вы просто гражданином и защищаете свои права как потребитель, пенсионер, инвалид или работник полиции, или вы свидетель по уголовному делу, вы должны знать, что государственная защита вам гарантирована и можете всегда ей воспользоваться, для чего надо обратиться за консультацией к юристу.

10. Право на жизнь. Понятие, сущность и обеспечение права на жизнь в России (охрана жизни, ответственность за лишение жизни, положение с реализацией смертной казни)

Право на жизнь — важнейший компонент системы прав и свобод человека и гражданина, конституционное закрепление которого в Российской Федерации базируется на общих принципах системы прав человека и гражданина. Данные принципы не только гарантируют условия для гармоничного развития личности, но и являются связующими факторами, в соответствии с которыми право на жизнь связано с другими элементами системы прав и свобод человека и гражданина, является их первоосновой.

С точки зрения содержания все права и свободы универсальны. Однако без права на жизнь невозможно представить реализацию других прав и свобод человека и гражданина. Поэтому гарантии права на жизнь в Конституции Российской Федерации, в других нормативных актах должны быть определены более четко, исходя из определения жизни как общечеловеческой ценности, что предопределяет первостепенную значимость данного права в системе всех прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации.

Читайте так же:  Как и где получить справку об отсутствии судимости пошаговая инструкция

Смертная казнь как исключительная мера наказания не назначается женщинам, а также лицам, совершившим преступление в возрасте до 18 лет, и мужчинам, достигшим к моменту вынесения судом приговора 65-летнего возраста. Это означает, во-первых, что законодатель не отказался от мысли использовать смертную казнь как самую жесткую меру уголовной репрессии в борьбе с преступностью; во-вторых, что он по-прежнему относится к ней как к исключительной (крайней) мере; в-третьих, что им резко сужен круг преступлений, за совершение которых может быть назначена эта мера; в-четвертых, что он расширил перечень лиц, к которым она применена быть не может.

В действующем в настоящее время УК РФ смертная казнь предусмотрена за совершение всего пяти преступлений: убийство при отягчающих обстоятельствах (ст. 105 УК); посягательство на жизнь государственного или общественного деятеля (ст. 277 УК) посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное следствие (ст. 295 УК); посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК); геноцид (ст. 357.Другим таким уже сделанным шагом можно считать установление пожизненного лишения свободы в качестве альтернативы смертной казни. В русле тех же идей сформулировано правило, зафиксированное в ч. 3 ст. 59 УК. Оно гласит: смертная казнь в порядке помилования может быть заменена пожизненным лишением свободы или лишением свободы на срок 25 лет.

19 ноября 2009 г. КС РФ своим Определением № 1344-О-Р «О разъяснении пункта 5 резолютивной части Постановления Конституционного Суда Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. № 3-П» признал невозможность назначения смертной казни.

И, несмотря на то, что Россия до сих пор не ратифицировала протокол № 6 к Европейской Конвенции о защите прав человека, а также на введение с 1 января 2010 г. суда присяжных на всей территории РФ, решением Конституционного суда РФ смертная казнь в России отныне запрещена окончательно. Конституционный суд России вынес постановление, согласно которому смертная казнь в стране не может применяться даже по истечении моратория на высшую меру наказания, продлив мораторий на смертную казнь до ратификации Россией протокола об ее отмене.

Конституционный Суд РФ счел, что введение суда присяжных на всей территории России не открывает возможности применения смертной казни. Постановлением суда, мораторий на смертную казнь продлен до ратификации РФ протокола об ее отмене.

Таким образом, смертная казнь, продолжая оставаться в УК РФ как вид наказания, ни назначена, ни применена, ни тем более исполнена практически не может и после 1 января 2010 г., когда истекает введенный в стране мораторий на применение высшей меры наказания .

Итак, усилиями Конституционного Суда восполнен пробел в деятельности законодательной власти, упорно игнорирующей окончательное решение судьбы смертной казни в России. Однако возможности Конституционного Суда не безграничны и решение его носит промежуточный характер. Как долго сохранится достигнутый к настоящему моменту в смертной казни status quo под девизом: «Ни отмены – ни применения»?

Таким образом, для проблемы смертной казни характерны международно-правовые, юридические, экономические, культурные, социальные и другие аспекты, но в последнее время принятие или отказ от этой меры наказания по большей частью связывался с политической целесообразностью. При этом общественное мнение: за смертную казнь, воспринимая её как высшую и вынужденную меру социальной защиты.

В своем Определении 2009 г. Конституционный суд РФ квалифицировал смертную казнь как элемент чуждый современной правовой системе России, продлив на неопределенное время запрет на ее применение, однако окончательно судьбу смертной казни может определить лишь законодатель.

Действие моратория порождает множество вопросов, вызывает неоднозначную оценку российского гражданского общества, а невероятные по своей жестокости преступления вызывают бурный социальный резонанс с требованиями применять смертную казнь

Следовательно, в настоящее время в РФ смертная казнь имеет сложный статус, который определяется нормами как международного, так и национального права. На современном этапе в России создалась парадоксальная ситуация: юридически смертная казнь как мера наказания существует в арсенале уголовно-правовых мер, но фактически применяться и назначаться не может.

В современной действительности в российском обществе также нет единого мнения по поводу необходимости смертной казни.

Сохранение или отмена смертной казни – это не вопрос цивилизованности демократичности государства. В основе решения этого вопроса не лежат какие-либо финансовые аспекты, в частности, и для России. Суть назначения наказания в виде смертной казни лежит глубже, можно сказать на уровне подсознания, что невозможно передать законодательными формулами, ограничить каким-либо внешним образом.

Сохранение смертной казни – это своеобразный уголовно-правовой способ восстановления социальной справедливости (особенно после чудовищных терактов, взрывов жилых домов и в метро, при сохраняющейся террористической угрозе), и чем острее у народа это чувство, чем сильнее оно затронуто, тем строже наказание. Именно поэтому большинство россиян за сохранение смертной казни только за наиболее тяжкие преступления и за ограничения применения данного наказания за иные преступления. Очевидно, что при решении вопроса относительно будущего смертной казни в России недопустима поспешность, требуются скрупулезный, системный учет всех «за» и «против», разумная политическая воля и правовая мудрость.

Основным личным правом человека является право на жизнь.

Согласно статье 20 Российской Конституции «. Каждый имеет право на жизнь. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.»[19].

«В Конституции право на жизнь провозглашается первым в числе личных прав и свобод. Право на жизнь — необходимое условие всех остальных прав и с этой точки зрения является высшей личной ценностью. Однако как таковое оно может существовать и в условиях несвободы, т.е. само по себе не предопределяет неотчуждаемость других естественных прав человека и необходимый в демократическом обществе объем их защиты государством.»[20].

[1]

Важнейшим естественным и неотъемлемым правом каждого человека является право на жизнь

Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни, никто не может быть произвольно лишен жизни. Посягательство на жизнь человека является тягчайшим преступлением. Но в Конституции оговаривается вопрос о смертной казни. Не затрагивая моральную сторону вопроса – вправе ли государство отнимать жизнь у своего гражданина, стоит коснуться формально-юридической его стороны: целью любого наказания должно быть перевоспитание осужденного. В случае применения смертной казни перевоспитание оказывается невозможным и цель не достигается.

Читайте так же:  Кому лучше всего подходит взыскивать алименты в твердой денежной сумме основания для фиксированных в

Решение о возможности смертной казни может быть вынесено только судом присяжных. С 1.01.2010 г. суды присяжных должны были начать действовать во всех субъектах РФ (последний – в Чеченской Республике). В связи с этим Верховный Суд РФ обратился с запросом о возможности применения смертной казни с этого момента в Конституционный Суд РФ.

19 ноября 2009 года Конституционный суд РФ своим Определением признал невозможность назначения смертной казни. В системе действующего правового регулирования, на основе которого в результате длительного моратория на применение смертной казни сформировались устойчивые гарантии права человека не быть подвергнутым смертной казни и сложился конституционно-правовой режим, в рамках которого происходит необратимый процесс, направленный на отмену смертной казни, как исключительной меры наказания, носящей временный характер («впредь до ее отмены») и допускаемой лишь в течение определенного переходного периода. Введение суда с участием присяжных заседателей на всей территории Российской Федерации, не открывает возможность применения смертной казни, в том числе по обвинительному приговору, вынесенному на основании вердикта присяжных заседателей.[21]

Таким образом, признание прав и свобод, включая право на жизнь, высшей ценностью обусловлено тем, что Конституция, являясь по своей природе актом ограничения власти именно в целях обеспечения прав и свобод, исходит из уважения достоинства личности.

Некоторые ученные, в частности профессор С. А. Авакьян утверждает, что право на жизнь заключает в себе несколько постулатов.

Во-первых, это физическое существование. Она вытекает из необходимости в потребности человека в жизни, ведь именно для того, чтобы жить человек родился

Трудно сказать, пойдет ли наше государство на полную отмену смертной казни. Ведь около двух третей взрослого населения за сохранение смертной казни.

Достоинство личности

Впервые в Конституции было установлено, что государством охраняется достоинство личности. Ничто не может быть основание для его умаления (ст.21). Впервые оно было применено во Всеобщей декларации прав человека, принятой Генеральной Ассамблеей ООН в 1948тгоду. В ней понятие «достоинство» выделяется как особая категория как наравне с правами и трактуется как присущее каждому человеку. Введение понятия «достоинство» было обусловлено варварскими актами фашистов в ходе Второй мировой войны. Массовое уничтожение людей в газовых камерах, эксперименты над людьми, опробование на людях медицинских препаратов вызвало недовольство со стороны людей. И такое недовольство и страх после Второй мировой войны, человечество решило закрепить понятие «достоинство» во Всеобщей декларации прав человека. «Принимая во внимание, что признание достоинства, присущего всем членам человеческой семьи, и равных и неотъемлемых прав их является основой свободы, справедливости и всеобщего мира (преамбула);.. Все люди рождаются свободными и равными в своем достоинстве и правах. Они наделены разумом и совестью и должны поступать в отношении друг друга в духе братства(ст.1)»[24]

В Конституции в статье 21 закреплено, что «никто не должен подвергаться пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Никто не может быть без добровольного согласия подвергнут медицинским, научным или иным опытам.»[25].

Под достоинством личности обычно понимают обладание ею определенными нравственными и интеллектуальными качествам, соответствующие моральным ценностям. Человек субъективно исходит и того, что он обдает такими качествами. В принципе так же его должны воспринимать и окружающие. «Достоинство личности – это свойство человека, характеризующее его духовный облик и предполагающее отношение к нему со стороны государства, иных лиц как к высшей ценности.»[26]. Достоинство, как отмечает профессор С.А. Авакьян, «категория многоплавная, но прежде всего речь идет о таких его параметрах, как определенное поведение человека; невозможность совершения им поступков, осуждаемых обществом моралью; уровень ума и образования человека; отношение к окружающим, образ жизни, признаваемые желательными, а то и образцовыми в обществе… Причем достоинство личности- категория не зависит от параметров внешней оценки. Человек может заблуждаться на счет своих достоинство, превозносить их, а то и не обладать ими…»[27].

Таким образом, мы можем сказать, что унижение человеческого достоинства – это приписывание ему неблаговидных поступков, оскорбительная характеристика его умственных, национальных, профессиональных и иных качеств.

Согласно разъяснениям Европейского суда и Комиссии по правам человека в понятие «унижающие человеческое достоинство обращение или наказание» включается обращение и наказание такого рода, которое направлено на то, чтобы вызвать у жертвы чувство страха, подавленности и неполноценности, оскорбить, унизить ее или сломить физическое и моральное сопротивление

Закрепляя достоинства личности как конституционная правовая категория предполагает различные формы его зашиты. Ряд возможностей зашиты этого права посредством гражданско–правовым и уголовно-правовым средствами при нанесения морального вреда, оскорбления защита чести и достоинства.

В статье 9 уголовно-процессуального кодекса РФ закреплено, что «В ходе уголовного судопроизводства запрещаются осуществление действий и принятие решений, унижающих честь участника уголовного судопроизводства, а также обращение, унижающее его человеческое достоинство либо создающее опасность для его жизни и здоровья. Никто из участников уголовного судопроизводства не может подвергаться насилию, пыткам, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению.»[28]

Принцип уважения чести и достоинства личности впервые нормативно закреплен в УПК. Он базируется на положениях ч. 2 ст. 21 Конституции и нормах международных договоров Российской Федерации.

Но и в соответствии с УК принуждение к даче показаний, связанное с применением насилия, издевательств или пытки, а также превышение должностных полномочий, сопряженное с насилием или угрозой его применения, влекут уголовную ответственность.

Унижение чести и достоинства личности, а также страдания, причиненные человеку в связи с посягательствами на эти высокие человеческие ценности, образуют моральный ущерб. Порядок и условия возмещения морального ущерба определяются главой 18 настоящего Кодекса и ст. ст. 150, 1099 — 1101 ГК.

Видео (кликните для воспроизведения).

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Источники


  1. Теория государства и права. — М.: Статут, 2007. — 128 c.

  2. Под. Ред. Ванян, А.Б. Афоризмы о юриспруденции: от античности до наших дней; Рязань: Узорочье, 2013. — 528 c.

  3. Научно-практический комментарий к Земельному кодексу Российской Федерации с постатейными материалами и судебной практикой / Под редакцией С.А. Боголюбова. — М.: Юрайт, 2018. — 800 c.
Право на жизнь — что это, как обеспечивается и защищается государством
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here