Приемные дети в семье

Статья на тему: "Приемные дети в семье" от профессионалов для людей. Если у вас возникнут вопросы, то можете их задать дежурному специалисту.

Новым папам и мамам: как Москва поддерживает семьи с приёмными детьми

Число москвичей, небезразличных к судьбе воспитанников детских домов, увеличивается с каждым годом. Количество приёмных семей только за девять месяцев 2016 года возросло на 4,3 процента — с 2537 до 2646 семей, а новый дом в приемных семьях обрели 240 детей.

За последние шесть лет количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые обрели новую семью, увеличилось на 48 процентов.

Центры содействия семейному воспитанию

Все школы-интернаты, детские дома и дома ребёнка, а также интернаты для умственно отсталых детей города Москвы к концу 2015 года были преобразованы в центры содействия семейному воспитанию. Здесь жители могут пообщаться детьми, узнать, как оформить опекунство или патронат, стать приёмными родителями или усыновить ребят.

В Москве работает 31 государственный центр и ещё 7 частных учреждений для сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. При этом число детей, воспитывающихся в них, с начала 2016 года сократилась на 20 процентов — с 2473 до 1980 человек. В основном это ребята старше 10 лет и с ограниченными возможностями здоровья, в том числе страдающие синдромом Дауна. В целом за шесть лет число воспитанников в интернатных учреждениях сократилось более чем в два раза.

Более 18,7 тысячи ребят воспитываются в замещающих семьях. Самая распространённая форма семейного устройства — безвозмездная опека (попечительство), далее следуют усыновление, приёмная семья.

Опека и попечительство

Сейчас в городе 7,6 тысячи опекунских семей, в которых воспитываются почти 8,6 тысячи ребят.

Опекунами и попечителями становятся совершеннолетние дееспособные граждане, чаще всего родственники детей. При этом учитываются нравственные качества человека и желание самого ребёнка.

Опекуны назначаются для несовершеннолетних граждан до 14 лет. Они становятся законными представителями и могут действовать от их имени, обязуются воспитывать детей, дать им образование, заботиться и защищать их интересы. Когда ребёнку исполняется 14 лет, опекун становится попечителем. Попечительство прекращается, когда воспитаннику исполняется 18 лет либо когда он вступает в брак.

Опекунам (попечителям) выплачиваются денежные средства на содержание ребёнка, оказывается поддержка в организации его обучения, отдыха и лечения.

Проживая у опекунов, ребёнок может при желании видеться с кровными родственниками. А вот сменить фамилию или дату рождения детей при опеке не удастся.

Усыновление (удочерение)

С начала года в Москве усыновили 187 детей. Всего в городе сейчас более 5,1 тысячи семей, где воспитываются 5,7 тысячи усыновленных детей.

При усыновлении лица, принявшие в свою семью ребёнка, приобретают все родительские права и обязанности. Усыновители дают ребёнку свою фамилию и воспитывают как собственного.

Разница в возрасте между будущими родителями и ребёнком должна быть больше 16 лет. Усыновителями могут стать только дееспособные граждане, не имеющие судимостей по тяжким статьям, при условии, что у них есть жильё и необходимый доход. Не отдадут детей в семьи, где родители употребляют алкоголь или наркотики, являются носителями инфекций, страдают психическими заболеваниями или ранее лишались родительских прав либо были отстранены от исполнения обязанностей опекуна.

Приёмные семьи

За девять месяцев 2016 года в столице появилось 109 приёмных семей, в которые взяли 240 детей. Всего в городе насчитывается 2,6 тысячи приемных семей. В них воспитываются 4412 ребят.

Такая семья создаётся по договору, заключаемому с органами опеки и попечительства. Приёмные родители становятся официальными опекунами ребёнка и его законными представителями. Но в отличие от обычных опекунов они за свои услуги получают вознаграждение.

Родителями могут стать как супружеские пары, так и одинокие граждане. Главное — не иметь тяжёлых заболеваний и судимостей, не употреблять наркотики и алкоголь, а также быть в состоянии обеспечить ребёнка всем необходимым для жизни и учёбы.

Научиться быть родителем

Супруги, которые хотят усыновить или взять под опеку детей, могут получить консультации специалистов в школах приемных родителей. Здесь подскажут, какие документы необходимо подготовить, на какие льготы можно рассчитывать, как помочь ребёнку адаптироваться в новой семье и избежать конфликтных ситуаций, а также как необходимо воспитывать ребят с ограниченными возможностями здоровья.

Сегодня в городе работает 57 школ приёмных родителей. Только за девять месяцев этого года в них прошли подготовку 2637 человек. Ещё 54 организации осуществляют сопровождение замещающих семей. Договоры о сопровождении заключены с 1149 семьями, где воспитываются 1754 ребёнка.

Социальные выплаты семьям с детьми-сиротами и с детьми, оставшимися без попечения родителей

При передаче ребёнка на воспитание в семью столичными органами соцзащиты выплачивается единовременное пособие, предусмотренное Федеральным законом от 19.05.1995 № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей».

Пособие выплачивается при всех формах семейного устройства детей, оставшихся без попечения родителей (усыновлении, установлении опеки (попечительства), передаче на воспитание в приёмную семью). Размер пособия составляет:

— для лиц, усыновивших ребёнка-инвалида, ребёнка в возрасте старше семи лет, а также детей, являющихся братьями и (или) сестрами, — 118 529 рублей 25 копеек;

— для лиц, принявших ребёнка-сироту, ребёнка, оставшегося без попечения родителей, в приёмную семью или под опеку (попечительство), а также для лиц, усыновивших ребёнка-сироту, ребёнка, оставшегося без попечения родителей, не являющегося инвалидом, ребёнка младше семи лет или ребёнка, не усыновлённого одновременно с братом (сестрой), — 15 512 рублей 65 копеек.

В прошлом году пособие выплачено на 2304 детей, переданных на воспитание в семью, в том числе родители 106 детей получили максимальный размер пособия. С начала этого года его получили родители 1855 детей. Семьи 100 ребят — по 118,5 тысячи рублей.

Кроме того, семьям начисляется ежемесячная выплата за счёт столичного бюджета. С 1 января этого года размер ежемесячных пособий на детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, находящихся в семьях опекунов, попечителей, приёмных родителей, патронатных воспитателей, а также ежемесячной компенсационной выплаты лицам, усыновившим на территории города Москвы после 1 января 2009 года ребёнка-сироту или ребёнка, оставшегося без попечения родителей, увеличен на 10 процентов и составляет от 16,5 тысячи до 27,5 тысячи рублей в месяц в зависимости от возраста, числа детей и состояния их здоровья.

С 01 января также увеличен размер ежемесячного вознаграждения, выплачиваемого приемным родителям (патронатным воспитателям).

Приёмные родители и патронатные воспитатели ежемесячно получают вознаграждение в размере 16,7 тысячи рублей за каждого приёмного ребенка, а выплата за ребёнка-инвалида увеличена до 28 390 рублей. При этом в семьях с одним-двумя детьми выплаты получает только один из родителей, а при воспитании более трёх детей ежемесячное вознаграждение полагается обоим супругам за каждого ребёнка.

Единовременная компенсационная выплата на возмещение расходов в связи с усыновлением ребёнка в Москве зависит от очередности усыновления детей и составляет 76,9 тысячи рублей, 107,7 тысячи рублей или 153,8 тысячи рублей.

Кроме того, город возмещает семьям расходы на оплату жилищно-коммунальных услуг и телефона, обеспечивает бесплатный проезд на общественном транспорте. Детям ежегодно предоставляются путёвки для отдыха, а раз в два года они могут отдохнуть вместе с приёмными родителями. Также с 2014 года приёмным семьям компенсируют часть стоимости — до 45 тысяч рублей — самостоятельно приобретённых путёвок.

Читайте так же:  Отдел опеки и попечительства подал иск на лишение родительских прав мать одиночку, что делать

После достижения совершеннолетия сиротам или детям без попечения родителей, не имеющим закреплённого за ними жилого помещения, предоставляется жильё, соответствующее установленным социальным нормам.

Новой семьёй — в новый дом

С 2014 года в столице запущен проект по имущественной поддержке семей, принявших на воспитание детей-сирот старшего возраста и (или) детей-инвалидов.

Семьи, взявшие на воспитание не менее пяти детей-сирот, трое из которых старше 10 лет и (или) являются инвалидами, получают жильё для комфортного проживания большой семьи. Площадь дома или квартиры рассчитывается по норме от 10 до 18 квадратных метров на каждого члена семьи (родители, их родные несовершеннолетние дети и приёмные дети).

Если супруги состоят в браке не менее трёх лет и успешно проходят психологическую диагностику, то с ними заключается договор безвозмездного пользования жилым помещением на 10 лет. После этого срока семья вправе получить квартиру по договору социального найма.

Участниками проекта стали 34 приёмные семьи, в которые были переданы 203 ребёнка. Из них 63 ребёнка-инвалида, 93 ребёнка — старше 10 лет.

По-настоящему семейная премия

За значительный вклад в развитие семейного устройства жители и организации отмечаются премией «Крылья аиста». Лауреаты получают памятный знак — статуэтку, изображающую летящего аиста и ребёнка.

Лауреатами премии «Крылья аиста» в одной из самых значимых номинаций «Усыновителям, опекунам (попечителям), приёмной или патронатной семье за особый личный вклад в развитие семейного устройства детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в городе Москве» стала семья Наталии и Валерия Журавлёвых. Они воспитывают трёх родных и 15 приёмных детей, у шести из которых синдром Дауна. При этом супруги оказали содействие в передаче на воспитание в другие семьи ещё 38 детей с таким диагнозом.

А премию среди общественных организаций получил Свято-Софийский детский дом, ставший одним из первых в России негосударственных детских домов для инвалидов с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Сейчас в нём 22 ребёнка. Сотрудники ищут им семьи. А о тех, кто останется в этом учреждении, будут заботится даже после их совершеннолетия.

Здесь у детей есть возможности не только для обучения, но и для социальной адаптации — в этом им помогают волонтёры.

В этом году появилась новая номинация — «Персона». Премию в этой номинации вручают за особый личный вклад в развитие семейного устройства. Её получил доктор психологических наук, профессор кафедры психологической антропологии МПГУ Галина Семья.

В приемных семьях существует два типа отношения к родным и приемным детям

В первом случае отношение к детям родным и приемным разительно отличается друг от друга. Разделение подчеркивается. И осложняется тем, например, что родственники готовы общаться, брать к себе в гости или на каникулы только родных детей.

Во втором случае отношение к родным и приемным детям не отличается, родители и родственники относятся одинаково, условия жизни, отдыха, развлечения и нагрузки равные.

Несмотря на все трудности адаптации и стрессы, которым подвержены приемные дети с приходом в семью, психологически в более трудном положении находятся именно родные дети. Происходит это по следующим причинам:

— во-первых, они теряют часть внимания и любви родителей. Особенно травматично это бывает для единственных детей в семье;

— во-вторых, приемные дети часто младше по возрасту родных, поэтому на старших, родных детей часто взваливают некоторые обязанности по присмотру за младшим. Для ребенка это не всегда посильная и приятная ноша;

— в-третьих, родные дети, привыкшие слушаться родителей, иногда испытывают стресс от грубых выходок приемных детей;

— в-четвертых, с приходом приемного ребенка в семью между детьми неизбежно происходит «деление территории»: место для отдыха, сна, занятий, игрушки, телевизор, компьютер и т.д. Как долго продлится этот процесс и кто останется победителем – спорный вопрос;

— и в-пятых, социальное окружение семьи: что говорить или не говорить окружающим? Эти внутренние переживания тоже могут томить душу родного ребенка.

Несколько иначе строятся внутрисемейные отношения в семьях с приемными (усыновленными) детьми. Отношение к процессу усыновления вразных странах зависит от культурных традиций, от разнообразных обычаев.У некоторых народностей новорожденный преподносится в качествеподарка. На полинезийских островах почти каждый третий ребенок являетсяусыновленным. При этом полный разрыв с матерью наступает в раннемвозрасте. В современных развитых странах родители, покинувшие ребенка,осуждаются, и нередко ставится вопрос об их психиатрическойполноценности, а усыновление или удочерение иногда рассматривается

общественностью почти как подвиг. Задачи воспитания приемных детей аналогичны задачам воспитания родных, в особенности, если ребенка усыновляют в младенческом возрасте.

Специалисты утверждают, что чем больше возраст ребенка, тем опаснее для психического развития его усыновление. Предполагается, что большую роль в этом играет стремление ребенка найти своих истинных (биологических) родителей. По данным ряда специалистов, примерно у 45% усыновленных появляются психические расстройства в связи с постоянными мыслями ребенка о его настоящих родителях. Поэтому семьи, берущие на воспитание детей, должны знать о необходимых специфических навыках, которые им предстоит усвоить в первую очередь. Приемным родителям нужны навыки установления и поддержания связей с учреждениями, занимающимися проблемами усыновления. Кроме того, они должны уметь взаимодействовать с юридическими органами в ходе усыновления ребенка.

Приемным родителям необходимо умение создать благоприятную семейную обстановку для ребенка. Это значит, что они должны не только

помочь ребенку адаптироваться в новых для него условиях и почувствовать себя полноправным членом усыновившей его семьи, но и способствовать тому, чтобы он мог понять свою родную семью и не прерывать контактов с ней, поскольку довольно часто детям очень важно знать, что у них все-таки есть родные родители, являющиеся как бы составной частью их представлений о самих себе.

Приемным родителям могут потребоваться навыки взаимодействия с детьми старшего возраста, если до усыновления они жили в тех или иных детских учреждениях, которые заменяли им семью. У них могли возникнуть индивидуальные эмоциональные проблемы, справиться с которыми приемные родители смогут лишь с помощью специальных знаний и навыков воспитания. Приемные родители и усыновленный ребенок могут принадлежать к различным расовым и этническим группам. Соответствующие родительские навыки помогут усыновленным или приемным детям справиться с чувством разлуки и оторванности от своего прежнего мира.

Иногда взятые на воспитание дети могут не знать, как общаться с приемными родителями из-за плохих взаимоотношений в родной семье. Они ожидают, что их будут жестоко наказывать за мелкие проступки или что взрослым будет безразлично, чем они занимаются, до тех пор, пока им не мешают. Некоторые дети могут быть враждебно настроены по отношению к приемным родителям. Им кажется, что все сговорились, чтобы забрать их из родной семьи. Дети не могут справиться с гневом, страхом и причиняющими боль чувствами, которые они испытывают к своим собственным родителям. Дети могут враждебно относиться к самим себе и совершать поступки,

которые вредят в первую очередь им самим. Они могут пытаться скрыть или отрицать эти чувства, отстранившись от приемных родителей или проявляя к ним полное равнодушие. Ощущение замешательства, которое испытывают дети, с одной стороны, из-за чувства любви и тоски по своей семье и, с другой стороны, ненависти к родителям и самим себе за воображаемые и реальные поступки,

Читайте так же:  Алименты с выходного пособия при сокращении

носит очень болезненный характер. Находясь в состоянии эмоционального стресса, эти дети могут совершать агрессивные действия в отношении приемных родителей. Все это должны знать те, кто решился на серьезный шаг усыновления ребенка, расставшегося со своей родной семьей.

К тому же у ребенка могут быть умственные, психические и эмоциональные отклонения, что также потребует от приемных родителей

специфических знаний и умений. Разновидностью нетипичных семей, в которых дети воспитываются неродными родителями, являются также семейно-воспитательные группы. Эта совершенно новая форма жизнеустройства детей заключается в том, что

[2]

ребенок из приюта направляется в специально подобранную семью, где временно проживает и получает необходимую заботу и внимание.

Потенциальным родителям время ухода за детьми засчитывается в трудовой стаж, т.е. забота и воспитание обездоленных детей (в основном детей-сирот или тех, чьи родители лишены родительских прав) является своего рода работой, за которую те, кто согласился на такой серьезный шаг, получают зарплату и пособие на содержание каждого ребенка. В дальнейшем не исключается возможность оформления опекунства. Подобный опыт работы по организации семейно-воспитательных групп пока еще не получил широкого распространения, но как своеобразная модель семьи уже находит применение с начала нынешнего века в нашей стране.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9365 —

| 7304 — или читать все.

Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания приемных детей
статья на тему

Приемная семья дает возможность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на получение семейного воспитания. Детей и раньше брали на воспитание в семью, но законодательно приемная семья была оформлена только с принятием Семейного кодекса РФ.

Вложение Размер
problemy_priemnoy_semi_kak_formy_semeynogo_vospitaniya_detey.docx 13.57 КБ

Предварительный просмотр:

Проблемы приемной семьи как формы семейного воспитания приемных детей

К сожалению, не все нуждающиеся дети могут быть усыновлены. Другие формы семейного устройства, как опека и приемная семья являются временным устройством детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Приемная семья дает возможность детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, на получение семейного воспитания. Детей и раньше брали на воспитание в семью, но законодательно приемная семья была оформлена только с принятием Семейного кодекса РФ.

Основой приемной семьи в основном составляют супруги, пожелавшие взять чужих детей. Отношения в приемной семье являются примером для будущей семьи приемного ребенка. Поэтому процедура выбора приемных родителей и их обучение является важным этапом.

Также чаще приемными родителями выступают те супруги, у которых уже есть свои дети. Поэтому приемные дети, попадая в приемную семью, сразу начинают осваивать навыки общения не только с приемными родителями, но и с другими детьми.

В приемную семью могут передать сразу несколько детей. Это могут быть родные братья и сестры, так и чужие друг другу дети. Проживая в семье, они привыкают друг к другу, становятся родными, быстрее развиваются и обучаются.

Целью приемной семьи является создание благоприятных условий для развития , воспитания, социализации ребенка, для получения возможности воспитываться в семье. Воспитание оставшихся без попечения родителей детей в приемной семье имеет большое значение. В такой семье воспитывается полноценная личность, подготовленная к выполнению различных социальных ролей. Приемный ребенок учится трудиться, получает навыки самообслуживания. Воспитание в приемной семье обходится намного дешевле чем содержание детей в детских учреждениях. Увеличение приемных семей в какой-то мере способствует решению такой социальной проблемы, как безработица. К сожалению, приемные семьи не получили широкого распространения.

Однако проблема состоит не только в этом. Существуют и другие причины, тормозящие развитие института приемной семьи. Во-первых, это недоработка федерального законодательства, ограничивающего права приемных родителей в трудовой и социальной сферах. Во-вторых, законодательные акты, принятые на федеральном уровне, не обеспечены механизмом их реализации. В-третьих, ограничены финансовые ресурсы региональных бюджетов для оплаты труда приемных родителей. В-четвертых, отсутствует необходимый жилищный фонд для предоставления жилплощади приемным семьям. В-пятых, данная форма семейного воспитания недостаточно рекламируется и пропагандируется средствами массовой информации.

Недостаточное использование приемной семьи на практике в немалой степени связано с недостаточной государственной поддержкой этого социального института. Государственная поддержка приемной семьи должна выражаться, прежде всего, в предоставлении материальной помощи лицам, взявшим на себя заботу о ребенке. Однако, например, размер оплаты труда приемных родителей и льготы, предоставляемые приемной семье, зависят от числа взятых на воспитание детей, что устанавливается законом субъекта, на территории которого создана приемная семья. Это тормозит создание и развитие приемных семей, так как не каждый регион России может гарантировать сегодня своевременное и достаточное финансирование приемной семьи. Целесообразно установить гарантированный минимум оплаты труда приемных родителей, для чего следовало бы внести изменения в законодательство субъектов РФ.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Видео (кликните для воспроизведения).

Данный материал поможет грамотно организовать работу по подготовке детей для предачи в приемные семьи.

Целью данного занятия является познакомить замещающих родителей с особенностями приемных детей и помочь осознать собственные возможные трудности в построении контакта с приемным ребе.

Выбор методов изучения семьи и опыта семейного воспитания зависит от двух важнейших обстоятельств. Первое из них — индивиду­альность, уникальность, неповторимость каждой семьи.

Семейный лагерь-поход — это эффективная форма организации летнего отдыха, способствующего развитию творческих способностей взрослых и детей, формированию толерантного сознания членов семей и социально.

Клуб – форма организации работы с родителями, по вопросам воспитания, обучения и развития детей дошкольного возраста. Семейные клубы – неформальные объединения родителей для решения практи.

Приемные дети в семье

сайт для родителей

«Если с детьми не говорить о Боге, то всю оставшуюся жизнь придётся говорить с Богом о детях. »

Духовное развитие ребенка

Душевное развитие ребенка

Физическое развитие ребенка

Актуальное

Последние комментарии

Самое популярное

  • Логические и занимательные задачи (300 задач) — 3.6 млн.
  • Что делать, если ребенок не хочет в детский сад — Юлия Василькина — 442.8 тыс.
  • Первый год жизни малыша. 52 самые важные недели для развития ребенка — Елена Сосорева — 394 тыс.
  • Развитие мелкой моторики у детей — 355.1 тыс.
  • Раннее начало половой жизни. Добрачные связи — 343.8 тыс.
  • Резус-конфликт во время беременности — 265.9 тыс.
  • Если малыш плачет без причины — Алевтина Луговская — 218.7 тыс.
  • Развиваем мелкую моторику у малышей — Ирина Ермакова — 197.3 тыс.
  • Чтобы ребенок не был трудным — Татьяна Шишова — 151.7 тыс.
  • Ребенку годик: брить или не брить? — 146.5 тыс.

Сейчас в разделе:

Всего записей: 1458

Особенности воспитания приемных детей

Что может быть важнее для ребенка, чем семья, уют родного дома, теплота маминых и сила папиных рук? К сожалению, многие дети бывают лишены этого, оказываясь в домах ребенка и детских домах после того, как от них отказались родители или родители были лишены родительских прав.

Также немало взрослых людей, которые хотят, но не могут иметь своего ребенка. А также тех, кто просто не равнодушен к проблеме брошенных детей и хотел бы, что бы добра на Земле стало чуть-чуть больше. Именно эти люди стремятся стать приемными родителями.

Читайте так же:  Имеет ли коллекторы право требования с жены кредитов(долгов) которые брал муж

Чем младше ребенок, которого забирают из детских учреждений, тем легче ему адаптироваться в новой семье. Легче и для приемных родителей.

Однако именно дети постарше, которые понимают, что у них нет мамы и папы, нет своего дома, пронзительно хотят иметь свою семью. Конечно, взрослые должны обладать определенной смелостью и запастись терпением, чтобы сердечко такого ребенка «оттаяло» в домашнем тепле.

[1]

Но, несмотря на эти различия, в поведении детей можно отметить некоторые общие закономерности. Поведение и самочувствие ребенка не остается постоянным, оно меняется с течением времени по мере того, как он осваивается в новой обстановке. Как отмечают психологи, при адаптации ребенка в новых условиях имеется несколько стадий.

Первую стадию можно охарактеризовать как «Знакомство», или «Медовый месяц». Здесь отмечается опережающая привязанность друг к другу. Родителям хочется обогреть ребенка, отдать ему всю накопившуюся потребность в любви. Ребенок испытывает удовольствие от своего нового положения, он готов к жизни в семье. Он с удовольствием выполняет все, что предлагают взрослые. Многие дети сразу же начинают называть взрослых папой и мамой. Но это совсем не значит, что они уже полюбили — они только хотят полюбить новых родителей.

Вы заметите, что ребенок испытывает и радость, и тревогу одновременно. Это приводит многих детей в лихорадочно-возбужденное состояние. Они суетливы, непоседливы, не могут долго сосредоточиться на чем-то, за многое хватаются. Учтите: перед ребенком в этот период появляется много новых людей, которых он не в состоянии запомнить, ребенок пока не в силах запомнить и усвоить ту массу новых впечатлений, которая обрушилась на него. Особое значение для ребенка имеет подтверждение, что это действительно его новые родители.

Вторую стадию можно определить как «Возврат в прошлое», или «Регрессия». Первые впечатления схлынули, эйфория прошла, установился определенный порядок, начинается кропотливый и длительный процесс притирания, привыкания членов семьи друг к другу — взаимная адаптация. Ребенок понимает, что это — другие люди, в семье — другие правила. Он не сразу может приспособиться к новым отношениям. Он почти беспрекословно подчинялся правилам, пока это было в новинку. Но вот новизна исчезла, и он пробует себя вести как прежде, присматриваясь, что нравится, а что не нравится окружающим. Происходит очень болезненная ломка сложившегося стереотипа поведения. В эти месяцы могут обнаруживаться психологические барьеры: несовместимость темпераментов, черт характера, ваших привычек и привычек ребенка.

У многих взрослых, столкнувшихся с этими проблемами, не хватает сил, а главное терпения дождаться пока ребенок сделает то, что им нужно. Особенно ярко в этот период проявляются: отсутствие знаний об особенностях возраста, умений устанавливать контакт, доверительные отношения и выбирать нужный стиль общения. Попытки опереться на свой жизненный опыт, на то, что их так воспитывали, часто терпят поражение.

Привыкнув к новым условиям, ребенок начинает искать линию поведения, которая удовлетворила бы приемных родителей. Этот поиск не всегда удачен. Чтобы привлечь к себе внимание, ребенок может изменять поведение неожиданным образом. Поэтому вас не должно удивлять, что веселый, активный ребенок вдруг стал капризным, часто и подолгу плачет, начинает драться с родителями или с братом, сестрой (если они есть), делает назло то, что не нравится им. А угрюмый, замкнутый — проявлять интерес к окружающему, особенно, когда за ним никто не наблюдает, действует исподтишка либо становится необыкновенно активным.

Неподготовленные к этому родители могут испытывать испуг, шок. «Мы желаем ему добра — а он… Мы его так любим, а он нас не ценит», — обычные для этого периода жалобы. Некоторыми овладевает отчаяние: «Неужели всегда так будет?!»

Третья стадия — «Привыкание», или «Медленное восстановление». Вы можете заметить, что ребенок как-то неожиданно повзрослел. Исчезает напряжение, дети начинают шутить и обсуждать свои проблемы и трудности со взрослыми. Ребенок привыкает к правилам поведения в семье и в детском учреждении. Он начинает вести себя также естественно, как ведет себя родной ребенок в кровной семье. Ребенок принимает активное участие во всех делах семьи. Без напряжения вспоминает о своей прошлой жизни. Поведение соответствует особенностям характера и полностью адекватно ситуациям.

Приспособившись к новым условиям, дети реже вспоминают прошлое. Если ребенку хорошо в семье, он почти не говорит о прежнем образе жизни, по достоинству оценив преимущества семьи, не хочет в него возвращаться. Дети дошкольного возраста могут спрашивать взрослых, где они так долго были, почему так долго его искали? Если ребенок чувствует хорошее отношение к себе, возникает привязанность к родителям и ответные чувства. Он без труда выполняет правила и правильно реагирует на просьбы. Проявляет внимание и интерес ко всем делам семьи, посильно участвуя во всем. Сам отмечает происходящие с собой изменения, не без иронии вспоминает свое плохое поведение (если оно было), сочувствует и сопереживает родителям.

Итак, в семью вошел новый ребенок. До его появления взрослые были уверены в себе, в том, что готовы к решению всех проблем, готовы любить ребенка таким, какой он будет. Иллюзии и некоторая эйфория, уверенность в том, что хватит сил для преодоления всех препятствий и преодоления трудностей, — типичные состояния, характерные для большинства новых родителей. Почти все уверены в своих воспитательных способностях и в том, что смогут успешно использовать эти способности на благо чужого ребенка. Особенно это характерно для тех родителей, которые были успешны в воспитании собственных детей, и смогли создать атмосферу тепла и любви в своей семье. Но появление чужого ребенка — это серьезное испытание для всей семьи.

Как создать приемную семью

1. Что такое приемная семья?

Приемная семья — это один из видов опеки и попечительства над детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей (есть еще собственно опека (попечительство) и патронатное воспитание).

Отличие приемной семьи от простой опеки (попечительства) в том, что ребенка берут в семью на возмездной основе. При таком устройстве ребенка в семью между органом опеки и попечительства и приемным родителем (родителями) заключается срочный договор о приемной семье (отношения, возникающие в результате заключения такого договора, регулируются не Трудовым, а Гражданским кодексом). Срок нахождения ребенка в приемной семье определяется договором.

В приемной семье не может быть больше 8 детей, включая родных и усыновленных. При этом братьев и сестер можно взять на воспитание в приемную семью только вместе, за исключением тех случаев, когда раздельное воспитание служит их интересам.

Размер вознаграждения, причитающегося приемным родителям, размер денежных средств на содержание ребенка, а также меры социальной поддержки, предоставляемые приемной семье, определяются законодательством субъектов Российской Федерации и обязательно прописываются в договоре.

2. Кто может взять ребенка под опеку?

Приемным родителем может быть дееспособный гражданин, достигший 18 лет, желающий взять ребенка на воспитание и соответствующий требованиям к опекунам (попечителям) .

Люди, не состоящие в браке, не могут опекать одного и того же ребенка.

3. Как найти ребенка?

Если вы еще не знаете, какого ребенка хотите взять под опеку (на попечительство), вам нужно сначала ознакомиться с банком данных о детях-сиротах.

Читайте так же:  На что можно рассчитывать при разводе, если есть ребенок 4 месяца

Посмотреть анкеты детей, оставшихся без попечения родителей, вы можете онлайн. Сейчас в регионах есть территориальные банки данных о детях-сиротах (в Москве это портал usynovi-moskva.ru), кроме того, существует федеральный банк. На электронных ресурсах вы можете ознакомиться с фотографиями детей, кратким описанием их характера, узнать о состоянии их здоровья, а также о том, в каком детском доме они находятся, — таким образом, в дальнейшем вы можете обратиться непосредственно в нужное учреждение.

С просьбой подобрать ребенка вы можете обратиться и сразу в орган опеки и попечительства.

Для получения доступа к полным анкетным данным детей вам необходимо будет ответить на вопросы анкеты и предоставить документ, удостоверяющий личность, и заключение о возможности быть опекуном или попечителем (либо заключение о возможности быть усыновителем).

Когда вы выберете ребенка, вам выдадут направление на его посещение.

4. Как проходит встреча с ребенком?

Вы обязаны встретиться с ребенком в присутствии специалиста по охране детства органа опеки и попечительства. Кроме того, вам должны показать все документы ребенка.

Факт ознакомления с его медицинским заключением подтверждается в письменной форме. Вы имеете право также обратиться в медицинское учреждение для проведения независимого медицинского освидетельствования ребенка. На медосмотре должен присутствовать сотрудник организации для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

После встречи с ребенком вам необходимо сообщить оператору органа опеки, что вы готовы взять ребенка под опеку (попечительство), затем вам будет выдан акт о назначении вас приемным родителем.

5. Как заключить договор о приемной опеке?

В течение 10 дней после того, как вам выдадут акт о назначении вас приемным родителем, орган опеки и попечительства по будущему месту жительства ребенка должен заключить с вами договор о приемной семье, содержащий сведения о ребенке или детях, передаваемых на воспитание в приемную семью (имя, возраст, состояние здоровья, физическое и умственное развитие). Также в нем должны быть указаны: срок действия договора, условия содержания, воспитания и образования ребенка или детей, права и обязанности приемных родителей, права и обязанности органа опеки и попечительства по отношению к приемным родителям, размер и периодичность денежного вознаграждения, а также основания и последствия прекращения договора.

 В случае изменения места жительства ребенка этот договор необходимо будет расторгнуть и заключить другой — с органом опеки и попечительства по новому месту жительства ребенка.

6. Будет ли кто-то следить за тем, как воспитывается ребенок?

Да. После того как вы возьмете ребенка на воспитание в приемную семью, органы опеки и попечительства будут проверять, в каких условиях он живет и воспитывается. Проверки включают в себя оценку жилищно-бытовых условий ребенка, его состояния здоровья, внешнего вида и соблюдения гигиены, эмоционального и физического развития, навыков самообслуживания, отношений в семье, возможности семьи обеспечить его потребности развития. Плановые проверки проводятся:

  • в течение первого месяца после передачи ребенка в семью — 1 раз;
  • в течение года после передачи ребенка в семью — 1 раз в 3 месяца;
  • в течение последующих лет — 1 раз в 6 месяцев.

Кроме того, если поступят жалобы о неисполнении или ненадлежащем исполнении приемными родителями своих обязанностей, орган опеки и попечительства может провести внеплановую проверку.

Также приемным родителям ежегодно нужно предоставлять в орган опеки и попечительства отчет о расходовании денежных средств, выделяемых на ребенка, и состоянии его имущества.

7. На какие выплаты можно рассчитывать?

Вы можете рассчитывать на следующие виды материальной поддержки:

  • единовременное пособие при передаче ребенка на воспитание в семью.
  • денежные средства на содержание ребенка, находящегося под опекой (попечительством) или переданного в приемную семью;
  • ежемесячную компенсацию на возмещение расходов по оплате за жилое помещение и коммунальные услуги и за пользование телефоном в жилом помещении, в котором фактически проживает подопечный или дети, переданные в приемную семью, на патронатное воспитание;
  • ежемесячную компенсационную выплату отдельным категориям детей, оставшихся без попечения родителей.
  • ежемесячное вознаграждение приемным родителям, патронатным воспитателям.

8. Какое наказание грозит за невыполнение обязательств?

Опекуны, попечители, приемные родители и патронатные воспитатели за некачественное исполнение или неисполнение обязанностей по воспитанию детей несут административную (ст. 5. 35 КоАП РФ) и уголовную (ст. 156 УК РФ) ответственность.

Приемный ребенок в семье

Период адаптации жизни семьи при усыновлении ребенка достаточно непрост. С одной стороны, может казаться, что главное — это просто любить ребенка, и тогда все проблемы и сложности решатся сами собой. Но это не совсем так. Дело в том, что в случае с приемным ребенком имеются некоторые отличия, которые делают адаптацию и жизнь семьи особенными. И тут важно не только любить ребенка, но и обладать нужной информацией и знаниями.

Нужно помнить о том, что в жизни каждого приемного ребенка случилось тяжелое событие – он потерял семью и родителей. Совсем маленькие дети (до года-двух) могут не помнить об этом осознанно, но, тем не менее, это все оставляет след в их жизни: у них может развиться расстройство привязанности, зачастую — отставание в развитии. Дети постарше переживают, как правило, сильный стресс, страх, боль потери одной из основ своей жизни. Это все не может не сказаться не только на их развитии, но и на психологическом состоянии, восприятии мира и себя в нем.

Именно поэтому приемным родителям важно иметь не только любовь к ребенку и общий позитивный настрой, но и определенные знания, а также готовность принимать помощь специалистов.

Проблемы с формированием привязанности

Будущим приемным родителям или опекунам нужно обязательно знать о нарушениях привязанности, возникающих у приемных детей. Эти нарушения – корень многих проблемных ситуаций, поэтому если родитель понимает, что происходит с его приемным ребенком, то ему легче сохранять самообладание самому, а также находить подход к ребенку и решать возникающие проблемы.

Привязанность – это желание поддерживать и сохранять близкие отношения с другим человеком. Это потребность в близости, в общении, доверии. Научно доказан такой факт, что эмоциональное тепло влияет на развитие детей. Забота и участие взрослого позволяет ребенку учиться у взрослых, доверять и людям, и миру как таковому. Если же у маленького ребенка не было опыта продолжительных близких отношений с одним человеком, либо эти отношения несколько раз прерывались и не восстанавливались, то его способность к поддержанию привязанности уменьшается или утрачивается, в связи с чем могут возникнуть, например, такие ситуации:

  • ребенок провоцирует, намеренно раздражает родителей, проверяет на прочность;
  • ребенок может вообще не допускать доверительных отношений ни с одним взрослым. Он закрыт, эмоционально холоден. Он не агрессивен, но избегает близких отношений;
  • ребенок то грубит и провоцирует, то ведет себя прямо противоположным образом – ищет ласки и внимания;
  • ребенок намеренно нарушает границы, не испытывает сочувствия, предпочитает, чтобы его боялись. В этих случаях могут наблюдаться жестокие и разрушительные действия;
  • ребенок ищет маму и папу во всех окружающих людях, готов быть со всеми ласковым. Качество здесь заменяется количеством.

Как правило, поведение ребенка с нарушением привязанности можно отнести к одному из типов, описанных выше. Родителям нужно знать, что практически все они корректируются, но требуется время, терпение, и иногда – помощь специалистов. Ситуации с жестоким, деструктивным поведением ребенка требуют отдельного контроля, потому что добиться социализации такого ребенка особенно сложно.

Читайте так же:  Соглашение о разделе имущества супругов

Нужно ли рассказывать ребенку о кровной семье?

Рассказывать ли ребенку о его биологических родителях, и как это делать – этот вопрос волнует практически всех приемных родителей. С одной стороны, может казаться, что разговор о кровных родителях вызовет грустные или неприятные воспоминания, и приемные родители этого избегают. Но если не говорить о чем-то – это не значит, что ребенок не будет об этом думать, и ситуация как таковая не изменится.

Первый вопрос – стоит ли вообще говорить ребенку о том, что он приемный. Этот вопрос, как правило, возникает в случае усыновления совсем маленьких детей, которые еще не могут осознанно помнить своих родителей.

Если отвечать на этот вопрос кратко, то специалисты по работе с усыновлением говорят однозначно – да, сообщать ребенку нужно. И это подтверждается десятками лет практики и тысячами семей, в которых возникали сложности именно из-за попыток сохранить тайну.

Некоторые приемные родители пытаются создать тайну, и тайна окутывает многих родственников и друзей семьи. Выросшие дети зачастую уже догадываются, что им что-то не говорят. Случаи, когда тайна все-таки становится явной, возникают часто, а вот последствия этого для ребенка (в любом возрасте, даже взрослого человека) очень тяжелы. У него страдает чувство доверия к миру, принадлежности к своему роду. Возникают семейные конфликты, иногда очень тяжелые. Может даже произойти разрыв с приемными родителями на эмоциональной волне. Поэтому вовремя и правильно рассказать ребенку о его кровных родителях – это путь к тому, что ребенок примет эту ситуацию наименее болезненно.

Чем раньше это будет сделано – тем лучше. Маленький ребенок воспримет это как данность, и потом просто постепенно будет взрослеть с этим. Может быть, он будет вспоминать об этом очень редко. Но в любом случае, эта информация уже не станет шоком для него и сама по себе не будет препятствием для формирования близких отношений с приемной семьей.

Если приемные родители чувствуют какое-то неудобство, страх, стыд рассказать об этом, то лучше сначала разобраться со своими чувствами и их причиной. Как правило, во всех органах опеки есть школы приемных родителей, где психологи специализируются именно на этих темах. Можно консультироваться и в других психологических службах. Главное, чтобы приемный мама или папа смогли вновь обрести уверенность и спокойствие.

Три стадии адаптации

Существуют три условных стадии, которые проходит семья, взявшая приемного ребенка.

Первая – идеализация

И ребенку, и приемным родителям будущая жизнь рисуется в радужном свете. Все стараются друг другу понравиться. Это важная стадия, и завышенные ожидания несколько сглаживают перемену среды для ребенка и помогают наладить контакт.

Не более чем через месяц-два появляются неизбежные конфликты, ведь ребенку приходится адаптироваться к новым правилам, а родителям – менять и свою жизнь. И начинается следующая стадия.

Адаптация в семье

Теперь уже ребенок может демонстрировать и страх перед привязанностью к новым людям, и проверять новые правила на прочность, и усиленно тосковать по кровной семье или детскому учреждению. Дети могут не слушаться, проявлять агрессию.

Здесь от приемных родителей понадобится максимум терпения, настойчивости, гибкости, умения строить диалог, искать компромиссы. Эта стадия длится около 6 месяцев, и в результате в семье должно появиться чувство общности и доверия.

После этого конфликтного и сложного периода, как правило, наступает более стабильное состояние, когда и ребенок встроился в новый распорядок, и семья приняла ребенка. На этом этапе можно разговаривать с ребенком о его прошлом, создавать новые семейные традиции и правила.

Советы по адаптации ребенка в приемной семье

Утешение и поддержка

Почти все дети, покидающие сиротские учреждения, испытывают чувство грусти. Они могут переживать и об утрате своей кровной семьи, и о расставании с друзьями из ставшего привычным сиротского учреждения, и просто о сложности адаптации в новом месте. Родителям нужно дать возможность выплакать, выразить свои чувства, и при этом быть рядом, постараться успокоить ребенка и показать свою поддержку, заботу и внимание.

Распорядок дня и новые правила

Ребенку сложно адаптироваться, поэтому нужно максимально понятно, подробно, спокойно рассказывать о новых правилах, о распорядке дня. О том, что будет в каждый день недели. Эта определенность поможет ребенку почувствовать себя более уверенно и спокойно.

Взрослым нужно помогать ребенку и поддерживать его. Помогать собирать вещи в школу, планировать график.

Забота о физическом здоровье, одежде и личных вещах

Желательно учесть предпочтения ребенка в еде, узнать, что ему нравится. Помочь ему уснуть вечером, побыть с ним рядом. Может быть, он не привык спать в комнате один – тогда можно временно включать ночник, открывать дверь или спать с ним в комнате. Такая простая забота может значительно облегчить адаптацию ребенка.

Ожидание ответной любви приемного ребенка

Родители могут проявлять инициативу в своей ласке, заботе, выражении любви и тепла, но не ждать ответной реакции от ребенка. Это вполне нормально, что она появится не сразу. Проявление своих чувств нужно тоже отслеживать – например, если ребенку неприятны объятия, можно просто сначала брать его за руку.

Воспоминания ребенка

Ребенок может тосковать по своему прошлому. Если он не помнит его – он может придумывать вымышленные факты. Ребенку важно иметь представление о своем прошлом, а у некоторых детей из детского дома абсолютно нет никакой информации, кроме имени родителя и места жительства. Возникает как будто пробел, пустое место. И это плохо сказывает на формировании психики ребенка.

Именно для этого приемная семья может создавать коллажи, картинки и даже вымышленные фотоальбомы, где будет собрано все, что так или иначе касалось жизни ребенка. Фотографии его города, картинки, как могли выглядеть его родители. И в этой истории его жизни будет и момент появления его в новой семье и фотографии его взросления. Таким образом, можно рассказать ребенку, что есть кровные родители, у которых он родился, и есть семья, в которой он будет расти как родной ребенок.

Видео (кликните для воспроизведения).

Конечно, тема усыновления и адаптации ребенка в семье очень обширна, и мы рассмотрели только некоторые вопросы. Главное, что будущие приемные родители должны готовиться к усыновлению заранее, читать литературу, посещать специальные занятия. Это поможет пройти период адаптации как можно более легко и быстро и создать в семье атмосферу тепла и доверия.

Источники


  1. Перевалов, В. Д. Теория государства и права / В.Д. Перевалов. — М.: Юрайт, 2013. — 432 c.

  2. Смоленский, М. Б. Адвокатская деятельность и адвокатура в Российской Федерации (адвокатское право) / М.Б. Смоленский. — М.: Феникс, 2015. — 384 c.

  3. Историческая наука и методология истории в России XX века. — М.: Северная Звезда, 2016. — 415 c.
Приемные дети в семье
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here