Производство в суде надзорной инстанции особенности процесса

Статья на тему: "Производство в суде надзорной инстанции особенности процесса" от профессионалов для людей. Если у вас возникнут вопросы, то можете их задать дежурному специалисту.

Производство в надзорной инстанции

Надзорное производство — исключительная стадия гражданского процесса, на которой компетентный суд по жалобе или представлению уполномоченных на то лиц проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу решений, определений и постановлений судов первой инстанции, а также определений и постановлений, вынесенных судами в кассационном, апелляционном порядке.

Предмет надзорного производства — судебное решение, вступившее в законную силу.

Решения или определения, вступившие в законную силу, по разным причинам могут оказаться неправильными и после пересмотра в кассационном порядке. Возможны также случаи, когда неправильным оказывается вступившее в законную силу судебное решение или определение, своевременно не обжалованное в кассационном порядке.

В зависимости от обстоятельств, вызывающих необходимость исправления судебных решений и определений, вступивших в законную силу, они могут быть пересмотрены в порядке надзора или по вновь открывшимся обстоятельствам.

Надзорное производство возбуждается сторонами и другими лицами, участвующими в деле, которые наделены правом обращения непосредственно в суд надзорной инстанции с жалобой на решения и определения, вступившие в законную силу.

Судебные постановления могут быть обжалованы в суд надзорной инстанции в течение года со дня их вступления в законную силу.

Сущность пересмотра дел в порядке надзора.Управомоченные на то суды проверяют законность вступивших в законную силу решений и определений после предварительной проверки надзорных жалоб лиц, участвующих в деле, в том числе и прокурора, если он участвовал в деле. Различие между жалобой и представлением лишь в том, что обращение прокурора называется представлением. По существу представление прокурора не отличается от жалобы, так как оно возможно лишь при условии, когда прокурор участвовал в деле и проверяется в надзорной инстанции так же, как жалобы сторон и других лиц, участвовавших в деле, до передачи дела в надзорный орган.

На стадии надзора обеспечиваются дополнительная проверка законности судебных постановлений и возможность исправления допущенных судебных ошибок.

Пересмотр решений и определений, вступивших в законную силу, — специфическая стадия гражданского судопроизводства. Она не связана с пересмотром решений в кассационном и апелляционном порядке. Надзорная инстанция может рассмотреть дело с момента вступления решения в законную силу.

Данная стадия является гарантией реализации прав и защиты законных интересов. Институт надзора выполняет ряд задач:

  • 1) проверяя законность судебных актов, вступивших в законную силу, надзорная инстанция устраняет судебные ошибки, тем самым защищая нарушенные права и интересы;
  • 2) после рассмотрения гражданских дел в порядке надзора, обобщая допущенные нижестоящими судами ошибки, суд надзорной инстанции формирует судебную практику с целью единообразного и правильного применения судами материального и процессуального права.

ПОРЯДОК ВОЗБУЖДЕНИЯ ПРОИЗВОДСТВА В НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ

Надзорное производство возбуждается путем подачи жалобы или представления прокурора в суд. Жалоба подается:

Надзорная жалоба или представление прокурора, поданные в соответствии с определенной в ст. 377 ГПК РФ подсудностью, по поручению председателя или заместителя председателя соответствующего суда передаются на рассмотрение судьи данного суда.

Уголовно-процессуальное право

Производство в суде надзорной инстанции

Надзорное производство — еще одна стадия уголовного процесса, в которой вышестоящий суд в случае поступления надзорных жалобы или представления проверяет законность приговора, определения и постановления суда. Порядок производства в суде надзорной инстанции регламентирован главой 48.1 УПК РФ, именуемой «Производство в суде надзорной инстанции».

Производство в суде надзорной инстанции имеет ряд общих черт с другими стадиями уголовного процесса, где проводится проверка судебных решений. Речь идет о стадиях апелляционного и кассационного производства.

Прежде всего, их объединяют общие задачи:

  1. проверка законности судебных решений, а в связи с этим проверка законности деятельности органов расследования, а также и судов во всех предшествующих инстанциях;
  2. в случае выявления допущенных нарушений закона — принятие мер по их устранению или исправлению.

Суд надзорной инстанции, как и суды кассационной и апелляционной инстанций, вправе отменить или изменить приговор, иные проверяемые решения по одним и тем же основаниям, указанным в законе (ст. 389.15, 401.15, 412.9 УПК РФ).

[3]

Гораздо больше общего между стадией надзорного производства и стадией кассационного производства.

Отличительной особенностью этих двух стадий является то, что предметом их проверки является только вступившие в законную силу приговоры, определения, постановления суда (ст. 401.1; ч. 1 и 2 ст. 412.1 УПК РФ).

Правом обращения в суд надзорной, как и в суд кассационной инстанции обладают одни и те же лица, указанные в ч. 1 и 2 ст. 401.2; ч. 1 ст. 412.1 УПК РФ.

Практически совпадает порядок проведения судебного заседания в суде надзорной инстанции и в суде кассационной инстанции. Суд надзорной, как и суд кассационной, инстанции не вправе вынести новый приговор. Свои выводы суды основывают только на имеющихся в деле и дополнительно представленных материалах, но без проведения дополнительных следственных действий.

В этих стадиях одинаково не допускается «поворот к худшему» при пересмотре судебного решения, за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ.

Совпадают сроки обжалования судебных решений. И в суд кассационной инстанции, и в суд надзорной инстанции жалоба (представление) могут быть поданы только в течение года со дня вступления в силу решения суда, которое обжалуется.

Вместе с тем стадия надзорного производства характеризуется своими особенностями, отличающими ее от других стадий.

В качестве надзорной инстанции выступает только Президиум Верховного Суда РФ, и никакой другой судебный орган такими функциями не наделен. Президиум Верховного Суда РФ рассматривает в прядке надзора:

  1. судебные решения судов областного уровня, вынесенные ими по первой инстанции, если они были предметом апелляционного рассмотрения в Верховном Суде РФ;
  2. определения Судебной коллегии Верховного Суда РФ и Военной коллегии Верховного Суда РФ, вынесенные ими в апелляционном или кассационном порядке;
  3. иные постановления Верховного Суда РФ.

Судебные решения могут быть обжалованы участниками процесса в течение одного года со дня их вступления в законную силу. Надзорные жалобы, представления подаются непосредственно в Верховный Суд РФ. К содержанию и форме надзорных жалоб, представлению предъявляются жесткие требования, которые сформулированы ст. 412.-412.4 УПК РФ.

Читайте так же:  Стоит ли оформлять алименты не расторгая брак

Надзорная жалоба должна быть подписана лицом, ее подавшим. Надзорное представление вправе подписать только Генеральный прокурор РФ или его заместители.

К надзорным жалобам, представлениям могут быть приложены заверенные соответствующими судами копии судебных решений, вынесенных по первой, апелляционной или кассационной инстанции.

Надзорные жалоба, представление, оформленные ненадлежащим образом, в течение 10 дней со дня их поступления в Верховный Суд РФ возвращаются без рассмотрения по существу.

Процедура рассмотрения надзорных жалоб, представления, как и в стадии кассационного производства, осуществляется по одним и тем же правилам.

Надзорные жалоба, представление и приложенные к ним материалы сначала изучаются одним из судей Верховного Суда РФ. Он может в случае необходимости истребовать ранее рассмотренное уголовное дело.

По результатам изучения судья выносит одно из двух решений: (а) об отказе в передаче надзорных жалоб, представления дня рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ или (б) о их передаче для рассмотрение в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ.

Председатель Верховного Суда РФ или его заместитель может отменить представление судьи об отказе в передаче жалобы, представления для рассмотрения в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ и передать их на рассмотрение в судебное заседание Президиума.

Надзорную жалобу, представление судья Верховного Суда РФ должен рассмотреть в течение одного месяца со дня их поступления в суд. Если же он при этом истребован ранее рассмотренное уголовное дело, то срок принятия решения увеличивается до двух месяцев (ст. 412.5, 412.6 УПК РФ).

Рассмотрение уголовного дела в судебном заседании Президиума Верховного Суда РФ (ст. 412.10 УПК РФ) должно состояться не позднее двух месяцев со дня вынесения судьей постановления о передаче дела в суд надзорной инстанции.

В порядке надзора уголовное дело рассматривается большинством членов Президиума Верховного Суда РФ (напомним, состав Президиума включает 13 судей).

В судебном заседании Президиума обязательно участие прокурора. Иные лица, имеющие право на обжалование в порядке надзора судебных решений, извещаются о дате, времени и месте заседания Президиума.

Дело докладывается судьей Верховного Суда РФ, ранее не принявшем участие в рассмотрении данного уголовного дела. Ему могут быть заданы вопросы судьями. Представители сторон, явившиеся в суд, вправе выступить по существу дела. Первым выступает лицо, подавшее надзорную жалобу или представление.

По результатам рассмотрения надзорных жалобы, представления Президиум вправе (ст. 412.11 УПК РФ):

  1. оставить надзорные жалобу, представление без удовлетворения;
  2. отменить приговор и все другие состоявшиеся судебные решения и дело прекратить;
  3. отменить приговор и все последующие решения и передать дело на новое судебное рассмотрение в суд первой инстанции, либо в суд апелляционной инстанции, либо в суд кассационной инстанции;
  4. изменить приговор, определение, постановление суда.

Президиум, отменив приговор и все последующие судебные решения, вправе возвратить уголовное дело прокурору при наличии оснований, предусмотренных ч. 3 ст. 389.22 УПК РФ.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ установлены в ст. 412.12 УПК РФ.

Президиум при рассмотрении уголовного дела проверяет правильность применения норм уголовного и уголовно-процессуального законов нижестоящими судами, рассматривавшими дело, в пределах доводов надзорных жалоб, представления. Однако в интересах законности Президиум вправе рассмотреть уголовное дело в полном объеме, в том числе и в отношении лиц, которые не обжаловали ранее вынесенные судебные решения (ч. 1 ст. 412.12 УПК РФ).

Президиум Верховного Суда РФ является высшей надзорной инстанцией в судебной системе России. Поэтому его решения и указания по вопросам правильности применения закона в рамках конкретного уголовного дела для нижестоящего суда являются обязательными. Однако Президиум не вправе давать судам предписания, ограничивающие их самостоятельность и независимость при повторном рассмотрении уголовных дел.

В ч. 3 ст. 412.12 УПК РФ установлено, что Президиум, отменяя обжалуемое судебное решение, не вправе:

  1. устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции;
  2. предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими;
  3. определять, какое судебное решение должно быть принято при новом рассмотрении дела.

Пределы прав Президиума Верховного Суда РФ ограничены также основаниями отмены или изменения судебных решений в порядке надзора.

Согласно ч. 1 ст. 412.9 УПК РФ таковыми являются только существенные нарушения уголовного и уголовно-процессуального закона, повлиявшие на исход дела. Применить решения по надзорным жалобе, представлению без учета указанных оснований Президиум не может.

УПК РФ (ч. 2 ст. 412.9) устанавливает еще одно предписание, касающееся ограничения пределов прав Президиума Верховного Суда РФ. Согласно этому предписанию, поворот к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора не допускается , за исключением случаев, предусмотренных ст. 401.6 УПК РФ. Согласно этой статье, такой поворот к худшему возможен в течение года со дня вступления обжалуемых судебных решений в законную силу, если в ходе ранее состоявшегося судебного разбирательства были допущены существенные нарушения закона, повлиявшие на исход дела и законность судебного решения как акта правосудия.

Решение Президиума Верховного Суда РФ вступает в законную силу с момента его провозглашения (ст. 412.13 УПК РФ). Оно является окончательным и дальнейшему обжалованию не подлежит, но при условии, что по уголовному делу не возникнут новые или вновь открывшиеся обстоятельства, которые могут послужить основанием для возобновления производства по ранее рассмотренному делу.

Производство в суде надзорной инстанции: понятие стадии и краткая характеристика

Надзорная инстанция – суд, рассматривающий в порядке надзора уголовные дела по жалобам и представлениям на вступившие в законную силу приговоры, определения и постановления суда (п. 16 ст. 5 УПК РФ).

Судами надзорной инстанции являются президиумы судов субъектов РФ и окружных (флотских) военных судов, Судебная коллегия по уголовным делам Верховного суда РФ, Военная коллегия Верховного суда РФ и Президиум Верховного суда РФ.

Срок для обращения в суд надзорной инстанции не установлен. Но предусматривается другое жесткое условие, ограничивающее возможность обращения в суд надзорной инстанции: Недопустимость поворота к худшему при пересмотре судебного решения в порядке надзора (ст. 405 УПК РФ).

Читайте так же:  Какие нужны документы украинцу для оформления гражданства рф

Правом на обращение в суд надзорной инстанции наделены не все участники уголовного судопроизводства, законные интересы которых затронуты соответствующим судебным решением и которым предоставлена возможность вносить апелляционные или кассационные жалобы или представления.

Надзорная жалоба (представление) направляется непосредственно в суд надзорной инстанции, обладающий компетенцией пересматривать обжалуемые судебные решения.

В данной процедуре просматривается три последовательных этапа.

На первом этапе (см. ст. 406 УПК РФ) происходит изучение надзорных жалобы и (или) представления одним из судей суда надзорной инстанции. Он имеет право в случае необходимости истребовать материалы любого уголовного дела, которые могут понадобиться для принятия решения по изучаемым им жалобе и (или) представлению. По итогам изучения жалобы (представления) и материалов истребованных дел он должен в течение 30 суток вынести одно из постановлений, указанных в ч. 3 ст. 406 УПК РФ.

Второй этап – это судебное заседание, в ходе которого завершается подготовка к принятию итогового решения по существу вопросов, поставленных в надзорной жалобе (представлении). Оно должно состояться не позднее 15 суток со дня принятия предварительного решения в суде субъекта Российской Федерации или окружном (флотском) военном суде либо не позднее 30 суток – в Верховном суде РФ.

Последовательность рассмотрения конкретного уголовного дела по надзорной жалобе (представлению) регламентируется ч. 3–7 ст. 407 УПК РФ.

Третий этап – непосредственное принятие решения судом надзорной инстанции по жалобе (представлению). Часть 1 ст. 408 УПК РФ устанавливает, какие решения вправе вынести суд надзорной инстанции по итогам рассмотрения ходатайства о пересмотре приговора или иного судебного решения. Решения, принимаемые в порядке надзора Судебной коллегией по уголовным делам и Военной коллегией Верховного суда РФ, оформляются процессуальными документами, называемыми определениями, а аналогичные решения президиумов судов субъектов РФ и Президиума Верховного суда РФ – постановлениями.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Да какие ж вы математики, если запаролиться нормально не можете. 8448 —

| 7340 — или читать все.

Вопрос 39. Производство в суде надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции – это стадия уголовного процесса, на которой вышестоящий суд по ходатайству осужденного, оправданного, их защитника или законного представителя, потерпевшего, а также прокурора проверяет законность и обоснованность вступивших в законную силу приговоров, определений и постановлений мирового судьи, судов первой инстанции, а также определений и постановлений судебных органов, вынесенных в кассационном или надзорном порядке.

В порядке надзора могут быть обжалованы:

приговор и постановление мирового судьи, приговор, определение и постановление районного суда, кассационное определение краевого, областного и приравненного к ним суда – в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда;

судебные решения, если они обжаловались в порядке надзора в президиум краевого, областного и приравненного к ним суда, приговор, определение и постановление краевого, областного и приравненного к ним суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке, постановление президиума краевого, областного и приравненного к ним суда – в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ;

приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда;

приговор, определение и постановление гарнизонного военного суда, кассационное определение окружного (флотского) военного суда – в президиум окружного (флотского) военного суда, если они обжаловались в порядке надзора в президиум окружного (флотского) военного суда; приговор, определение и постановление окружного (флотского) военного суда, если указанные судебные решения не были предметом рассмотрения Верховным Судом РФ в кассационном порядке; постановление президиума окружного (флотского) военного суда – в Военную коллегию Верховного Суда РФ;

определение Кассационной коллегии Верховного Суда РФ, приговор и определение Судебной коллегии по уголовным делам Верховного Суда РФ или Военной коллегии Верховного Суда РФ, постановление судьи Верховного Суда РФ о назначении судебного заседания – в Президиум Верховного Суда РФ.

Надзорное производство имеет целью исправление судебных ошибок и обеспечение прав и законных интересов участников процесса. В отличие от кассационного производства предметом надзорного производства может быть только судебное решение (приговор, определение или постановление), вступившие в законную силу.

Надзорная жалоба или надзорное представление направляется непосредственно в суд надзорной инстанции. К ним должны быть приложены:

копия приговора или иного решения, которые обжалуются;

копия приговора или определения апелляционной инстанции, определения кассационной инстанции, постановления надзорной инстанции, если они выносились по данному делу;

в необходимых случаях копии иных процессуальных документов, подтверждающих, по мнению заявителя, доводы, изложенные в жалобе или представлении.

23.2. Порядок производства в суде надзорной инстанции

Производство в надзорной инстанции можно условно разделить на два этапа. На первом этапе судья соответствующей надзорной инстанции в течение 30 суток со дня поступления рассматривает надзорные жалобу или представление и решает вопрос о возбуждении по ним надзорного производства. В необходимых случаях он вправе истребовать в пределах своей компетенции любое уголовное дело (ч. 1,2 ст. 406 Уголовно-процессуального кодекса).

[2]

Изучив надзорные жалобу или представление, судья принимает решение либо о возбуждении надзорного производства и передаче надзорных жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции вместе с делом, если оно было истребовано, либо об отказе в удовлетворении надзорных жалобы или представления. Последнее решение может быть обжаловано председателю краевого, областного и приравненного к ним суда, Председателю Верховного Суда РФ либо его заместителям, которые вправе не согласиться с решением судьи об отказе в удовлетворении надзорные жалобы или представления, отменить его и вынести постановление о возбуждении надзорного производства и передаче надзорные жалобы или представления на рассмотрение суда надзорной инстанции.

Второй этап надзорного производства – это рассмотрение жалобы (представления) судом надзорной инстанции, которое должно быть осуществлено не позднее 15 суток, а Верховным Судом РФ – не позднее 30 суток со дня принятия предварительного решения.

В судебном заседании принимают участие прокурор, а также осужденный, оправданный, их защитники и законные представители, иные лица, чьи интересы непосредственно затрагиваются жалобой или представлением, при условии заявления ими ходатайства об этом. Указанным лицам предоставляется возможность ознакомиться с надзорными жалобой или представлением.

Читайте так же:  Как подать на алименты, если отец живет в другом городе

Дело докладывается членом президиума краевого, областного или приравненного к нему суда или другим судьей, ранее не участвовавшим в рассмотрении данного дела. Затем предоставляется слово прокурору для поддержания внесенного им надзорного представления.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если в судебном заседании участвуют осужденный, оправданный, их защитники или законные представители, потерпевший и его представитель, то они вправе после выступления прокурора дать свои устные объяснения.

Затем стороны удаляются из зала судебного заседания. После удаления сторон из зала судебного заседания президиум суда выносит постановление, а Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ – определение.

Решение об отмене или изменении приговора, определения, постановления суда принимается большинством голосов судей. При равенстве голосов судей надзорные жалоба или представление считаются отклоненными, за исключением случаев, когда в качестве меры наказания назначена смертная казнь. Надзорные жалоба или представление об отмене смертной казни и о замене ее более мягким наказанием считаются удовлетворенными, если за оставление смертной казни проголосуют менее двух третей членов Президиума Верховного Суда РФ, присутствующих на заседании.

23.3. Пределы прав надзорной инстанции

Изначально УПК установил, что пересмотр в порядке надзора обвинительного приговора, определения и постановления суда в связи с необходимостью применения уголовного закона о более тяжком преступлении, за мягкостью наказания или по иным основаниям, влекущим за собой ухудшение положения осужденного, а также пересмотр оправдательного приговора либо определения или постановления суда о прекращении уголовного дела не допускаются (ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса).

Однако Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.05.2005 № 5-Пподелуо проверке конституционности ст. 405 Уголовно-процессуального кодекса, данная статья в той части, в которой она не допускает поворот к худшему при пересмотре судебных решений в порядке надзора по жалобе потерпевшего или по представлению прокурора и тем самым не позволяет устранить допущенные в предшествующем разбирательстве существенные (фундаментальные) нарушения, повлиявшие на исход дела, признана не соответствующей Конституции РФ.

По мнению Конституционного Суда РФ, данная норма нарушает баланс конституционно защищаемых прав участников процесса на стороне обвинения и защиты и не согласовывается с принципами самостоятельности и независимости суда.

Суд надзорной инстанции по итогам рассмотрения надзорной жалобы (представления) вправе принять следующие решения (ст. 408 Уголовно-процессуального кодекса):

оставить надзорные жалобу или представление без удовлетворения, а обжалуемые судебные решения без изменения;

отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и прекратить производство по данному уголовному делу;

отменить приговор, определение или постановление суда и все последующие судебные решения и передать дело на новое судебное рассмотрение;

отменить приговор суда апелляционной инстанции и передать дело на новое апелляционное рассмотрение;

отменить определение суда кассационной инстанции и все последующие судебные решения и передать дело на новое кассационное рассмотрение;

внести изменения в приговор, определение или постановление суда.

При рассмотрении дела в порядке надзора суд не связан доводами надзорных жалобы или представления и вправе проверить все производство по уголовному делу в полном объеме.

Если по делу осуждено несколько лиц, а надзорные жалоба или представление принесены только одним из них или только в отношении некоторых из них, то суд надзорной инстанции вправе проверить уголовного дела в отношении всех осужденных.

Суд при рассмотрении дела в порядке надзора может смягчить назначенное осужденному наказание или применить закон о менее тяжком преступлении, но не вправе усилить наказание, а равно применить закон о более тяжком преступлении.

Суд надзорной инстанции при рассмотрении уголовного дела не вправе устанавливать или считать доказанными факты, которые не были установлены в приговоре или были отвергнуты им; предрешать вопросы о доказанности или недоказанности обвинения, достоверности или недостоверности того или иного доказательства и преимуществах одних доказательств перед другими; принимать решения о применении судом первой или апелляционной инстанции того или иного уголовного закона и о мере наказания.

Суд надзорной инстанции, отменяя определение суда кассационной инстанции, не вправе предрешать выводы, которые могут быть сделаны судом кассационной инстанции при повторном рассмотрении данного уголовного дела.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: Увлечёшься девушкой-вырастут хвосты, займёшься учебой-вырастут рога 9819 —

| 7685 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Надзорное производство в гражданском процессе: сущность, стадии

Надзорное производство в гражданском процессе – последняя стадия, предусмотренная процессуальным законодательством. Она существовала еще со времени СССР. Однако сохранилась с учетом серьезных изменений. Насколько изменения удачные – отдельная тема для разговора.

В чем его значение

Надзорное производство в гражданском процессе последняя инстанция, в которой пробуют добиться справедливости в рамках страны. Также судьи, пересматривающие дела в рамках надзора, формируют практику, выражая мнение по наиболее интересным и значимым делам. В обзорах практики ВС РФ всегда присутствует отдельный раздел, посвященный результатам деятельности Президиума.

Однако практика и статистика показывают, что, несмотря на значение подобной инстанции, она пересматривает мизерный процент от всех заявлений, поступающих к ней.

Кроме того, юристы, представляющие интересы граждан, сталкиваются с игнорированием нижестоящими судами позиций, высказанных в рамках надзора. Судьи ВС РФ не исключение.

Соотношение с кассационной инстанцией

Надзорное производство в гражданском процессе часто смешивают с кассационной стадией. Они схожи, но все же имеют серьезные отличия. Их мы рассмотрим ниже. Надзорная жалоба направляется после того, как пройдены все иные инстанции. Закон оговаривает перечень судебных актов, которые разрешено обжаловать.

Какие решения пересматриваются

  • Решения, принятые по делам, в которых первой инстанцией служили суды субъектов, если ВС РФ пересматривал их в порядке апелляции.
  • Решения, принятые военными судами субъектов, если ранее пересматривались в рамках апелляции коллегией по военным делам ВС РФ.
  • Решения, рассмотренные в первой и апелляционной инстанции в ВС РФ.
  • Определения апелляционной коллегии.
  • Определения судебных коллегий по гражданским и военным делам, рассмотренным в рамках апелляции.
  • Определения судебных коллегий по гражданским и военным делам, выступивших в роли кассации.
Читайте так же:  Когда можно продать квартиру после вступления в наследство

Перечисленный перечень является закрытым. Его формулировка говорит о том, что сторона, желающая добиться пересмотра в надзорной инстанции в гражданском процессе, должна последовательно пройти все имеющиеся инстанции. В противном случае в изучении жалобы откажут, не рассматривая ее по существу.

Кто вправе обратиться

Сторона по делу, лицо, не принимавшее участия, но чьи интересы затронуты. От имени прокуратуры выступает Генеральный прокурор или его заместители.

Изучение приемлемости жалобы

Как организовано производство надзорной инстанции в гражданском процессе? Жалоба не принимается к рассмотрению автоматически. Вначале ее изучает судья из Президиума.

В его компетенцию входит принятие решения о возможности открытия производства. Для принятия решения по жалобе судья вправе истребовать дело, чтобы подробнее изучить материалы.

Также исследуется соответствие жалобы формальным признакам (оформление, уплата государственной пошлины и т. д.), не пропущен ли срок на подачу.

В первом случае судья выносит определение, которым отказывает в открытии производства либо соглашается с ним.

Во втором случае, если пропущен срок на отправку жалобы, судья либо восстанавливает его по просьбе стороны, либо не соглашается с этим.

Жалобы заинтересованных лиц на отказы

Интересно, что восстановление срока или отказ в этом могут обжаловать и заявитель, и обвиняемая сторона.

Если же в открытии дела отказано по существу, то жаловаться на определение вправе только заявитель. Председатель Верховного суда вправе лишь отменить решение об отказе в открытии дела, но не может отменить решение об открытии производства.

Заявление на определение на имя председателя направляется в форме отдельной жалобы. Таким образом, особенность надзорного производства в гражданском процессе – участие председателя в принятии промежуточных решений по жалобе.

Основания для отмены

Кассационное производство открывается при условии нарушения процессуальных и материальных норм. Запрещается ставить вопрос о переоценке фактов, незаконности отказа приобщения новых доказательств на ранних этапах разбирательства.

В суде надзорной инстанции в гражданском процессе законом дан следующий перечень оснований для открытия дела:

  • нарушены права и свободы, гарантированные Конституцией и международными правовыми документами;
  • затрагиваются права и свободы неопределенного числа лиц (чаще всего речь идет о делах, открытых по инициативе прокуратуры);
  • нарушено единство практики (игнорирование постановлений ЕСПЧ, КС РФ, постановлений пленумов и постановлений, принятых ранее в рамках надзора).

Таким образом, сущность надзорного производства в гражданском процессе в восстановлении нарушенных прав и свобод и в сохранении единства судебной практики.

Процедура рассмотрения

Дело рассматривается Президиумом в полном составе. Если ранее председатель или его заместитель принимали решение по делу (восстановили срок или передали материалы для рассмотрения), то их участие в деле исключается.

Докладчик сообщает суду существо дела, суть доводов жалобы. Стороны или лица, по мнению которых решением затрагиваются их права, вызываются, и их отсутствие никак не влияет на процесс. Они вправе дать разъяснения после доклада.

Решение принимается голосованием. Если мнение судей разделилось поровну, жалоба считается отклоненной.

Подача жалобы через председателя

Рассмотрение вправе инициировать председатель суда либо его заместитель. В этом случае сроки подачи — 6 месяцев. Жалоба подается на имя Председателя.

В случае передачи дела в Президиум председатель или его заместитель в разбирательстве участия принимать не может.

Основания для подачи жалобы – нарушение фундаментальных гарантий (доступ к правосудию, справедливое разбирательство) или их существенное ограничение.

Рассмотрение производится согласно вышеописанным правилам.

Результаты рассмотрения

Говоря кратко, возможны следующие варианты:

  • отмена всех решений и принятие нового;
  • оставление в силе одного из ранее принятых актов;
  • отмена решений с направлением дела в одну из нижестоящих инстанций.

В последнем случае в постановлении считается обязательной часть с толкованием норм материального права. Надзорной инстанцией не могут устанавливаться либо считаться недоказанными обстоятельства, не принятые судами первой и апелляционной инстанцией. Запрещено оценивать достоверность доказательств и их соотношение.

В заключение

Фактически законом предусматриваются дополнительные стадии надзорного производства в гражданском процессе за счет участия председателя. Одновременно с этим он может и не использовать исключительные полномочия. Такова особенность производства в суде надзорной инстанции в гражданском процессе.

ОСОБЕННОСТИ КАССАЦИОННОГО И НАДЗОРНОГО ПРОИЗВОДСТВА В УГОЛОВНОМ ПРОЦЕССЕ

Кассационное производство подвергалось множественному ряду изменений. Впервые после 1917г. кассационное производство оказалось направленным исключительно на проверку правильности применения уголовного и уголовно — процессуального закона. Кассационное производство снова стала не судом по делу, а судом по судебной деятельности, «судом над судом». Но с 1 января 2013 г. новинкой стало отнесение к предмету судебного разбирательства новый порядок кассационного производства, урегулированный нормами гл. 47.1 УПК РФ, предназначен для проверки законности вступивших в законную силу приговора и иных судебных решений. Такие судебные решения являются предметом проверки и в суде надзорной инстанции гл. 48.1 УПК РФ. По сравнению с прежней кассационной и надзорной инстанции ранее к предмету судебного разбирательства относилась и несправедливость приговора, но с последними изменениями данная возможность отсутствует. Сущность веденных изменений еще предстоит оценить на практике.

[1]

К предмету кассационного обжалования, относится проверка приговора, определения или постановления суда, на основании кассационных жалоб и кассационных представлений, для проверки его законности. В данном случае к законности относится проверка наличия или отсутствия существенных нарушений уголовно- процессуального закона, который искажает саму суть судебного акта. Нужно отметить, что к предмету надзорного обжалования, так же относится проверка на законность приговора. Из этого следует, что в кассационном и надзорном обжаловании один и тот же предмет.

Новейшая схема пересмотра решений, вступивших в законную силу, фактически в большой мере оставила «старый» надзорный пересмотр; тем не менее если ранее надзорных инстанций в УПК РФ было три — президиум областного (краевого, республиканского и т.п.) суда либо окружного (флотского) суда, далее Судебная коллегия по уголовным делам (или Военная коллегия) Верховного Суда РФ и Президиум ВС РФ — то сейчас первые две из них переименованы и начали называться кассационными, надзорной же инстанцией остался лишь Президиум Верховного Суда РФ.

Принесенные трансформации повлекли надобность указать в законе отдельно нормы кассационного и отдельно нормы надзорного пересмотра, но фактически они очень схожи, так что новые главы 47.1 и 48.1 УПК РФ во многом дублируют друг друга. Но разница в терминологии кассационного и надзорного производства полагает, что глубинное некоторое различие есть.

Читайте так же:  Может ли бабушка оформить опеку над внуками и что для этого нужно

Хотелось отметить, что при сравнении старого законодательства с новым, можно заметить, что значительным изменением они не подверглись, в старом законе указанно: если приговор не был обжалован в «прежнем» кассационном порядке до вступления в законную силу — надзорная жалоба подавалась в президиум этого же суда, далее было возможно надзорное обжалование в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ и наконец в Президиум ВС РФ — итого 3 возможности; если же приговор был обжалован в «прежнем» кассационном порядке (в Судебную коллегию ВС РФ) до вступления в законную силу, то первые две возможности очевидным образом отпадали, оставалась лишь последняя.

Итак, число возможностей (и инстанций) было различным, но отличие было чисто количественным, поскольку все инстанции реализовывали именно надзорное производство.

Теперь же возможности и порядок обжалования в соответствии с ч. 2 ст. 401.3 и ч. 3 ст. 412.1 УПК РФ фактически те же, но именуются только они по-иному: если приговор не обжалован в апелляционном порядке — кассационная жалоба подается в президиум этого же суда, далее возможно кассационное обжалование в Судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда РФ и надзорное обжалование в Президиум ВС РФ — те же 3 возможности; если приговор был обжалован в апелляционном порядке (в Судебную коллегию ВС РФ), первые две возможности вновь отпадают, и остается лишь последняя.

Следовательно, передел перемен поверг к тому, что теперь некоторые судебные решения вообще не могут быть пересмотрены в «новом» кассационном порядке, причем открыто в кодексе, об этом не указано. Разница стала не количественной, а качественной. Ведь ответа на поставленный вопрос: «А зачем нам нужны эти изменения?» — так и не нашло своего отражения, на мой взгляд, поискам глубокого смысла выработанных изменений будет посвящено множество диссертационных исследований.

Важнейшим отличительным признаком надзорного порядка является то, что находясь похожим с кассационным порядком, представляет собой своеобразное производство по признаку подсудности надзорных жалоб и представлений единственному в государстве суду надзорной инстанции — Президиуму Верховного Суда РФ.

Как было отмечено выше, новый кассационный порядок повторил прежний надзорный. Кассационное производство может осуществляться последовательно в системе сменяющихся кассационных инстанций, которыми выступают судебные органы вертикали судов общей юрисдикции: 1) Президиум судов уровня субъектов Российской Федерации; 2) Судебная коллегия по уголовным делам и Военная коллегия Верховного Суда Российской Федерации (ч. 2 ст. 401.3 УПК РФ).

Таким образом, неоднократность кассационной проверки приговора или иного судебного решения становится признаком, свойственным только кассационному производству. Данное положение, безусловно, обеспечивает определенный запас крепости результатам кассационного производства и рельефно выделяет его место в системе судебно — проверочного производства.

Принцип правовой определенности — один из главных аспектов верховенства права, который призывает, чтобы принятое судом окончательное решение не могло быть оспорено. Главным его смыслом выступает недопустимость повторного рассмотрения уже рассмотренного дела. Этим докатываются правовая безопасность и правая стабильность в обществе, тем самым в обществе проявляется устойчивость и стабильность вынесенных судом и зафиксированных в судебном акте уголовно — правовых отношений, признание окончательно законченным конфликтом между гражданином и государством по поводу совершенного преступления.

На основании выше изложенного, следует, что ни одна сторона в деле, не имеет права требовать пересмотра уже окончательного и вступившего в законную силу судебного постановления либо приговора, только потому, что сторона желает проведения повторного судебного слушания и получения нового постановления, либо приговора. Требовать пересмотра уже вступившего в законную силу судебное постановление либо приговор возможно в том случаи, если были нарушены нормы уголовного или уголовно – процессуального закона, но проблема заключается в том, что очень сложно отличить «существенные нарушения уголовного или уголовно – процессуального закона, который повлияли на исход дела».

Для возвращенного дела в нижестоящий суд, решение Президиума Верховного суда является обязательным. Следует отметить, что суд надзорной инстанции не имеет права устанавливать или давать оценку доказательствам которые не были установлены либо были отклонены судом первой или апелляционной инстанции, также суд надзорной инстанции не вправе решать вопросы допустимости, достоверности, а в совокупности достаточности или недостаточности доказательств, так же решать вопрос или давать совет, какое решение должно быть принято судом при новом рассмотрении дела.

В заключении хотелось отметить, что кассационное и надзорное производство заметно усложнено тем, что нормы двух инстанций по сути очень схоже и дублируют друг друга, из этого следует, что они требуют дальнейшего усовершенствования и уточнения.

Список литературы

1. Уголовно — процессуальное право. Актуальные проблемы теории и практики. Учебник для магистров. 2-ое изд. переработанное и дополненное// под ред. В.А. Лазаревой, А.А. Тарасова. М.: Юрайт, 2013.

2. Белкин А.Р. УПК РФ: нужны ли перемены? М.: Норма, 2013.

3. Белкин А.Р.: О некоторых странностях кассационного и надзорного производства.

4. Лазарева В.А. Апелляция, кассация, надзор: анализ формы // Апелляция, кассация, надзор: новеллы ГПК РФ и УПК РФ / под общ. ред. Н.А. Колоколова. М.: Юрист, 2011.

Видео (кликните для воспроизведения).

5. Давыдов В.А. Возобновление судопроизводства ввиду новых или вновь открывшихся обстоятельств: теория и практика исправления судебных ошибок. М., 2012.

Источники


  1. Виктор, Дмитриевич Перевалов Теория государства и права 5-е изд., пер. и доп. Учебник и практикум для прикладного бакалавриата / Виктор Дмитриевич Перевалов. — М.: Юрайт, 2016. — 690 c.

  2. Троицкий, Н. А. Корифеи российской адвокатуры: моногр. / Н.А. Троицкий. — М.: Центрполиграф, 2015. — 416 c.

  3. Басовский, Л.Е. История и методология экономической науки. Учебное пособие. Гриф МО РФ / Л.Е. Басовский. — М.: ИНФРА-М, 2017. — 773 c.
Производство в суде надзорной инстанции особенности процесса
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here