Проверки, проводимые трудовой инспекцией

Статья на тему: "Проверки, проводимые трудовой инспекцией" от профессионалов для людей. Если у вас возникнут вопросы, то можете их задать дежурному специалисту.

Как трудовая инспекция проводит плановые проверки в 2019 году

Для проверки предприятий любой форм собственности на их соответствие трудового законодательству созданы специальные государственные органы. Их цели, а также регламент, основания и принципы осуществления проверок закреплены в надзорном законодательстве.
Что проверят на выездной проверке трудовой инспекции? Какие документы необходимо подготовить?

Что проверяет трудовая инспекция

В соответствии со ст. 353 ТК РФ и 356 ТК РФ, трудовая инспекция проверят выполнением работодателями норм трудового законодательства.
Проводят проверки предприятий все форм собственности территориальные отделения Государственной трудовой инспекции. Проверки регулируются нормами ТК РФ, Федеральным законом № 294 «О защите прав юридических лиц и ИП при осуществлении государственного и муниципального контроля», а также Постановлением Правительства РФ № 875.
На местном и региональном уровне также есть свои законодательные нормы, которые относятся к проверкам от трудовой инспекции.

Инспекторы не могут проводить проверки предприятий в любое удобное для них время. Другое дело, что проверки могут быть плановыми и внеплановыми. Но для любой проверки нужны веские основания.

  • С момента последней проверки прошло уже 3 года
  • С момента государственной регистрации предприятия уже прошло уже 3 года
  • С момента государственной регистрации ИП прошло уже 3 года

Однако проверяющие не имеют права озвучивать причины проведения плановой проверки.

Для проведения внеплановой проверки трудовой инспекцией необходимо более веское основание. Как правило, они проводятся по «сигналу» от работников предприятия о различного рода нарушениях ТК РФ.
К основаниям для внеплановой проверки работодателя трудовой инспекцией могут относиться:

  • Письменное обращение работника, сигнализирующее нарушение работодателем его трудовых прав
  • Письменный запрос от работника о проведении трудовой ревизии условий труда на конкретном рабочем месте
  • Получение заявлений о нарушении трудовых норм, которые могут нанести вред жизни и здоровью работников. В данном случае, заявление может поступить не только от работников, но и от посторонних лиц
  • Срок для исправления нарушений по предписанию трудовой инспекции истёк
  • Запрос прокурора, Правительства РФ или лично Президента о проведении внеплановой проверки на данном предприятии. Приказ о проведении такой проверки издаётся лично руководителем территориального подразделения Государственной инспекции по труду

Какие документы проверяет трудовая инспекция при плановой проверке

Перечень документов для проверки трудовой инспекцией законодательно не закреплён. Кроме того, он не зависит от того, плановая проводится проверка или внеплановая.
Трудовые инспекторы, в ходе проведения проверки, имеют право затребовать и проверить любые документы работодателя, имеющие отношение к труду.
Работодатель обязан предъявить оригиналы всех документов для трудовой инспекции, в том числе доказательства того, что сотрудники были ознакомлены с данными документами должным образом. То есть, работодатель должен предъявить также и подписи журналов.

Все документы, которые могут проверить инспекторы можно условно разделить на 3 больших группы. Это:

[2]

1. документы кадровой службы. Это:

  • устав
  • учредительные документы
  • трудовые договоры
  • трудовые книжки
  • коллективные договоры
  • личные карточки сотрудников
  • должностные инструкции
  • штатное расписание
  • приказы по кадрам
  • больничные листы
  • графики отпусков
  • табель учёта рабочего времени
  • положения об оплате труда и премировании
  • журналы регистрации входящих и исходящих документов
  • другие документы, имеющие отношение к кадровой службе

2. бухгалтерские документы. Это:

  • платёжные ведомости по оплате труда
  • расчётные листки
  • лицевые счета
  • другие документы, имеющие отношение к трудовым выплатам

3. документы по охране труда. Это:

  • положение о персональных данных
  • инструкции, связанные с охраной труда
  • положения об аттестации
  • документы об обучении работников
  • документы о медосмотрах работников
  • журнал инструктажа по технике безопасности
  • журнал регистрации несчастных случаев
  • другие документы, имеющие отношение к охране труда

Какой период проверяет трудовая инспекция при плановой проверке

Какие года обычно проверяет трудовая инспекция? Плановая проверка проводится 1 раз в 3 года. Соответственно инспекторы проверяют все документы за последние 3 года, прошедшие с момента последней проверки.

Внеплановые проверки могут быть проведены в любое время. При этом Роструд должен уведомить предприятия за 3 дня до начала проверки. Проверяются все документы за период, который прошёл с момента последней проверки.

Проверка не может длиться более 20 дней, а для филиалов установлен срок – 60 дней. Для предприятий малого бизнеса и микропредприятий срок соответственно 50 часов и 15 часов.

Проверка трудовой инспекции малого предприятия — пошаговая инструкция

Предприятия малого бизнеса нельзя проверять в течение 3-ёх лет с момента государственной регистрации.

  • локальные нормативные акты, которыми малые предприятия часто пренебрегают
  • все кадровые документы должны изначально составлять и оформлять «на чистовик». Не стоит оставлять это «на потом». Но, в любом случае, нужно проверить все документы, которые имеют отношение к кадрам – приказы о приёме на работу и об увольнении, приказы об отпусках и премировании, должностные инструкции. С каждым таким документов работник должен быть ознакомлен лично. Его подпись должна стоять не только на приказе или должностной инструкции, но и должна быть в журнале ознакомления
  • все исходящие и входящие документы должны быть зарегистрированы
  • проверить наличие и «заполненность» всех трудовых книжек
  • Проверить все расчётные ведомости по заработной плате и премированию. Они должны быть подписаны работодателем или лицом, которое уполномочено это делать

[3]

Стоит понимать, что инспектор найдёт нарушение. Это происходит практически всегда. Он должен будет вынести предписание, в котором будут чётко расписаны обнаруженные нарушения, а также сроки для их устранения.
Кроме того, в предписании должна быть указана дата совершения нарушения и ссылка на закон, который указывает, что это именно нарушение.

Читайте так же:  Законны ли приезды свекрови для встречи с внучкой в загородный дом моих родителей

Все указанные в предписании нарушения необходимо исправить в кротчайшие сроки. Инспектор может поверить руководителю на слово, но может и прийти с повторной проверкой.
Если нарушения не будут исправлены, то инспектор имеет право вынести решение о привлечении работодателя и должностных лиц к административной ответственности по ст. 5. 27 КоАП РФ и 5. 27. 1 КоАП РФ. Санкции по этим статьям – штраф. Дело будет рассмотрено в течение 15м дней после вынесения решения о назначении штрафа.

Кроме предписания, по окончанию проверки инспектор составляет акт в 2-ух экземплярах. Один – у инспекторов, другой – у проверенной компании.
Если работодатель не согласен с решением трудовых инспекторов, то его можно обжаловать в судебном порядке.

Проверка трудовой инспекции по жалобе работника

Проведение проверки органами трудовой инспекции по жалобе работника происходит с целью защиты прав сотрудников. Уполномоченные должностные лица трудовой инспекции, получившие жалобу от работника, проверяют, как работодатель соблюдает предписания трудовых норм. Инспекторы выясняют, придерживается ли начальство действующих правил по охране труда и специально выданных предписаний об устранении ранее выявленных нарушений.
При внеплановой проверке трудовая инспекция проверяет правильность проведения руководством организации профилактических мероприятий, направленных на сокращение риска нарушения норм трудового законодательства.

Внеплановые проверки, организованные по заявлению граждан могут проходить с уведомлением или без предварительного уведомления работодателя.
Важным условием для назначения внеочередной проверки является верное составление жалобы сотрудником, чьи права были нарушены. Среди главных требований, предъявляемых к письменным жалобам граждан, трудовые инспекторы называют наличие сведений, касающихся:

  • ФИО заявителя, пострадавшего от противозаконных деяний (действий или бездействий), решений работодателя;
  • адрес гражданина, чьи трудовые права были нарушены начальником;
  • наличие сведений о нарушении норм трудового законодательства.

Основания для внеплановой проверки трудовой инспекции

Как указано в ст. 360 ТК РФ, основанием для организации контрольных мероприятий по проверке соблюдения интересов рабочего коллектива является:

  • окончание периода, отведенного начальству организации для исполнения властных предписаний;
  • передача информации об отступлении от действующего трудового законодательства государственными органами;
  • получение сотрудником трудовой инспекции обращений и заявлений от заинтересованных граждан, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и работников предприятия;
  • поступление запроса от персонала компании на проверку трудовых условий на рабочих местах;
  • передача распоряжения или приказа от руководства, изданного для исполнения соответствующего поручения Правительства РФ или Президента РФ;
  • получение требования прокурора в связи с обращением гражданина.

Если проверка проводится на основании акта прокурора, то уполномоченный сотрудник трудовой инспекции:

  • незамедлительно извещает органы прокуратуры о принятии мер по письменному требованию;
  • проводит срочную проверку без предварительного согласования с органами прокуратуры;
  • совершает необходимые контрольные меры без предупреждения работодателя, подлежащего проверке.

Частой причиной для организации проверки является заявление сотрудников предприятия. Согласно ФЗ от 26.12.2008 г. N 294-ФЗ персонал может пожаловаться на:

  • наличие угрозы жизни и здоровью людей и животных, угрозы причинения вреда растительной среде, а также ценным объектам культурного наследия;
  • риск подрыва безопасности государства;
  • рост вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера;
  • фактическое причинение вреда жизни и здоровью лиц, состоянию растений и животных, безопасности государства;
  • отступление от норм, регламентирующих права потребителей.

Как проходит проверка трудовой инспекции

Контрольные мероприятия осуществляются должностными лицами федеральной инспекции труда. Согласно ст. 359 ТК РФ эти государственные служащие являются полномочными представителями государства, которым гарантирована защита и независимость. Сотрудники трудовой инспекции осуществляют свои полномочия при строгом соблюдении российского законодательства. Инспекции не подконтрольны иным государственным органам или должностным лицам.
Если должностные лица принимают решение об организации контрольных мероприятий, они выбирают вид предстоящей проверки, которая может быть:

Органы трудовой комиссии осуществляют согласование предстоящих проверок работодателей с прокуратурой. Уведомление проходит путем направления:

  • письменного сообщения в день подписания приказа о проведении проверки;
  • электронного документа, содержащего усиленную квалифицированную электронную подпись.

Рассмотрев полученное заявление (в течение одного дня, следующего за моментом получения документа) прокурор выносит одно из следующих решений:

  • о согласовании проведения проверки;
  • об отказе в согласовании проведения контрольных мероприятий.

Полномочия трудовой инспекции при внеплановой проверке

Совершая надзорные действия за соблюдением трудовых норм государственные инспекторы, имеющие удостоверения установленного образца, имеют право:

При выполнении контроля исполнения российского законодательства инспекторы должны сохранять в секрете сведения, признанные государственной, служебной, коммерческой тайной. Не допускается распространение информации о заявителе, чья жалоба стала основанием для проведения проверки, если гражданин возражает против сообщения этих данных.

Работник инспекции не может требовать от работодателя юридических бумаг, образцов продукции или проб обследования объектов производственной среды, если они не входят в перечень предметов проверки. Отбирать образцы для исследования инспекторы вправе после составления соответствующего протокола.

Энциклопедия решений. Проверки трудовой инспекцией

Проверки трудовой инспекцией

Федеральный государственный надзор за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, осуществляет федеральная инспекция труда (часть первая ст. 353 ТК РФ). «Федеральная инспекция труда» не является наименованием какого-либо определенного государственного органа власти, а представляет собой единую централизованную систему, состоящую из Федеральной службы по труду и занятости (Роструда) и его территориальных органов (государственных инспекций труда) (часть первая ст. 354 ТК РФ). Государственная инспекция труда имеется в каждом субъекте РФ.

Надзор за соблюдением трудового законодательства трудовая инспекция осуществляет посредством (абзац второй части первой ст. 356 ТК РФ):

— выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений;

— составления протоколов об административных правонарушениях в пределах полномочий, подготовки других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Читайте так же:  Как увеличить уставной капитал ооо – порядок действий и необходимые документы

Кроме того, государственная инспекция труда осуществляет рассмотрение дел об административных правонарушениях (абзац четвертый части первой ст. 356 ТК РФ).

Проверкой является совокупность мероприятий, проводимых органом государственного контроля (надзора) в отношении юридического лица (индивидуального предпринимателя) для оценки соответствия осуществляемых им деятельности или действий (бездействия) требованиям закона (п. 6 ст. 2 Федерального закона от 26.12.2008 N 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля», далее — Закон N 294-ФЗ).

Проверки соблюдения работодателями трудового законодательства проводят непосредственно трудовые инспекторы государственных инспекций труда. Проверки подразделяются на плановые и внеплановые (ст.ст 9, 10 Закона N 294-ФЗ). Плановой является проверка, проводимая трудовой инспекцией с определенной периодичностью и только на основании утвержденного плана, который в свою очередь составляется с применением риск-ориентированного подхода (ст. 8.1 Закона N 294-ФЗ, постановление Правительства РФ от 17.08.2016 N 806). Внеплановой же является проверка, проводимая трудовой инспекцией независимо от времени проведения предыдущей проверки при возникновении соответствующих оснований.

В свою очередь, и плановые, и внеплановые проверки проводятся в форме документарных и выездных проверок (ст. 11 и ст. 12 Закона N 294-ФЗ). Документарная форма проведения проверки означает, что инспектор будет исследовать только документы работодателя без выезда к нему. Выездная проверка также подразумевает ее проведение на основе представленных работодателем документов и письменной информации, но она уже будет проходить по месту нахождения работодателя.

В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 8.2 Закона N 294-ФЗ в целях профилактики нарушений трудового законодательства Роструд приказом от 30.12.2016 N 538 утвердил перечни правовых актов, соблюдение которых оценивается при проведении трудовой инспекцией проверок работодателей.

Общее ограничение срока проведения каждой проверки трудовой инспекцией составляет 20 рабочих дней (ч. 1 ст. 13 Закона N 294-ФЗ). Однако если инспектором проводится документарная проверка, то в определенных случаях он вправе перевести её в выездную (ч. 10 ст. 11 Закона N 294-ФЗ). В этом случае срок всей проверки будет составлять 40 рабочих дней.

Кроме того, о предстоящем проведении плановой проверки (документарной и выездной) и, в некоторых случаях, внеплановой выездной проверки работодатель должен быть уведомлен трудовой инспекцией заранее (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ, часть девятая ст. 360 ТК РФ).

Трудовое законодательство не устанавливает ни срока обращения работника в трудовую инспекцию, ни ограничений по временному периоду, который может быть проверен трудовой инспекцией в рамках проведения проверки. Поэтому вне зависимости от того, сколько времени прошло с момента обнаружения работником нарушения его трудовых прав, он вправе подать жалобу, а инспекция — провести проверку по этой жалобе и запросить у работодателя необходимые для проведения проверки документы за любой период, в том числе и в отношении уже уволившегося работника. А при выявлении нарушений трудового законодательства, в целях защиты трудовых прав работников выдать работодателю обязательное для исполнения предписание*(1) об устранении этих нарушений.

Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении проверок трудовой инспекцией установлены Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденным приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 30.10.2012 N 354н. Кроме того, контрольные (надзорные) полномочия трудовой инспекции регламентированы и рядом нормативных правовых актов, которыми также руководствуются инспекторы при проведении проверок:

— Конвенцией Международной организации труда N 81 об инспекции труда (1947) и Протоколом к ней (1995);

— Положением о федеральном государственном надзоре за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утв. постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 N 875 (далее — Положение N 875);

[1]

— Методическими рекомендациями по применению должностными лицами государственных инспекций труда Закона N 294-ФЗ, утв. приказом Роструда от 24.01.2011 N 14.

*(1) Несмотря на то, что срок обращения в трудовую инспекцию законодательно не установлен, Верховный Суд РФ в определении от 28.06.2006 N 11-В06-8 сформулировал позицию, согласно которой инспектор труда, действуя в интересах работника, также как и сам работник должен соблюдать сроки для рассмотрения трудового спора, установленные ст. 392 ТК РФ. Поэтому предписание трудовой инспекции по жалобе работника, поданной им по истечении сроков, установленных ст. 392 ТК РФ: по спорам о невыплате заработной платы — 1 года, по спорам об увольнении — месячного срока, по иным спорам — трехмесячного срока, с большой вероятностью будет отменено при его обжаловании работодателем (апелляционное определение СК по гражданским делам Суда Ханты-Мансийского автономного округа от 13.01.2015 по делу N 33-190/2015, апелляционное определение СК по административным делам Челябинского областного суда от 02.12.2014 по делу N 11-12886/2014, определение Московского городского суда от 04.07.2013 N 4г-5887/13)

Энциклопедия решений. Процедура проведения проверки трудовой инспекцией

Процедура проведения проверки трудовой инспекцией

Порядок и сроки выполнения административных процедур при проведении проверок трудовой инспекцией установлены Регламентом N 354н. Кроме того, порядок организации и проведения трудовой инспекцией проверок по отдельным тематикам устанавливается:

— Административным регламентом по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением установленного порядка расследования и учета несчастных случаев на производстве, утв. приказом Минздравсоцразвития РФ от 21.09.2011 N 1065н;

Видео (кликните для воспроизведения).

— Административным регламентом по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением требований, направленных на реализацию прав работников на получение обеспечения по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также порядка назначения, исчисления и выплаты пособий по временной нетрудоспособности за счет средств работодателей, утв. приказом Минздравсоцразвития от 07.11.2011 N 1325н;

— Административным регламентом исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению государственного контроля (надзора) за соблюдением требований законодательства Российской Федерации о специальной оценке условий труда, утв. приказом Минтруда РФ от 21.04.2017 N 377н.

Читайте так же:  Порядок подачи заявления на расторжение брака через загс и суд

Юридическим фактом, являющимся основанием для начала проведения каждой проверки, является распоряжение руководителя государственной инспекции труда (его заместителя) о проведении проверки в отношении конкретного юридического лица или индивидуального предпринимателя, составляемое по типовой форме, утвержденной приказом Минэкономразвития России от 30.04.2009 N 141 (ч. 1 ст. 14 Закона N 294-ФЗ, п.п. 44, 67 Регламента N 354н).

Государственные инспекторы труда вправе проводить проверку только на основании соответствующего распоряжения и только во время исполнения ими служебных обязанностей (п.п. 3, 4 ст. 18 Закона N 294-ФЗ). Именно распоряжение является тем документом, которым уведомляется работодатель о начале проведения проверки в случаях, когда такое уведомление необходимо (ч. 12 ст. 9, ч. 16 ст. 10 Закона N 294-ФЗ).

После того как руководителем (заместителем руководителя) трудовой инспекции издано распоряжение о проведении проверки и назначено должностное лицо, уполномоченное на проведение проверки, следующим этапом проведения как для документарной, так и для выездной проверки является истребование у работодателя соответствующих документов и информации, необходимых для её проведения (абзац третий части первой ст. 357 ТК РФ).

Перед представлением документов в трудовую инспекцию работодатель может предварительно самостоятельно проверить сведения, содержащиеся в кадровых документах, на предмет соответствия требованиям трудового законодательства с помощью электронного сервиса Роструда «Электронный инспектор» на сайте онлайнинспекция.рф

Когда запрашиваемые документы и письменная информация представлены работодателем в полном объеме и на их основании можно сделать документально подтвержденные выводы относительно нарушений трудовых прав работников, по окончании их исследования инспектором составляются документы, оформляющие результаты проведенной проверки (акт проверки, предписание).

После 1 января 2018 г. плановые проверки работодателей категории умеренного риска должны проводиться только с использованием проверочных листов (так называемых чек-листов), а после 1 июля 2018 года с использованием чек-листов будут проводиться абсолютно все плановые проверки (п. 2 постановления Правительства РФ от 08.09.2017 N 1080). При этом предмет плановой проверки будет ограничен перечнем вопросов, включенных в чек-лист (абз. 4 п. 8 Положения N 875). Проверочные листы утверждены приказом Роструда от 10.11.2017 N 655.

Внеплановая проверка трудовой инспекции — основания

Проверки государственной инспекции труда: виды и документы, регламентирующие их проведение

Основными правовыми документами, регламентирующими возможность и порядок проведения проверки Государственной инспекцией труда (далее — ГИТ), являются:

  • Трудовой кодекс РФ от 30.12.2001 № 197-ФЗ;
  • ратифицированная законом от 11.04.1998 № 58-ФЗ Женевская конвенция Международной организации труда «Об инспекции труда в промышленности и торговле» № 81;
  • положение «О федеральном госнадзоре…», утвержденное постановлением Правительства РФ от 01.09.2012 № 875;
  • закон «О защите прав…» от 26.12.2008 № 294-ФЗ (далее — закон № 294);
  • иные нормативные акты.

Ст. 360 ТК РФ определено, что проверки, осуществляемые ГИТ, подразделяются на 2 вида:

Плановые проверки, как следует из самого названия, назначаются и проводятся по установленному графику, который ежегодно утверждает уполномоченный госорган. По общему правилу их проведение невозможно чаще 1 раза в 3 года. Больше информации об этом размещено в статье «Плановая проверка юридических лиц и индивидуальных предпринимателей».

Если же проверка проводится не по установленному графику, то она является внеплановой проверкой трудовой инспекции. Для назначения такого вида проверки нужны определенные основания, в противном случае она будет незаконной.

В каких случаях возможна внеплановая проверка

Внеплановые проверки государственной инспекции труда законно могут проводиться только при наличии какого-либо из следующих оснований:

  1. Окончание выданного ранее госинспекцией предписания, в соответствии с которым работодателю был установлен срок для устранения нарушения. Такое предписание может быть выдано как в результате ранее проведенной плановой проверки, так и внеплановой, проведенной ранее по другому основанию. Подробнее об этом акте трудовой инспекции читайте в статье «Предписания государственных инспекторов труда».
  2. Издание распоряжения руководителя ГИТ о проведении проверки. Такое распоряжение или приказ могут быть, в свою очередь, вынесены при наличии соответствующего поручения Правительства РФ или Президента РФ. Также распоряжение выносится по требованию прокурора, осуществляющего надзор.
  3. Поступление в ГИТ от работника заявления, в соответствии с которым тот просит проверить условия его работы, соответствие требований охраны труда нормам законодательства, а также обеспечение работодателем иных прав, предусмотренных ст. 219 ТК РФ.

Другие основания для внеплановой проверки

Помимо перечисленных выше причин для неожиданного визита госинспектора труда, основания для внеплановой проверки трудовой инспекции могут быть следующими:

  1. Поступление в госинспекцию труда жалобы работника, из которой следует, что работодатель нарушает его трудовые права.
  2. Получение инспекцией информации о том, что работодатель не заключает трудовые договоры либо заключает, но с нарушениями норм ТК РФ.
  3. Информирование ГИТ о том, что конкретный работодатель не выплачивает зарплату работникам (в том числе частично или меньше установленного минимума) или не выполняет нормы трудового права, в том числе создает опасность для жизни и здоровья работников. Источником информации при этом могут служить не только обращения граждан или юрлиц, поступившие в инспекцию, но и сведения, направленные из других госструктур, органов, а также полученные из СМИ.

Названные в настоящем разделе основания отличны от предыдущих тем, что госинспектору запрещено уведомлять проверяемое лицо о назначении и проведении выездной проверки. Этот нюанс является ответом на вопрос некоторых работодателей о том, почему их заранее не предупредили о процедуре.

Последние 2 основания, помимо этого, не требуют обязательного согласования с органами прокуратуры — достаточно их извещения. Выезд госинспектора при поступлении соответствующей информации должен быть произведен незамедлительно, однако сначала должен быть издан соответствующий приказ руководителя ГИТ.

Общие положения о проверке по жалобе работника

Внеплановая проверка трудовой инспекции по жалобе работника может проводиться как без выезда, так и с выездом на место исполнения трудовых обязанностей или иное место, где находятся необходимые госинспектору документы, в том числе на место нахождения исполнительного органа (см. решение Октябрьского районного суда г. Красноярска от 29.09.2011).

Читайте так же:  Основные положения федерального закона о банкротстве

В любом случае выезд необходим, если инспектор удаленно не может:

  • удостовериться в том, что представленные ему проверяемым лицом документы содержат полную информацию и не являются недостоверными;
  • провести оценку деятельности проверяемого лица требованиям закона без личного посещения работодателя (см. ст. 12 закона № 294).

Ст. 358 ТК РФ предусмотрена обязанность госинспектора сохранять в тайне сведения о личности подателя жалобы и не разглашать их работодателю даже после ухода со службы в ГИТ.

Проведение проверки по жалобе работника должно быть в обязательном порядке согласовано с органами прокуратуры, за исключением указанных выше случаев, предусмотренных ч. 8 ст. 360 ТК РФ. Решение об этом принимается в течение 1 рабочего дня. Условия и порядок такого согласования, а также обстоятельства, при которых согласование недопустимо, указаны в приказе Генеральной прокуратуры РФ от 27.03.2009 № 93.

Стоит принять во внимание, что жалоба работника не может быть отозвана, так как данная процедура не предусмотрена законодательством. Даже в случае получения заявления об этом ГИТ обязана будет рассмотреть жалобу по существу.

Возможность проверки по анонимному обращению

Не может быть назначена и проведена проверка по анонимной жалобе. При наличии сомнений госинспектор должен проверить авторство жалобы, если оно не подтвердится — это основание для отказа в ее рассмотрении. Жалобы, переданные ГИТ посредством интернет-ресурсов, могут быть рассмотрены, если такие ресурсы предусматривают авторизацию и идентификацию пользователя и тот ее прошел.

В случае если проверка госинспекции труда инициирована по заявлению лица, не являющегося и никогда не являвшегося работником организации, на которую подана жалоба, а также если его жалоба не связана с защитой его трудовых прав или сообщением о нарушениях трудового законодательства, то такая проверка будет считаться незаконной, а привлечение к ответственности по ее результатам будет невозможно, поскольку такая незаконная процедура не может быть положена в основу вины (см. решение Уссурийского районного суда от 27.09.2017 по делу № 12-147/2017).

Документарная проверка

Особенность данного вида проверки состоит в том, что она осуществляется госинспекторами на своем рабочем месте. В первую очередь они проверяют документы работодателя, которые имеют в своем распоряжении, например акты проверок, проведенных ранее, их результаты, протоколы о привлечении к ответственности и т. п.

Внеплановая документарная проверка трудовой инспекции предполагает получение и иных документов, находящихся у работодателя. В случае такой необходимости:

  1. Инспектор запрашивает в письменной форме у работодателя нужные ему документы (к запросу должно прилагаться распоряжение о назначении документарной проверки).
  2. После получения запроса работодатель должен подготовить и направить в ГИТ требуемые документы (на это ему предоставляется 10 дней).
  3. В случае выявления каких-либо ошибок и несоответствий инспектор может потребовать от компании или ИП-работодателя представления письменных пояснений (на это также дается 10-дневный срок).

Для подтверждения обоснованности своих письменных пояснений работодатель может подкрепить их документами.

ВАЖНО! Документарная проверка может перейти в выездную, если госинспекторы обнаружат нарушения требований трудового законодательства.

ГИТ при проведении этого вида проверки может запрашивать у проверяемого лица только те документы, которые относятся к ее предмету. Если же документарная проверка окончилась назначением выездной, то в ходе последней госслужащие не вправе вновь требовать представления документов, которые ими уже запрашивались.

Выездная проверка

Этот способ проверки работодателя на предмет исполнения норм трудового законодательства осуществляется в соответствии с требованиями, установленными ст. 12 закона № 294. Внеплановая выездная проверка трудовой инспекции осуществляется в следующем порядке:

  1. Выезд на место проверки — по месту расположения (регистрации) работодателя или месту, где он ведет деятельность.
  2. Предъявление руководству работодателя служебного удостоверения, приказа руководства ГИТ о назначении проверки.
  3. Ознакомление руководства проверяемого лица с целями, задачами, основаниями проводимой процедуры.
  4. Ознакомление с мерами, которые планирует принять госинспектор, сроками и условиями проведения проверки (см. Административный регламент, утвержденный приказом Минтруда и соцзащиты от 30.10.2012 № 354н).
  5. Запрос документов и их незамедлительное представление. Этим обстоятельством выездная проверка отличается от документарной, при которой документы могут готовиться 10 дней.
  6. Окончание проверки, оформление ее результатов (составление акта, выдача предписания, привлечение к ответственности).

Выездная проверка не может проводиться без руководителя организации. В том случае, если при выезде выяснился факт отсутствия директора, ИП или другого уполномоченного ими лица, госинспекторы составляют акт о невозможности проведения проверки. После этого в течение 3 месяцев ГИТ может назначить новую проверку, не предупреждая об этом работодателя.

Сроки проверки

Период проведения внеплановой проверки трудовой инспекции не может длиться больше 20 рабочих дней (п. 1 ст. 13 закона № 294). Если инспектору необходимо запросить какие-либо документы у других госорганов, он вправе ходатайствовать перед своим руководством о приостановлении проведения процедуры. Руководство, в свою очередь, вправе приостановить ее на 10 рабочих дней. Законодательством разрешено приостанавливать проведение проверки только единожды.

ВАЖНО! В случае если ГИТ вынесено решение о приостановлении проверки до получения определенных документов, в этот период должна быть приостановлена любая деятельность госинспектора на проверяемом предприятии (п. 2.2 ст. 13 закона № 294).

Срок проверки может быть продлен руководителем ГИТ максимум еще на 20 дней при наличии веских оснований. Если проверяемое лицо — малое или микропредприятие, то срок продляется только на 50 и 15 часов соответственно.

Несмотря на то, что законом четко определен срок, в течение которого может осуществляться внеплановая проверка деятельности юридического лица или предпринимателя, следует иметь в виду, что количество таких проверок не ограничено и зависит от возникновения оснований для их проведения. Эта особенность также отличает внеплановую проверку ГИТ от плановой, в рамках которой госинспекторы могут проверять работодателя не чаще 1 раза в 3 года (за некоторыми изъятиями, установленными Правительством РФ).

Читайте так же:  За чей счет осуществляется выплата компенсаций при производственной травме, возникшей у работника

Реестр внеплановых проверок на 2018 – 2019 год

Плановые и внеплановые проверки вне зависимости от того, кем они инициированы и проводятся, подлежат занесению в специальный Единый реестр проверок (плановые вносятся заранее, внеплановые — в течение 3 рабочих дней с момента решения о проверке). Правила и порядок ведения этой государственной информационной системы установлены постановлением Правительства РФ от 28.04.2015 № 415.

Часть информации, вносимой в данный реестр, размещается в открытом доступе. Так, общедоступными, согласно п. 3 ст. 13.3 закона № 294, признаются следующие сведения:

  1. Номер проверки.
  2. Сведения, указанные в приказе о проведении проверки.
  3. Сведения, содержащиеся в акте проверки.
  4. Результаты мероприятия, в том числе обнаруженные нарушения.
  5. Информация о принятых мерах (выданных предписаниях, привлечении к ответственности и др.).

На остальные сведения, не подпадающие под названные категории, распространяются требования об охраняемой законом тайне.

Внеплановые проверки, проводимые при выдаче юрлицам лицензии или иного разрешения (согласования), если осуществление проверки предусмотрено правилами выдачи спецразрешения, в указанный реестр не включаются (п. 1 ст. 13.3 в редакции закона «О внесении изменений…» от 03.08.2018 № 613-ФЗ).

Какие внеплановые проверки трудовой инспекции в 2018 – 2019 году были проведены на определенном предприятии, можно узнать на официальном сайте Генеральной прокуратуры.

Внеплановая проверка трудовой инспекции — в каких случаях она проводится и каким способом, каков ее срок и др., рассмотрено в настоящей статье только в общих чертах. На практике такие проверки по большей части заканчиваются привлечением работодателя к ответственности, особенно если они инициированы по жалобе работника, являющегося по негласному правилу слабой стороной в трудовых отношениях, а потому более защищаемой государством.

Статья оказалась полезной? Подписывайтесь на наш канал RUSЮРИСТ в Яндекс.Дзен!

Что проверяет трудовая инспекция по жалобе работника

Если работодатель нарушает права своих работников, то последние имеют право написать жалобу в трудовую инспекцию по месту регистрации работодателя.

На жалобу работника инспекторы должны отреагировать. На это даётся 30 дней с момента получения ими жалобы. В любом случае, о решении они должны оповестить заявителя по телефону или письмом. Как правило, по заявлению назначается проверка у работодателя. Об этом извещают не только заявителя, но и самого работодателя. Каждый работодатель должен знать, что проверяют трудовые инспекторы по жалобе работника.

В Федеральном законе от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» сказано, что поводом для проведения внеплановой проверки от трудовой инспекции может служить:

  • Заявление сотрудника, в котором говорится о нарушении его трудовых прав;
  • Запрос работника о проведении внеочередной проверки условий и охраны труда на его рабочем месте;
  • Жалоба работника на нарушение работодателем норм трудового законодательства.

Согласно ст. 360 ТК РФ, работодатель должен быть уведомлён о проведении внеплановой проверки не позднее, чем за сутки до её начала. Но есть случаи, когда проверка может пройти и без уведомления:

  • Жалоба работника на нарушение его трудовых прав;
  • Приказ руководителя трудовой инспекции о проведении внеплановой проверки у данного работодателя, основанный на Поручении Президента или Правительства нашей страны.

Полномочия трудового инспектора перечислены в п. 13 Положения о надзоре за соблюдением трудового законодательства № 875. То есть, во время проведения проверки он имеет право:

  • При наличии удостоверения «трудового инспектора» в любое время суток явиться на предприятие для проведения проверки;
  • Безвозмездно получать от работодателя документы, касающиеся вопроса проверки;
  • Изымать образцы для анализа;
  • Расследовать несчастные случаи;
  • Направлять в суд исковое заявление;
  • Составлять протоколы и рассматривать дела об административных правонарушениях, касающихся трудового законодательства;
  • Другие полномочия.

Работники пишут заявление в трудовую инспекцию по нарушению конкретных трудовых прав. Поэтому при проведении внеплановой проверки по заявлению от работника, инспекторы будут проверять конкретные документы, имеющие прямое отношение к заявлению. Это могут быть:

  • Трудовые договоры с работниками;
  • Наличие и правильность оформления трудовых книжек;
  • Книги по учёту и движению трудовых книжек;
  • Личные карточки всех работников, включая заявителя;
  • Штатное расписание;
  • Наличие и правильность оформления графика отпусков;
  • Наличие и правильность оформления извещений о начале очередного ежегодного отпуска;
  • Табель учёта рабочего времени сотрудников;
  • Расчётные листы о начислениях по заработной плате;
  • Локальные акты. На каждом предприятии в обязательном порядке должны присутствовать следующие локальные акты:
    • Правила внутреннего трудового распорядка;
    • Положение об оплате труда и премировании;
    • Положение о персональных данных каждого работника. Об этом сказано в ст. 87 ТК РФ;
    • Инструкции по охране труда. Об этом говорится в ст. 212 ТК РФ.
  • Документы по охране труда;
  • Приказы работодателя по предприятию, касающиеся кадровых движений;
  • Документы на оплату труда.
Видео (кликните для воспроизведения).

Эти документы проверяются инспекторами в обязательном порядке. В зависимости от темы жалобы, они могут затребовать и другие документы.

Источники


  1. Правоведение. — М.: КноРус, 2010. — 472 c.

  2. Введение в специальность «Юриспруденция». — М.: Юнити-Дана, 2013. — 264 c.

  3. Аношко, В. С. История и методология почвоведения / В.С. Аношко. — М.: Вышэйшая школа, 2013. — 340 c.
Проверки, проводимые трудовой инспекцией
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here