Ребёнок в трудной жизненной ситуации и необходимость его социально-педагогического сопровождения

Статья на тему: "Ребёнок в трудной жизненной ситуации и необходимость его социально-педагогического сопровождения" от профессионалов для людей. Если у вас возникнут вопросы, то можете их задать дежурному специалисту.

1.2 Сущность, необходимость и технологии социально-педагогического сопровождения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации

Вместе с формированием гуманистической направленности воспитания и образования стала развиваться идея социально-педагогического сопровождения детей. Она появилась в рамках проблемы оказания эффективной квалифицированной социально-педагогической помощи детям и подросткам. Проведем анализ содержания понятия «сопровождение». Согласно толковому словарю русского языка, данный термин обозначает действие, сопутствующее какому-либо явлению [38, с.601].

Введение термина сопровождение это не просто результат научно-лингвистического эксперимента, замена этого определения классическими, например, помощь, поддержка или обеспечение, не в полной мере отражает суть этого явления. Здесь имеется в виду сложный процесс взаимодействия сопровождающегося и сопровождаемого, результатом которого является действие, ведущее к повышению эффективности развития сопровождаемого.

Мардахаев Л.В., считает, что сопровождение должно рассматриваться в широком и узком смысле слова: «В широком смысле — обеспечение наиболее целесообразного социального развития, социализации и социального воспитания человека, его активного самопроявления в жизни. В узком смысле — это социально-педагогическое сопровождение человека в реальной ситуации развития, которое обеспечивается лицом, берущим или исполняющим функции социального педагога в этой ситуации» [31, с.69].

Исследователь Слюсарев Ю.В. понятие сопровождение употреблял, как «направленную психологическую помощь на развитие и саморазвитие самосознание личности, запускающей механизмы саморазвития и активизирующей собственные ресурсы человека» [54, с.136].

Битянова М.Р. определяет сопровождение как «систему профессиональной деятельности психолога в образовательной среде, направленную на создание эмоционального благополучия ребенка, его успешного развития и обучения» [4, с.54].

Прежде чем преступить к анализу термина «социально-педагогическое сопровождение», мы считаем целесообразным рассмотреть следующие понятия: «социальное» и «педагогическое» сопровождение.

Липский И.А. предполагает, что «педагогическое сопровождение развития личности носит комплексный характер, а именно: «отражает механизмы взаимодействия людей в социальной сфере, одновременно выступает во временной, пространственной и институциональной формах, может быть отражено посредством системно-структурных, процессуальных и деятельностных характеристик» [30, с.280]. Целью педагогического сопровождения является целенаправленное развитие личности сопровождаемого человека, осуществляемое посредством специальных педагогических систем в их институциональном оформлении. Концепция педагогического сопровождения рассматривается как процесс заинтересованного наблюдения, консультирования, личностного участия, поощрения максимальной самостоятельности ребенка, проявляющаяся в его активности.

Крылова Н.Б. под педагогическим сопровождением понимает «умение быть рядом, следовать за учеником, сопутствуя в его индивидуальном образовательном маршруте, индивидуальном продвижении в учении» [25, с.235].

Социальное сопровождение это особый вид деятельности социальных служб, комплекс мер, направленных на поддержание процессов активной жизнедеятельности и развития естественных способностей ребёнка, а также создание условий для предупреждения развития негативных последствий и различных социальных проблем, мобилизация ребёнка на активизацию скрытых резервов, способности самостоятельно справляться с возникшими проблемами.

Изучив основные определения терминов «сопровождение», «социальное сопровождение» и «педагогическое сопровождение», мы можем провести анализ содержания понятия «социально-педагогическое сопровождение».

Казакова Е.И. под социально-педагогическим сопровождением понимает: «оказание помощи ребенку, его семье и педагогам, в основе которой лежит сохранение максимума свободы и ответственности субъекта развития за выбор решения актуальной проблемы; мульти-дисциплинарный метод, обеспечиваемый единством усилий педагогов, психологов, социальных и медицинских работников; органическое единство диагностики проблемы и субъектного потенциала ее разрешения, информационного поиска возможных путей решения, конструирования плана действий и первичная помощь в его осуществлении; помощь в формировании ориентационного поля, где ответственность за действия несет сам субъект развития» [27, с.73].

Александровская Э.М. отмечает, что: «социально-педагогическое сопровождение это особый вид помощи ребенку, технология, предназначенная для оказания помощи на определенном этапе развития в решении возникающих проблем, или в их предупреждении в условиях образовательного процесса» [1, с.108].

Проанализировав данные подходы к определению социально-педагогического сопровождения, и выделив их общие черты, можно сформулировать следующее определение: социально-педагогическое сопровождение — это определённая система профессиональной деятельности специалиста, направленная на создание социально-педагогических условий для эффективного обучения и психологического развития ребенка в ситуациях взаимодействия его с социумом.

Битянова М.Р. выделяет три положения идеологии социально-педагогического сопровождения:

Первое положение — это следование за естественным развитием ребенка на данном возрастном и социокультурном этапе онтогенеза. Сопровождение ребенка опирается на те личностные достижения, которые реально есть у ребенка. Оно находиться в логике его развития, а не искусственно задает ему цели и задачи извне. Это положение очень важно при определении содержания работы специалиста. Он занимается тем, что нужно конкретному ребенку или группе. Таким образом, важнейшим принципом социально-педагогического сопровождения является безусловную ценность внутреннего мира каждого ребёнка, приоритетность потребностей, целей, и ценностей его развития.

Второе положение включает в себя создание условий для самостоятельного творческого освоения детьми системы отношений с миром и самим собой, а также для совершения каждым ребенком личностно значимых жизненных выборов. В процессе сопровождения специалист, создавая ситуации выборов побуждает ребенка к нахождению самостоятельных решений, помогает ему принять на себя ответственность за собственную жизнь.

И третье положение предполагает, что в идее сопровождения последовательно осуществляется принцип вторичности его форм и содержания по отношению к социальной и учебно-воспитательной среде жизнедеятельности ребенка. Социально-педагогическое сопровождение, осуществляемое специалистом, не ставит своей целью активное направленное воздействие на те социальные условия, в которых живет ребенок, и ту систему обучения и воспитания, которую выбрали для него родители. Целью будет являться создание в рамках объективно данной ребенку социально-педагогической среды условия для его максимального в данной ситуации личностного развития и обучения [5, с.196].

Сначала может показаться, что первое и третье положения находятся в противоречии: с одной стороны, Битянова М.Р. утверждает ценность и приоритетность задач развития, решаемых самим ребенком, его право быть таким, какой он есть, а с другой стороны, подчеркивает и его зависимость, и вторичность деятельности специалиста по отношению к содержанию и формам обучения, предлагаемых ребенку, выбранных для него родителями. Действительно противоречие здесь есть. Однако оно является отражением того реального объективного противоречия, в рамках которого разворачивается весь процесс личностного развития ребенка. Можно также сказать, что существование такого противоречия объективно требует участия специалиста в этом развитии именно в форме сопровождения, а не поддержки или помощи.

Читайте так же:  Правовые последствия расторжения брака

В системе социально-педагогического сопровождения используются такие понятия как процесс сопровождения и метод сопровождения. Исходя из того, что между методом сопровождения и процессом сопровождения, существует определенная связь, под методом сопровождения понимается способ практического осуществления процесса сопровождения, в основе которого лежат четыре этапа [15, с.54-58]:

Диагностика сущности возникшей проблемы.

Информация о сути проблемы и путях ее решения.

Консультация на этапе принятия решения и выработка плана решения проблемы.

Первичная помощь на этапе реализации плана решения.

Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации *

1047

Согласно закону Российской Федерации «Об основных гарантиях прав детей в Российской Федерации» дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – это де­ти, оставшиеся без попечения родителей; дети­инвалиды; дети, имеющие недостат­ки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, жизнедеятельность кото­рых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств самостоятельно или с помощью семьи.

Практическая социальная работа по оказанию помощи детям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, предполагает обязательную работу с семьей ребенка, особенно в тех случаях, когда семья неблагополучная. Основной формой оказания такой помощи должен стать специально организованный процесс – социальное со­провождение ребенка и семьи. В свою очередь, сопровождение может быть опреде­лено как особая форма пролонгированной социальной (включая психосоциальную и социально­педагогическую) помощи – патронажа. Патронаж в данном случае пони­мается как целостная и комплексная система социальной поддержки и психолого­педагогической помощи, оказываемой в рамках деятельности социальных служб.

Понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «со­вместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении труд­ностей». Сопровождать – значит проходить с кем­либо часть его пути в качестве спутника или провожатого. Сопровождение предусматривает поддержку естест­венно развивающихся реакций, процессов и состояний личности. Более того, ус­пешно организованное социальное сопровождение открывает перспективы лич­ностного роста, помогает ребенку войти в ту зону развития, которая ему пока еще недоступна. Существенная характеристика сопровождения – создание условий для перехода личности к самопомощи. Иначе говоря, в процессе сопровождения создаются условия, и оказывается необходимая поддержка для перехода от пози­ции «Я не могу» к позиции «Я могу сам справляться со своими жизненными трудностями».

Результатом социально­психологического сопровождения личности в процес­се адаптации к жизни становится новое жизненное качество – адаптивность, т. е. способность самостоятельно достигать относительного равновесия в отношениях с собой и окружающими как в благоприятных, так и в экстремальных жизненных си­туациях. Адаптивность предполагает принятие жизни (и себя как ее части) во всех проявлениях, относительную автономность, готовность и способность изменяться во времени и изменять условия своей жизни – быть ее автором и творцом.

В каждом конкретном случае задачи сопровождения определяются особенно­стями личности, которой оказывается помощь, и ситуации, в которой осуществляется сопровождение. Вместе с тем общими принципами сопровождения личности в труд­ной жизненной ситуации являются гуманное отношение к личности, вера в человека.

[1]

Cоциально­психологическое сопровождение делает процесс оказания помощи личности в кризисной ситуации более эффективным, контролируемым и позволяет максимально задействовать всех субъектов этого процесса. Как у ребенка, так и у се­мьи зачастую есть внутренний ресурс, к которому не всегда есть доступ.

Особое значение имеет социально­психологическое сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа с ними представляет собой слож­ную систему реабилитационных мероприятий, направленных на повышение соци­альной активности, развитие самостоятельности, укрепление социальной позиции личности, формирование системы ценностей, развитие интеллекта. Психокоррек­цию детей оптимально проводить блоками, длительно, как в рамках психологиче­ского сопровождения ребенка, так и в структуре общего восстановительного лече­ния. Акцент психологического воздействия должен быть направлен на развитие личности ребенка, на коррекцию его Я­концепции. Необходимо изменить отноше­ние больного ребенка к себе, соответственно, у него изменится отношение к окру­жающему миру, и сформируются адекватные притязания и представления. Психоло­гическую работу следует проводить в рамках личностно­ориентированного подхода. До проведения психокоррекционных мероприятий необходимо тщательно изучить следующие показатели:

1) структуру и динамику психологических аспектов качества жизни (то есть личностные особенности ребенка и его связь с социумом);

2) возрастные и социальные показатели качества жизни;

3) наличие или отсутствие корреляций между психологическими аспектами качества жизни ребенка и качеством жизни его близкого окружения.

Коррекционно­психологическое сопровождение обеспечивает создание усло­вий для повышения автономности и социальной активности детей, для развития ин­теллектуальных процессов, формирования ценностных установок, соответствующих психическим и физическим возможностям ребенка. Базируясь на личностном и сис­темно­ориентированном подходе, коррекционно­психологическое сопровождение представляет собой комплексную систему всесторонней, динамической, диагности­ческой, коррекционной и развивающей помощи в соответствии с возрастными и ин­дивидуальными потребностями детей.

Система психологического сопровождения детей с ограниченными возможно­стями здоровья в образовательном процессе предусматривает деятельность в тради­ционных направлениях: диагностика, коррекционная работа, консультирование, профилактика с учетом специфических задач, целей и динамики развития учащихся на различных ступенях обучения.

В реабилитационных учреждениях необходимо заниматься не только с са­мими инвалидами, но и с их семьями. Занятия эти обязательно должны носить групповой характер и проводиться с использованием методологических приемов по развитию навыков общения. Практикуются групповые методы коррекции се­мейных взаимодействий по отношению ко всем связанным с конкретной соци­альной службой семьям, независимо от того, как ведет себя ребенок в данный мо­мент. Поскольку родители склонны выдвигать в качестве мотива для отказов от такой работы недостаток времени, целесообразно в первую очередь решать на этих занятиях насущные проблемы семьи. Например, занятия можно сочетать с консультациями по социально­правовым вопросам, с заполнением заявлений на получение каких­либо льгот и преимуществ, с организацией совместных празд­ников и экскурсий.

Читайте так же:  Самые часто задаваемые вопросы что подлежит и не подлежит разделу, какие нужны документы и другие ще

В более широком плане постоянная работа с семьями по месту жительства при­обретает характер социального патронажа, то есть совокупности видов социального обслуживания семей, преимущественно на дому, что можно было бы назвать дли­тельной «социальной диспансеризацией», включающей регулярное посещение семей работниками социальной службы, медико­социальную, социально­психологическую, социально­бытовую, социально­трудовую и социально­правовую помощь и поддерж­ку с целью создания оптимальных условий жизни. Одна из задач этой работы – акти­визация действий самих членов семьи.

В контексте рассмотрения проблем социального сопровождения детей в труд­ной жизненной ситуации необходимо остановиться на вопросе о современной сис­теме социально­педагогической поддержки детства.

В теоретических источниках социально­педагогическая поддержка рас­сматривается авторами как последовательная работа по охране прав, социальной защите и опеке; по предупреждению безнадзорности, профилактике социальных отношений, по восстановлению социального статуса, сохранению темпов психо­физического и личностного развития ребенка. Ряд авторов видят роль социально­педагогической поддержки в создании условий для социализации ребенка или подростка, под которой понимается процесс становления личности, усвоение ин­дивидом ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих данному обществу.

Для современного этапа развития системы социально­педагогической под­держки детства характерным является процесс формирования понятийного аппара­та. Если в педагогическую практику широко внедрились такие понятия, как «соци­альная защита детства», «социальная поддержка детства», «социальная помощь де­тям», то понятие «социально­педагогическая поддержка детей» используется лишь с 90­х годов прошлого века.

В правовом аспекте социально­педагогическая поддержка рассматривается в двух вариантах:

В ходе исследования нас интересовало мнение специалистов образователь­ных учреждений по вопросу социально­педагогической поддержки детей в труд­ной жизненной ситуации. Большинство ответивших считают, что социально­педагогическая поддержка – это организация социально­педагогических условий для решения проблем детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Цель социально­педагогической поддержки в том, чтобы создать «дружественную со­циальную среду», «зону безопасности, где растущий человек мог бы найти под­держку взрослого от агрессивной пропаганды вседозволенности и насилия, нау­читься жить в меняющемся социуме». Приведенные высказывания отражают различия в существующих взглядах, дают представление о разночтениях в пони­мании и определении социально­педагогической поддержки детей и подростков. Многие практики считают, что помощь специалистов в решении социально­педагогических проблем детей и родителей наиболее востребована, начиная со школьного периода.

С начала 90­х годов прошлого века система социально­педагогической под­держки переходит на новый этап развития, целью которого является создание усло­вий, способствующих реализации прав детей разных возрастов на полноценное фи­зическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соот­ветствии с нормами Конституции Российской Федерации. Среди приоритетов госу­дарственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации следующие:

Именно эти приоритеты определяют цели, задачи, основное содержание дея­тельности развивающейся системы социально­педагогической поддержи и защиты прав детей.

В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон, безусловно, является самым важным в ряду российских законов о детстве, определяет основные гарантии прав ребенка, в том числе защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

Развитие новых типов и видов образовательных, социозащитных учреждений, расширение функций действующих, появление в их структуре новых служб социаль­но­педагогической направленности расширяют потенциальные возможности обра­зовательных учреждений в разработке и использовании инновационных технологий социально­педагогической профилактики, социально­педагогической реабилита­ции, адаптации, консультирования детей. Необходимым условием в данной ситуа­ции становится умение руководителя с помощью социального педагога, классных руководителей, других членов педагогического коллектива устанавливать и разви­вать «горизонтальные» социально­педагогические связи на муниципальном уровне с целью максимального использования творческого потенциала, ресурсного обеспе­чения социальных партнеров.

Необходимо отметить, что система социально­педагогической поддержки детства складывается как межведомственная, предполагающая взаимодействие уч­реждений образования, социальной защиты, медицинских учреждений и уч­реждений культуры, государственных организаций. Отличительной чертой системы становится ее обусловленность региональной (муниципальной) спецификой, когда учитываются демографические, социальные, исторические, экономические и другие особенности. Вместе с тем можно выделить ряд основных направлений по обеспече­нию социально­педагогической поддержки. К этим направлениям относятся:

Многообразие учреждений, оказывающих социально­педагогическую под­держку, разнообразие видов поддержки отражают сущностные характеристики со­временного подхода к оказанию помощи детям в трудной жизненной ситуации, ос­нованного на реальном межведомственном взаимодействии.

Трудная (виктимная) жизненная ситуация для ребенка и необходимость ему социально-педагогической помощи

В отечественной и международной практике существует выражение – трудная жизненная ситуация для человека. Оно обозначает переживания человека, оказавшегося в ситуации, которая серьезно сказывается на его благополучии, безопасности жизнедеятельности и из которой он не всегда может найти достойный выход.

Трудная жизненная ситуация по отношению к человеку носит виктимный характер. Оказавшись в ней, человек нуждается в помощи государства, общества, специалиста. Наиболее уязвим ребенок.

В Федеральном законе от 24.07.1998 № 124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» [1] определены типичные трудные для ребенка жизненные ситуации, при которых государство берет на себя обязательства оказать ему необходимую помощь.

Такой ситуацией, в частности, является утрата попечения родителей. Она может иметь место в ряде случаев:

В обязанности родителей входит:

  • – содержание детей;
  • – создание нормальных условий для их жизнедеятельности;
  • – быть законными их представителями и выступать в защиту их прав и интересов во всех учреждениях без особых полномочий;
  • – воспитание детей.

Невыполнение или недостаточное выполнение родителями указанных обязанностей влечет за собой административные меры со стороны государства: ограничение или лишение родительских прав. Их применение направлено на охрану прав детей, воспитывающихся в семье, их защиту от жестокого обращения со стороны родителей и других злоупотреблений. Они могут осуществляться только по решению суда. Родители, лишенные родительских прав, теряют все права, основанные на факте родства с ребенком, но не освобождаются от обязанности по его содержанию. При лишении родительских прав обоих родителей ребенок передается на попечение органов опеки и попечительства.

Законодательство и исследователи выделяют несколько категорий детей, оказавшиеся в состоянии, когда им требуется специальная профессиональная помощь и (или) защита. Это – дети:

  • – с инвалидностью, в результате которой они нуждаются в специальном (коррекционном), коррекционно-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;
  • – с недостатками психического и (или) физического развития, в связи с которыми они нуждаются в специальном (коррекционном), коррекционно-компенсаторном развитии, обучении и воспитании;
  • – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий, нуждающиеся в комплексе медицинских, психологических, педагогических и социальных мер по оказанию помощи ребенку;
  • – находящиеся в составе семей беженцев (вынужденных переселенцев) и оказавшиеся в экстремальных условиях;
  • – жертвы насилия, что имеет место в семье, где родители злоупотребляют своими родительскими правами: используют их в ущерб интересам детей, создавая препятствия в обучении, склоняя к попрошайничеству, воровству, проституции, употреблению спиртных напитков или наркотиков;
  • – отбывающиеся наказание в виде лишения свободы в воспитательной колонии;
  • – находящиеся в специальном учебно-воспитательном учреждении;
  • – жизнедеятельность которых нарушена в результате объективно сложившихся обстоятельств, непреодолимых самостоятельно, в том числе и семьей.
Читайте так же:  Соглашение о разделе имущества супругов

Не имея жизненного опыта и не умея строить перспективы и обеспечивать их достижение, дети в трудной жизненной ситуации нуждаются в защите со стороны старшего поколения и квалифицированной социально-педагогической помощи. В зависимости от причин, по которым ребенок оказался в трудной жизненной ситуации, а также последствий, к которым она его привела, определяется содержание и способы оказания ему социально-педагогической помощи. Государство старается спрогнозировать и определить наиболее целесообразные пути оказания помощи ребенку, оказавшемуся в трудной жизненной ситуации. Главная цель государства и общества – создать наиболее оптимальные условия для жизни ребенка и его воспитания.

Социальное сопровождение и поддержка детей в трудной жизненной ситуации *

1047

The article describes the results of sociological investigation. It is devoted to the problem of social assistance for the children in difficult life situation. Social accompaniment and social support are very important either for the children or their families.

Тип: научная статья

* Статья подготовлена по материалам исследования в рамках Аналитической ведомственной программы «Развитие научного потенциала высшей школы (2009–2011 годы) на 2011 год», код про­екта: 3.2.1/13360.

Ссылка для цитирования

Согласно закону Российской Федерации «Об основных гарантиях прав детей в Российской Федерации» дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации – это де­ти, оставшиеся без попечения родителей; дети­инвалиды; дети, имеющие недостат­ки в психическом и (или) физическом развитии; дети – жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий; дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях; дети – жертвы насилия; дети, жизнедеятельность кото­рых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств самостоятельно или с помощью семьи.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение семей в трудной жизненной ситуации»

Ольга Рыбакова
Статья «Психолого-педагогическое сопровождение семей в трудной жизненной ситуации»

Неблагополучных семей нет – есть семьи,

попавшие в трудную жизненную ситуацию.

Семья — один из важнейших воспитательных институтов, роль и значение которого в формировании личности трудно переоценить. В семье тесно сплетены супружеские, родительские и детские взаимоотношения. На данный момент, количество семей, попавших в трудную жизненную ситуацию из-за низких доходов, безработицы, разводов, неуклонно растет. Это неполные семьи, в которых отсутствует папа или мама, где есть дети с ограниченными возможностями, где сами родители имеют ограничения в здоровье; семьи, подверженные алкоголизации и наркомании, которые в силу различных причин не могут трудоустроиться; семьи, имеющие низкий доход [4]. Как видите, список довольно большой.

Так как же помочь семье в трудной жизненной ситуации? Как сберечь ее и не довести до лишения родительских прав? Как посодействовать им?

Понятие «сопровождение» близко таким понятиям, как «содействие», «совместное передвижение», «помощь одного человека другому в преодолении трудностей». Сопровождать – значит проходить с кем-либо часть его пути в качестве спутника или провожатого.

[3]

Психолого-педагогическое сопровождение семей, имеющих детей с ограниченными возможностями обязательно! Оно осуществляется различными специалистами: учитель-дефектолог, учитель-логопед, педагог-психолог, социальный педагог. Очень важно своевременно выявить и оказать помощь этой семье, консультировать ее. Семейное консультирование – это одна из разновидностей психолого-педагогического сопровождения. Основной целью, стоящей перед семейным консультированием, является изучение проблемы члена или членов семьи для изменения взаимодействия в ней и обеспечения возможностей личностного роста.

Психологическое консультирование – это целостная система. Его можно представить как разворачивающийся во времени процесс, совместно – разделённую деятельность консультанта и семьи, в которой выделяются три основных компонента. Диагностический – систематическое отслеживание динамики развития человека или семьи, обратившейся за помощью; сбор и накопление информации, минимальные и достаточные диагностические процедуры; выход на результат, когда потребности семьи будут удовлетворены по совместному решению. Основным этапом консультирования является отбор и применение средств, которые позволяют создать условия, стимулирующие позитивные изменения в семейных отношениях и способствующие овладению способами продуктивного взаимодействия[3].

Профессионализм специалистов в работе с семьями проявляется в умении сделать так, чтобы родители получили максимум информации и положительных эмоций по поводу своего ребёнка. Вовлечение родителей в реализацию коррекционно-педагогического воздействия влечет за собой рост их активности, повышает педагогическую компетентность, а также изменяет характер отношения родителей к ребенку и особенностям его речевого развития. Проводятся мероприятия по совместной деятельности с детьми: арт-терапия (рисунки на песке, на стекле, спортивные мероприятия (Вместе с папой, вместе с мамой). Подобная деятельность способствует сплочению семьи.

Важно понимать и всегда помнить, что специалисты, имея знания, умения и навыки способны помочь семьям, попавшим в трудную жизненную ситуацию!

Список использованной литературы

1. Азаров Ю. П. «Семейная педагогика. Педагогика любви и свободы», Москва: «Ар. Факты», 1993 г.

2. Браун Дж, Кристенсен Д. «Семейная психотерапия и семейное консультирование», Москва, 2001 г.

3. Карабанова О. А. «Психология семейных отношений и основы семейного консультирования: Учебное пособие», Москва: Гардарики, 2004 г.

4. Смирнова И. О., Быкова М. В. «Опыт построения метода диагностики родительского отношения к ребенку // Семейные психотерапевты и семейные психологи: Кто мы?» Санкт-Петербург, 2001 г.

5. Фридмен Д. «Техники семейной психотерапии», Санкт-Петербург: Питер, 2001г.

6. Черепанова Е. М. «Психологический стресс: Помоги себе и ребенку: кн. для шк. психологов, родителей и учителей», 2-е изд. Москва: ИЦ «Академия», 1997 г.

Читайте так же:  С какого периода идет начисление алиментов

Благодарность фонду поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации b]«Я смогу многое, если ты поможешь мне…»[/b] В декабре 2015 года Фонд поддержки детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, предоставил.

План работы с детьми-сиротами, оставшимися без попечения родителей; с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации Согласовано: Утверждаю: ведущий специалист — эксперт Заведующая муниципального бюджетного Департамента Министерства здравоохранения, дошкольного.

Понятия и сущность трудной жизненной ситуации ПОНЯТИЕ И СУЩНОСТЬ ТРУДНОЙ ЖИЗНЕННОЙ СИТУАЦИИ, КАК ПРИЧИНА ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ РАБОТЫ С ДЕТЬМИ, ОКАЗАВШИМИСЯ В ТРУДНОЙ.

Видео (кликните для воспроизведения).

Психолого — педагогическое сопровождение детей дошкольного возраста с интеллектуальной недостаточностью Общеизвестно, что развитие аномального ребёнка, коррекция и компенсация нарушенных у него функций в значительной степени зависят от условий.

Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ФГОС в ДО В соответствии с новыми утвержденными Федеральными Государственными Образовательными Стандартами дошкольного образования (ФГОС ДО, которые.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребенка с нарушением интеллекта как психолого-педагогическая проблема Проблемы семьи, имеющей ребенка с нарушением интеллекта, проявляются в различных сферах ее жизни. В истории развития человечества взаимоотношения.

Психолого-педагогическое сопровождение семьи ребёнка с нарушением зрения. На сегодняшний день в России, в зависимости от ряда причин, намечается тенденция к увеличению числа детей–инвалидов и лиц с ограниченными.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение социальной адаптации ребенка 6–7 лет к условиям школьного обучения» Раздел: Организация психолого-педагогического сопровождения и образование детей. статья принята к публикации в сборник тезисов и статей.

Статья «Психолого-педагогическое сопровождение детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня» Рыбакова Ольга Николаевна, E-mail: [email protected] Аннотация. Данная статья посвящена вопросам психолого-педагогического сопровождения.

Психолого-педагогическое сопровождение молодого специалиста в детском саду Молодые специалисты, которые приходят в дошкольное учреждения, испытывают потребность в общении, более глубоком знании психологии дошкольников,.

Социально-педагогическое сопровождение детей, находящихся в трудной жизненной ситуации
методическая разработка на тему

Рекомендации по социально-педагогическому сопровождению детей, находящихся в трудной жизненной ситации.

Вложение Размер
sotsialno-pedagogicheskoe_soprovozhdenie.docx 707.47 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на МО классных руководителей

Социальный педагог – Л.В. Черкасова

Социально-педагогическое сопровождение детей,

находящихся в трудной жизненной ситуации

« Средь множества пытливых глаз,

Попробуй заслужить признанье.

Ребенок – главный среди нас,

Всегда он требует вниманья»

2 слайд. Может ли быть положение более горькое, более неправедное? Ведь в основе основ человеческого общежития, в первооснове мироздания — любовь родительская к детям, забота старших о младших.

И все-таки, дети оказываются в трудных жизненных ситуациях.

Да, одни остаются без родителей в силу стихийных бедствий, катастроф, несчастных случаев, всегда нежданных, беспощадных. Беда неотлучна от счастья и следом за радостями к ним приходят беды, не щадящие и малых сих. Но есть сиротство и при живых родителях…

3 слайд. Дети приходят в школу разные. Разные характеры, разный уровень знаний, воспитанности, разные родители. Станет школа для ребенка местом радости, миром спокойствия, терпимости и сотрудничества? Многое зависит от нас, от нашего совместного взаимодействия.

Всегда ли знаем мы их детские проблемы? Вовремя замечаем и своевременно оказываем помощь, душевную поддержку?

С начала 90-х годов прошлого века система социально-педагогического сопровождения переходит на новый этап развития, целью которого является создание условий, способствующих реализации прав детей разных возрастов на полноценное физическое, интеллектуальное, духовное, нравственное и социальное развитие в соответствии с нормами Конституции Российской Федерации. Среди приоритетов государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации следующие:

  • обеспечение реального доступа к получению образования, развитие системы дополнительного образования, создание условий для духовного и нравственного развития детей, развитие системы профессиональной ориентации, содействие адаптации подростков к новым социально-экономическим условиям, создание условий для устойчивого функционирования системы организации досуга и оздоровительного отдыха детей;
  • поддержка детей, находящихся в особо трудных обстоятельствах: обеспечение эффективной государственной системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, обеспечение реального права детей с аномалиями в развитии и детей-инвалидов на особую заботу государства, обеспечение детям-сиротам, детям-беженцам условий для полноценного духовного и физического развития.

4 слайд. В 1998 году принят Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации». Этот закон, безусловно, является самым важным в ряду российских законов о детстве, определяет основные гарантии прав ребенка, в том числе защиту прав детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.

В статье 1 Федерального закона Российской Федерации от 24 июля 1998 года № 124-Ф3(Ст. 1 в ред. Федеральных законов от 30.06.2007 №120-ФЗ; от 02.07.2013 №185-ФЗ) «Об основных гарантиях прав ребенка Российской Федерации» сформулированы типичные трудные жизненные ситуации для ребенка:

дети, оставшиеся без попечения родителей;

дети, имеющие недостатки в психическом или физическом развитии;

дети — жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;

дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев;

дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

[2]

дети — жертвы насилия;

дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;

дети, проживающие в малоимущих семьях;

дети с отклонениями в поведении;

дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

5 слайд . — Где же детство таких детей? Куда идут и уходят наши дети?

6 слайд. — Из социального паспорта школы видно, что почти 50% ( 109)детей воспитываются в неполных семьях, 43 ребенка — в многодетных семьях, 10- в семьях, находящихся в социально опасном положении, 16 – опекаемых, 14- детей – инвалидов, с 25 обучающимися проводится ИПР.

8 слайд. Любую проблему, создавшуюся в обществе, невозможно решить без знания общей ситуации, картины. Оперативное реагирование достигает цели только тогда, когда выстроена сама система. Исходя из данных социального паспорта организуется социально- педагогическое сопровождение обучающихся и семей социального риска.

Основные направления по обеспечению социально-педагогической поддержки:

  • пропаганда и разъяснение прав детей, семьи;
  • изучение, диагностирование, разрешение конфликтов, проблем, трудных жизненных ситуаций, затрагивающих интересы ребенка, на ранних стадиях развития с целью предотвращения серьезных последствий;
  • выявление запросов, потребностей детей и разработка мер поддержки отдельных обучающихся с привлечением специалистов из соответствующих организаций;
  • индивидуальное и групповое консультирование детей, родителей, педагогов по вопросам разрешения проблемных ситуаций, конфликтов, снятию стресса, воспитанию детей в семье;
  • индивидуальное сопровождение ребенка, направленное на преодоление проблем познавательной, коммуникативной деятельности, в том числе обучение по индивидуальным образовательным программам и планам;
  • организация деятельности детей и подростков разных категорий в свободное от учебы время;
  • проведение летних профильных смен (трудовых, досуговых, спортивных) по месту жительства подростков на базе клубов, школ и других учреждений;
  • организация летнего оздоровительного отдыха детей из необеспеченных, многодетных, асоциальных семей;
Читайте так же:  С какими странами разрешено двойное гражданство в россии

9 слайд . Причины основных трудных жизненных ситуаций у детей.

Одной из основных причин появления категории «дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации» является семейное неблагополучие, а именно:

алкоголизм в семье; низкая материальная обеспеченность; конфликты между родителями и родственниками; жестокое обращение с детьми, насилие в семье,

ненадлежащее исполнение родителями или законными представителями своих обязанностей по их воспитанию, обучению и содержанию своих детей.

10 слайд. Если ребенок объективно находится в трудной жизненной ситуации:

1.Ребенок систематически приходит в школу не выспавшимся, голодным, без необходимых школьных принадлежностей, без выполненного домашнего задания и т.д.

2. У ребенка имеются проблемы в поведении на уроках или переменах.

3. У подростка возникают проблемы межличностного общения со сверстниками.

3. Ребенок систематически опаздывает на учебные занятия.

4. Ребенок постоянно пропускает учебные занятия без уважительной причины, имеются сообщения от родственников о ситуации неблагополучия в семье и т.д.

Признаки неблагополучия : утомленный, сонный вид; склонность к обморокам, головокружению вследствие постоянного недоедания;

— задержка роста, отставание в речевом, моторном развитии, трудности в обучении.

— привлечение внимания любым способом; чрезмерная потребность в ласке;

— проявление агрессии и импульсивности, которые сменяются апатией и подавленным состоянием;

— проблемы во взаимоотношениях со сверстниками

11 слайд. Направления социально-педагогического сопровождения.

12 слайд. 1. Социальная работа . Это направление предполагает особое внимание к многодетным и неблагополучным семьям, к семьям, где воспитываются дети-инвалиды, дети, находящиеся под опекой, к подросткам с отклоняющимся поведением. Для выявления данных категорий оформляются социальные паспорта классов и социальный паспорт школы. На их основе составляются списки многодетных семей, семей, находящихся в СОП и списки семей и детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

13 слайд . 2. Организационно-воспитательная деятельность.

Осуществляется в тесном контакте с заместителями директора по воспитательной работе, классными руководителями, учителями-предметниками.

В работе с обучающимися социально незащищенных категорий

большое место отведено контролю внеучебной деятельности несовершеннолетних, т. к. чаще всего именно отсутствие четкого контроля со стороны родителей является причиной неуспеваемости, плохого поведения обучающихся, провоцирует их на совершение противоправных действий.

13 слайд 3.Коррекционная работа.

Проводится диагностическая работа, направленная на изучение социально-психологического климата в классе, межличностных отношений и социального статуса каждого ученика.

В 1 и 5 классах организуется работа по адаптации обучающихся к новой учебной обстановке. В 9 классах – тестирование, направленное на выявление сферы профессиональных интересов обучающихся. Проводятся групповые занятия и индивидуальные консультации с детьми, имеющими проблемы в адаптации.

Также важна работа с семьей. Основная задача – привлечь внимание родителей к занятиям обучающихся, стимулировать их интерес к школьной жизни, сделать их участниками различных мероприятий.

14 слайд 4.Просветительская работа

К этому направлению относятся: организация и проведение профилактических бесед, лекций, тематических классных часов, экскурсий, встреч с интересными людьми, проведение педагогических советов, семинаров, совещаний и участие в них.

В просветительской работе акцент делается на профилактику правонарушений, бродяжничества, наркомании, безнадзорности среди обучающихся.

15 слайд 5.Индивидуальная работа с обучающимися.

Выявляются несовершеннолетние, совершившие правонарушение или склонные к противоправным действиям. Проводится профилактическая работа, организуются индивидуальные беседы с детьми и родителями. Приглашение детей и родителей на Совет профилактики.

16 слайд 6.Работа с педагогическим коллективом.

Цель взаимодействия администрации и классного руководителя – совместное выявление причин и проблем, возникающих у ребенка, социально-педагогическая и психологическая коррекционная работа для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций.

17 слайд 7.Работа с родителями.

Работа по выявлению семей, не занимающихся воспитанием своих детей;

Работа с семьёй, находящейся в социально опасном положении (СОП).

Вовлечение родителей в школьные и внешкольные мероприятия.

Проведение лектория для родителей.

Организация индивидуальных бесед и консультаций.

18-20 слайды. Нормативно- правовая база.

Задачи социально- педагогического сопровождения в первую очередь преследуют создание механизма оперативного выявления семей и несовершеннолетних «группы особого внимания», « группы риска», обмена информацией между субъектами профилактики социального неблагополучия семей, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, а так же создание системы скоординированных действий по осуществлению комплекса эффективных мероприятий для преодоления ими трудной жизненной ситуации.

Цель социально-педагогического сопровождения не просто поставить ребенка на учет, начать проведение индивидуальной профилактической работы, а оказать ему всестороннюю поддержку (моральную, психологическую и так далее), направленную на социальное благополучие.

Счастье детей зависит от благополучия семьи, как с материальной точки зрения, так и морально-нравственной. Если ребенок счастлив, то в нем меньше агрессии, злобности, стремления сделать другим так же больно, как и ему.

Видео (кликните для воспроизведения).

Давайте поможем нашим детям жить в безопасности! Не забывая о главном принципе «не навреди». Нравственный закон должен быть в школе живым и деятельным, а доброта и уважение к человеку – нормой.

Источники


  1. Сборник постановлений пленума верховного суда СССР. (1924-1977 гг.) (комплект из 2 книг). — М.: Известия Советов народных депутатов СССР, 2016. — 822 c.

  2. История политических и правовых учений. — М.: Юнити-Дана, 2010. — 472 c.

  3. Малько, А.В. Теория государства и права / А.В. Малько. — М.: ЮРИСТЪ, 2000. — 304 c.
Ребёнок в трудной жизненной ситуации и необходимость его социально-педагогического сопровождения
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here