Самопомощь творческим общением с литературой, искусством и наукой

Статья на тему: "Самопомощь творческим общением с литературой, искусством и наукой" от профессионалов для людей. Если у вас возникнут вопросы, то можете их задать дежурному специалисту.

Самопомощь творческим общением с литературой, искусством и наукой

Творческое общение с литературой, искусством и наукой — это значит, прежде всего, читать такие книги, такие смотреть спектакли, картины в альбомах и на выставках, слушать такую музыку, погружаться в такие науки, чтобы все это помогало уяснить себе себя, свои душевные особенности и трудности, подсказывало, как жить.

Тут важно помнить, что ты вовсе не плох, не неуч, если тебе, например, чужды, не помогают те художественные произведения, от которых без ума другие люди. Значит, ты человек иного склада, у тебя больше созвучия с другими авторами, потому что больше у вас похожего в душе, в характере. У одного больше целебного созвучия с нравственно-психологической прозой Чехова, у другого — с поэтически-философскими вещами Лермонтова, у третьего — с благородной солнечной печалью Пушкина. Книга писателя, поэта (как и всякое произведение науки, искусства) лечит прежде всего созвучием.

С., 23 лет, недовольная своим характером, «себя прочла в стихах А. Ахматовой и стала себе понятней, ясней», ощутила свою духовную особенность, приняла теперь себя такую, какая есть, научилась уважать себя, похожую на Ахматову. Благодаря строчкам поэтессы «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда, как желтый одуванчик у забора, как лопухи и лебеда» С. глубже поняла наши разговоры в группе о том, что но стоит так уж ругать себя за невольные скверные мысли, за постыдные чувства. Мы нравственно отвечаем, в конце концов, не за то, что в нас само по себе думается и чувствуется, а за свои сказанные людям слова и совершенные поступки.

Следовательно, для того, чтобы книга (как и любое произведение науки и искусства) существенно помогла в поисках своего дела, смысла жизни, помогла разобраться в сложном душевном конфликте, вдохновила на добрые дела, необходимо духовное созвучие автора с читателем.

Отечественный книговед Н. А. Рубакин считал, что суть действия книги на читателя выражается положением французского ученого Эмиля Геннекена, которое следует назвать «законом Геннекена»: «На читателя оказывает наибольшее впечатление та книга, психические качества автора которой аналогичны психическим качествам данного читателя» (Рубакин Н. А. Избранное в 2-х томах, т. 1. — М.: Книга, 1975, с. 191).

Нередко, однако, люди целебно тянутся и к чтению писателей противоположного склада. Так, человек с душевными трудностями в виде тягостной неуверенности, застенчивости, тревожности, чувственной вялости тянется не только к чтению Чехова, но и к чтению чувственного самоуверенного Бунина с пронзительными пряными красками в описаниях любви и природы. Это его чувственно тормошит, целебно «поджигает», но в то же время подчеркивает близость чеховского.

Многим людям с расстройствами настроения помогает повеселеть, ожить веселая, чувственно-сангвиническая, мягко-эпикурейская жизнелюбивая сила, выступающая так выпукло-сочно, зримо во фламандской живописи, в картинах Кустодиева, в романе Рабле «Гаргантюа и Пантагрюэль», в «Кола Брюньоне» Роллана, в вещах А. Дюма-отца, Гашека, Ильфа и Петрова, Н. Думбадзе, в музыке Россини, Штрауса, Кальмана.

Итак, важно найти созвучное тебе в искусстве и постараться окружить этим себя дома, где набираешься сил, укрепляешься личностно. На стенах не должно быть случайных картин, фотографий. Пусть все (до формы табуретки на кухне), по возможности, будет по душе живущим здесь людям.

Познакомившись со многими произведениями искусства и науки, нужно выбрать созвучное себе (часто его так немного!) и приобрести некоторый опыт в целебном, личностном, общении с этими созвучными тебе ценностями культуры: установить, какое именно музыкальное произведение, стихотворение, картина, изучение какого именно насекомого или цветка и т. д. помогают освободиться от конкретного расстройства настроения или хотя бы смягчить его.

по Е. Богат В чем смысл нашего общения с искусством, литературой? (ЕГЭ по русскому)

Что есть общение с искусством, литературой? Какова роль искусства в жизни человека? Такие проблемы поднимает в своем тексте Е. Богат. По моему мнению, проблема общения с литературой является основной в тексте.

Автор задается вопросом «В чём смысл нашего общения с искусством, литературой?». Позиция автора относительно этого вопроса предельно ясна. Е. Богатов считает, что когда мы наслаждаемся искусством, то «мы начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается».

Также, автор обращает наше внимание на то, что смысл общения с искусством состоит в том, чтобы писатель научил своего читателя видеть то, чего он раньше не видел.

Я полностью согласен со словами автора и тоже считаю, что благодаря познанию искусства и литературы мы духовно обогащаемся, познаем много нового для себя.

Примером подтверждения моей позиции может служить произведение Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», а конкретно эпизод чтения Евангелии Сони Мармеладовой Раскольникову. Разговор Сони и Родиона открыл новую страницу в жизни обоих. Девушка еще больше уверилась в Боге, а Раскольников начал осознавать несостоятельность своей теории «властьимущих».

Также, могу привести пример из своего жизненного опыта. При чтении какого-либо произведения, я всегда извлекаю для себя что-то новое и полезное. И в сложные жизненные ситуации эти знания всегда мне помогали.

Таким образом, можно сказать, что поднятая автором проблема общения с искусством действительно очень важна для читателей.

Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.

Терапия творческим самовыражением

Все эти факты, наблюдения и закономерности послужили созданию одного из оригинальных направлений в современной психотерапии, получившему название «терапия творческим самовыражением» (ТТС). Его основатель — известный отечественный психиатр и психотерапевт Марк Евгеньевич Бурно, выпустивший по детальной разработке этого метода немало интересных работ.

Читайте так же:  Смена фамилии после замужества документы, которые нужно поменять и сроки

М.Е. Бурно определяет свой метод как клинический, не психоаналитический, психотерапевтический способ лечения людей с тягостными переживаниями своей неполноценности, страдающими тревожными и депрессивными расстройствами. В основе метода лежат следующие две основные идеи.

  • 1. Человек, страдающий каким-либо психопатологическим расстройством, в процессе творчества может лучше узнать и понять особенности своего характера. А узнав свои сильные и слабые стороны, пациент может смягчить свое негативное состояние, потому что наши недостатки — это продолжение наших достоинств.
  • 2. Любое творчество высвобождает большое количество позитивной энергии, поэтому любое творчество целебно. Именно вследствие этого в психике происходят позитивные сдвиги.

Расстройства настроения подобного характера

нередки и у здоровых людей, особенно у тех, кого относят к так называемым акцентуированным личностям. Всем таким пациентам ТТС помогает проникнуться целебным творческим вдохновением, научиться в нравственном самовыражении преодолевать трудности, не обращаясь при этом за смягчением душевной напряженности к лекарствам, алкоголю или наркотикам.

Творчество в ТТС понимается широко — как выполнение любого общественно-полезного дела в соответствии со своими неповторимыми духовными особенностями. Поэтому творчество не может быть реакционным, безнравственным, оно всегда — созидание, несущее в себе позитивную индивидуальность автора.

Поскольку главный инструмент всякого творчества — проявление живой духовной индивидуальности, то и больной, и здоровый человек познают в творчестве свою уникальность, становятся самими собой и освобождаются от тягостной неопределенности, которая всегда присутствует в расстройствах настроения.

Основной и специфический механизм терапии творческим самовыражением (объединяющей на едином основании лечение пациентов через общение их с музыкой, живописью, архитектурой, через создание собственных художественных произведений и т. д.) — это целебное оживление духовной индивидуальности, подведение пациентов к возможности испытать творческое переживаниевдохновение.

Конкретные методики терапии творчеством по М.Е. Бурно включают в себя:

Все эти виды творческой активности способствуют обогащению и развитию личности как пациента, так и здорового человека. Главное — чтобы пациенты соблюдали и руководствовались сами для себя тремя принципиальными положениями:

  • 1 — познай характеры людей;
  • 2 — найди среди них свой характер и присущие ему склонности и устремления;
  • 3 — выбери для себя, сообразно своему характеру путь в жизни, род занятий и увлечений.

Терапия творческим самовыражением, примененная в сфере психологического воздействия на человека как с лечебными, так и с немедицинскими целями, неизменно обнаруживает способность помочь человеку познать и изучить себя при помощи творческой деятельности, сознательно и целенаправленного прояснить свою индивидуальность и значимость. Она помогает найти свое место в социуме, обрести себя в творчестве, способствует активному нахождению средств преодоления кризисных состояний и поднятию на новую ступень в своем развитии.

По тексту Тишкова Ху­до­же­ствен­ное твор­че­ство, с моей точки зре­ния, не про­сто спо­соб са­мо­вы­ра­же­ния (ЕГЭ по русскому)

Какую функцию выполняет художественное творчество в жизни человека? Может ли искусство облегчить участь людей, дать покой и свободу и тем самым стать спасением для них? Леонид Александрович Тишков, задумываясь над данными вопросами, поднимает проблему спасительной роли творчества.

Автор, раскрывая данный вопрос, приводит в примеры истории жизни людей, которым было суждено оказаться в местах лишения свободы. Так, Тишков вспоминает художника-любителя Евфросинью Антоновну Керсновскую, которой искусство помогло забыть страшный период заточения в сталинском лагере. Он показывает, что благодаря «подробным картинкам», художница смогла «освободиться от тех тяжелых воспоминаний», которые связаны с лагерем. Второй же необыкновенный художник, находясь «долгое время в заточение», создавал «невероятно загадочную жизнь» с помощью фантазии, что и помогло ему выжить.

Позиция автора в тексте выражена довольно четко и мне предельно понятна. Российский художник-карикатурист уверен в том, что творчество способно помочь человеку справиться с трудностями, освободить себя и «выпустить на волю».

Невозможно не согласиться с мнением Л.А. Тишкова. Ведь, действительно, искусство позволяет людям пережить сложные моменты в жизни, найти душевный покой, свободу, которые порой так необходимы.

Обратимся к художественной литературе, чтобы доказать данную мысль.

В качестве первого аргумента приведу роман-эпопею Льва Николаевича Толстого «Война и мир». Николай Ростов воспринимал крупный проигрыш Долохову, как конец света: «Пулю мне в лоб»- восклицает герой. Однако, придя домой и услышав чудное пение Наташи, успокоился и осознал, что долг, Долохов — это всё вздор в сравнении с прекрасным голосом сестры.

В качестве второго аргумента вспомним роман Михаила Афанасьевича Булгакова «Мастер и Маргарита». Для Мастера его религиозный роман являлся способом самовыражения, истинным смыслом. В больнице герой признается, что время написания произведения было для него «золотым веком» и стало своеобразным счастьем и покоем.

Таким образом, сила творчества невероятна, ведь оно способно стать спасением для человека, дать ему свободу и покой.

Подготовка к ЕГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (11 класс) на тему

Работа над сочинением

Вложение Размер
rabota_nad_sochineniem.doc 32.5 КБ

Предварительный просмотр:

Прочитайте текст, по которому необходимо написать сочинение-рассуждение.

1. Проведите содержательный и языковой анализ данного текста. Определите тему текста, его идейное содержание, проблематику, позицию автора по выделенным проблемам, а также особенности речевого оформления текста.
2. Напишите сочинение-рассуждение по прочитанному тексту.
Уточните, о чем этот текст, какова его проблематика.
Сформулируйте и прокомментируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Сформулируйте позицию автора по выделенной проблеме. Объясните, почему вы согласны или не согласны с автором прочитанного текста. Свой ответ аргументируйте, опираясь на жизненный или читательский опыт.
Оцените речевое оформление текста. Выделите наиболее яркие средства языковой выразительности, определите их роль в тексте.

[1]

Текст Евгения Богата очень интересен, содержателен. В нем автор поднимает важные проблемы: общение с искусством, духовность жизни. А что может быть важнее духовности? Ведь именно от духовного богатства человека зависит его дальнейшая жизнь.

Читайте так же:  Какие документы нужны для алиментов на ребенка после развода

Е.Богат считает, что когда мы читаем книги, слушаем симфоническую музыку, смотрим картины известных живописцев, то «наши сердце и ум наполняются духовным опытом веков и поколений. » Акцент журналист делает именно на целое поколение, «не на одну, а на миллион жизней»

Еще один важный момент, когда Е.Богат называет хорошего читателя соавтором писателя. Только тогда читатель будет видеть то, что хотел изобразить в произведении автор. Только тогда мы «… начинаем наслаждаться богатством собственной личности, которая нам вдруг открывается».

[2]

В тексте много раз повторяется выражение «духовная жизнь», т.е. для журналиста важна в человеке его духовность. А каждому ли человеку доступна духовная жизнь?

Е.Богат отмечает, что «мы высоко духовны, когда чувствуем бесценность жизни и хотим оставить в мире скромный отпечаток собственной личности. »

Я согласна с позицией автора и попробую высказать доказать это своим стихотворением.

Жизнь прожита уже наполовину,

И если все же посмотреть назад,

Увидишь, кто бросает тебе в спину

Косой, завистливый, недобрый взгляд.

Хорошей быть для всех… Нет, не реально,

Всегда найдется тот, кто не поймет.

Не может человек быть идеальным,

Где-то оступится, чего-то не учтет.

Но все же нужно быть добрей и чище,

Стараться жить законами добра,

Чтобы потом на смертном пепелище

Мне не просить у Бога за себя.

И в храм прийти не только, когда больно,

Не только, когда хочешь попросить,

А в храм прийти, когда ты всем довольна,

И хочешь Бога ты благодарить,

Что ты жива, что живы твои дети,

Что есть достаток, пища на столе,

Что ты счастливей всех на этом свете,

Ведь ты живешь в согласии и добре.

Не умоляй о чем-то материальном,

Бессмертной будет только лишь душа,

И пусть твердят: «Она ведь не реальна!»

А я отвечу: «Что ж болит тогда?»

Вот молча встану я перед иконой,

И свечку я Спасителю зажгу.

Моя молитва будет пусть не новой:

Вновь о добре, согласии попрошу.

Не бойтесь в храм войти, когда сомненья,

Когда тревожно, мерзко, тяжело,

Когда все выносить уж нет терпенья,

Видео (кликните для воспроизведения).

Чуть-чуть общенья с Богом … и легко!

Формы духовной жизни разнообразны: общение с искусством, наслаждение красотой окружающей природы, доверительные беседы с другом, посещение храма… Самое главное, каждый из нас должен жить в гармонии с собой, тогда появляется смысл общения с искусством и литературой!

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания,которые проводятся в конце четверти.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак.

Единый государственный экзамен имеет ряд особенностей. Эти особенности могут вызывать у выпускников различные трудности. В материале приведены их краткие характеристики и основные пути профилактики.

Презентация создана для обучения производственного персонала и студентов, прошедших правтику на промышленных предприятиях, по теме «Оборудование дробильного отделения цементных заводов, работающих по .

Аннотация: в работе представлена практическая методика, позволяющая активизировать учебную деятельность учащихся в процессе подготовки успешного написания эссе при сдаче ЕГЭ по обществознанию.

Строевые упражнения. Понятие о строе и командах. Шеренга, колонна, дистанция и интервал. Расчет по порядку. Расчет на «первый—второй». Перестроение из одной шеренги в две. Размыкание и смыкание .

Контрольно-переводные нормативыпо общей физической и специальной физической подготовки для перевода с дополнительной образовательной программы физкультурно-спортивной направленности шахматы на п.

Литературное произведение в творческом чтении

кандидат педагогических наук, доцент МГГУ им. М. А. Шолохова, учитель русского языка и литературы Лицея гуманитарных технологий

кандидат педагогических наук, доцент МГГУ им. М. А. Шолохова, директор Лицея гуманитарных технологий МГГУ им. М. А. Шолохова

1. Бахтин М.М. Из записей 1970–1971 годов. – М.: «Искусство», 1979. С. 346. 2. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. – М.: Искусство, 1979. 424 с. 3. Занков Л.В. О начальном обучении. – М., Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1963. 200 с. С. 25. 4. Лай В. Школа действия. Реформа школы сообразно требованиям природы и культуры. СПб, 1914. С. 64. 5. Морено Я. Л. Социометрия. Экспериментальный метод и наука об обществе. – М.: Изд-во иностранной литературы, 1958. С. 265. 6. Морено Я. Л. Театр спонтанности. 7. Масандилова И. Л. Литературная импровизационная игра в школе. – М.: ВЦХТ («Я вхожу в мир искусств»), 2013. 144 с. 8. Сидоренкова В.В. Некоторые творческие приёмы чтения// Вопросы методики чтения. – М., 1964. С. 30. 9. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Ч.1. Министерство образования российской Федерации. – М.: Центр образовательного законодательства Минобразования России: Институт новых образовательных систем. 2004. 221с. 10. Якимов И. А. Творческое чтение. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2009. – 144 с.

Федеральное государственное бюджетное научное учреждение «Институт художественного образования и культурологии Российской академии образования» Все права защищены.

«Развитие творческой личности через синтез искусств»
методическая разработка на тему

реферат — исследовательская работа по теме «Развитие творческой личности через синтез искусств»

Вложение Размер
реферат «Развитие творческой личности через синтез искусств» 82.5 КБ

Предварительный просмотр:

Поддубская Марина Николаевна

Развитие творческой личности через синтез искусств

Выполнил: педагог дополнительного

I. Искусство в жизни человека.

1.1. К прекрасному через прекрасное…………………………. 5

1.2. Искусство и общество……………………………………….. 6

1.3. Проблемы несовершенства программ обучения………….9

II. Применение современных методов обучения на практике…11

Искусство играет огромную роль в формировании духовно развитой личности, в совершенствовании чувств, в восприятии явлений жизни и природы сквозь призму человеческих отношений.

Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в человеке. Через приобщение к искусству активизируется творческий потенциал личности, и чем раньше заложен этот потенциал, тем активнее будет стремление человека к освоению художественных ценностей мировой культуры, тем выше эстетическое сознание, тем шире сфера эстетических потребностей.

Читайте так же:  Расчет зарплаты по окладу формула пример

«Практика выявила два конкретных эффективных пути эстетического воспитания школьников: включение эстетических проблем в процессы художественного воспитания детей на уроках литературы, пения, рисования и акцентирование эстетических аспектов в процессе преподавания всех без исключения остальных школьных дисциплин» [1] .

Однако ни в массовую школу, ни в детские сады еще не пришло такое глубинное интегрирование предметов эстетического цикла. По-прежнему задачи эстетического воспитания решаются отдельными курсами: ИЗО, музыка, литература – без сквозного рассмотрения отдельных проблем художественного видения мира и особенностей его отражения в искусстве как целостной системы, что не дает учащимся достаточных оснований, чтобы составить общую картину развития культуры.

По данным социологических исследований бывшего Министерства культуры, только 17% населения страны можно квалифицировать как духовно развитые личности [2] . Таково следствие недостаточно квалифицированного преподавания предметов эстетического цикла в школе, как и занятий в детском саду, а также несовершенства ныне действующих программ, бедности материально-технической базы школы и учреждений дошкольного образования.

Будущее страны – это сегодняшние дошкольники и школьники. Их завтрашний уровень эстетического сознания закладывается сейчас. Поэтому особо актуальными представляются поиск возможных форм эстетического воспитания не только на занятиях предметами эстетического цикла, но и во взаимосвязи различных дисциплин, разработка новых технологий интегрированного подхода к эстетическому образованию, как в школе, так и в дошкольном концентре.

I. Искусство в жизни человека.

1.1. К прекрасному через прекрасное.

«В мире есть не только нужное, полезное, но и красивое. С того времени, как человек стал человеком, с того мгновения, когда он засмотрелся на лепестки цветка и вечернюю зарю, он стал всматриваться в самого себя. Человек постиг красоту… Красота существует независимо от нашего сознания и воли. Но она открывается человеком, им постигается, живет в его душе…» В.А. Сухомлинский.

Опираясь на понимание прекрасного как природного начала, которое существует независимо от человека, но отражается его познанием. В.А. Сухомлинский строит систему эстетического воспитания, которая, по его мнению, должна быть в центре внимания школы и семьи. Свой идеал эстетического воспитания он усматривал в том, чтобы каждый ребенок, увидев прекрасное, остановился перед ним в изумлении, сделал его частицей своей жизни. Познание прекрасного, переживание радости в связи с его сознанием обогащают человека, умножают его силы, цементируют мировоззрение.

В.А. Сухомлинский разделял мнение о том, что успех воспитания во многом определяется развитием эмоционально-чувственной сферы.

Большое значение в эстетическом воспитании Сухомлинский придавал живописи и музыке. Искусство, открывая глаза на мир родной природы, как бы настраивает струны души на ту волну, которая передает звучание красоты мира, побуждая чувство прекрасного и доброго. «Как в живом, трепетном слове родной речи, так и в музыкальной мелодии перед ребенком открывается красота окружающего мира. Но мелодия доносит до детской души не только красоту мира. Она открывает перед людьми человеческое величие и достоинство. В минуты наслаждения музыкой ребенок чувствует, что он настоящий человек».

1.2. Искусство и общество.

Произведение подлинного искусства – всегда чудо. Даже когда все в нем кажется простым и ясным. Чудо потому, что и самое простое, и самое сложное в искусстве всегда поражает: как, по каким неведомым нам законам могли родиться в уме и сердце художника, а затем воплотиться в красках, звуках или словах эти чудесные образы? Чудо потому, что встреча с произведением большого искусства рождает в нас переживания, мысли, чувства, природу которых очень трудно объяснить. Чудо потому, что берем мы от искусства часто несравненно больше того, что дает художник.

Искусство является сложной системой, включающей в себя многие виды – литературу, живопись, музыку, театр, кино и т.д. Их необходимо максимально синтезировать и, таким образом, воссоздать в представлении ребенка общую картину искусства конкретной эпохи, конкретного народа и человечества вообще. Каждый из видов искусства обладает своим художественно-образным языком, спецификой воссоздания действительности, которая, в свою очередь, диктуется особенностями тех или иных жизненных явлений и обстоятельств.

Не всегда то, что подвластно музыке, может выразить скульптура, а то, что отображает литература, может быть выражено средствами живописи. Следовательно, для воспроизведения определенных жизненных реалий той или иной эпохи достаточно средств художественной выразительности какого-либо вида искусства, но для создания обобщенного образа эпохи необходим синтез различных видов искусства.

Кроме того, искусство исторично. Следовательно, оно связано с конкретной социально-исторической средой. Каждая эпоха выбирает какой-либо вид и жанр искусства в качестве наиболее адекватной формы художественного сознания и самосознания и тем самым закладывает условия неравномерности их развития как во времени, так и в различных национально-социальных обществах. Значит, по уровню развития того или иного вида искусства в тот или иной исторический период можно судить о характере эпохи, особенностях данного этапа развития общества. Рассмотрение различных видов искусства во взаимосвязи, в контексте различных форм отражения действительности дает возможность проследить эволюцию художественного освоения мира и преемственности творческий позиций и направлений, которые порой выходят за рамки одного вида искусства и обогащают другие как мировоззренческими позициями, так и поисками новых форм художественной выразительности.

На современном этапе развития педагогической науки особую важность приобретают идеи гуманизации и гуманитаризации образования, создания у детей представления о процессах развития и преемственности единичных культур, являющихся частью общечеловеческого достояния, что дает возможность определить облик человека будущего, свободного от идейных стереотипов, способного вести самостоятельный поиск духовный ценностей и формировать свой эстетический вкус на лучших достижениях мировой культуры.

Осознание художественной картины мира как общенационального достояния, формировавшегося на протяжении всего развития человечества, может стать побудителем к движению отдельных наций и народностей навстречу друг другу в поиске духовных ценностей и идеалов через осмысление особенностей каждой национальной культуры и ее места в едином процессе культурного прогресса.

Горизонтальные и вертикальные связи в развитии искусства помогут восстановить картину мира в его единстве, а также создать представление об искусстве как едином срезе духовной культуры, в котором каждый отдельный вид как бы определяет и предопределяет собой другой, дополняет новыми гранями отображения действительности.

Парадигмальность мышления, которая и является базисом общности проявления художественных направлений и стилей, должна стать основой знакомства с искусством и изучения его в дошкольной и школьной практике. Если расчленение искусства на отдельные виды является метафизическим процессам, помогающим понять особенности литературы, музыки, живописи, театра и т.п., то обратный процесс – соединение знаний об отдельных видах искусства в единый сплав, как уже было сказано, дает представление об образе эпохи в ее конкретном историческом развитии.

[3]

Такой подход может стать стержнем, на который будут нанизываться знания об отдельных видах искусства, изучаемых на занятиях эстетического цикла. Это поможет ребятам более полно использовать полученные знания для формирования своих эстетических убеждений, эстетического вкуса и идеала, то есть непосредственно повлияет на развитие эстетического сознания человека.

Читайте так же:  Можно ли развестись гражданам казахстана в российском суде

Подобную интеграцию в школе можно проводить на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы, применяя систему заданий, направленных на формирование навыков восприятия и анализа произведений искусства через смежные виды.

Рассмотрение конкретного явления культуры в системе мировых духовных ценностей дает представление об общих закономерностях эстетического освоения мира через искусство. Например, литовский художник и композитор М.Чюрленис является новатором синтетического отображения мира через символические образы. Его музыкальные и живописные композиции в равной мере принадлежат как живописи, так и музыке. Через поиск аналогий визуального и звукового изображения действительности Чюрленис стремился воссоздать образ единства мира в различных формах его материального проявления (зрительного и звукового). Однако он не был единственным в своем роде. Подобными изысканиями занимался русский композитор А.Скрябин, стремившийся к созданию целой системы цветовой окраски звукового ряда. Подобные попытки синтезирования различных образных систем характерны для русской поэзии начала ХХ века, когда содержательная сторона литературного образа порой подвергалась давлению со стороны формы с целью нахождения наибольшей мелодичной адекватности (футуризм, частично символизм).

1.3. Проблемы несовершенства программ обучения.

Б.М. Неменский, один из авторов программы по изобразительному искусству для детей разных возрастных групп, справедливо видит задачу обучения искусствам не только в формировании умения понимать прекрасное, но и способности творить его в своей повседневной жизни. В основу единой системы эстетического воспитания он предлагает положить знакомство детей с принципами художественного творчества. Опираться при этом надо на включенные в программу обучения виды искусства – литературу, музыку, ИЗО. Существенное внимание предлагается уделять эмоционально-чувственной стороне эстетического воспитания средствами искусства, обосновывая непосредственную связь уровня эстетического развития личности с ее профессиональной ценностью. Однако в этой программе недостаточно прослеживается связь изобразительного искусства с другими его видами, а делается попытка осмыслить все художественные категории через живопись, что не дает полного представления о культуре как явлении универсальном, включающем в себя различные формы отражения жизни со своей спецификой и особенностями, а также ограничивает мир художественного переживания визуальными образами. Это во многом обедняет ассоциативное мышление детей.

Тот же недостаток присущ и программе по музыке, разработанной под руководством Д.Б.Кабалевского. Немногочисленные примеры соотнесения музыки и живописи, музыки и литературы не дают нужного представления о тех глубинных связях, которые существуют между этими видами искусства. В программе имеется установка на понимание музыкальной конкретики в отрыве от ее образности, рассуждение о музыке подменяет понимание ее как вида искусства, как составной части культуры.

Обе вышеназванные программы носят яркие индивидуальные черты их авторов и, естественно, рассчитаны на яркую индивидуальность учителя. Такая ярковыраженная индивидуальная эстетическая направленность порой снижает поисковый интерес учащихся, заставляет их смотреть на явления искусства «чужими» глазами, не дает развиться индивидуальной эстетической оценочности и эстетическим ориентирам, которые исходили бы из объективной художественной ценности того или иного произведения искусства, мешает осознанию искусства как единства всех видов художественного творчества.

Самопомощь творческим общением с литературой, искусством и наукой

При использовании этого метода подростку рекомендуется:

1. Принести стихи любимого поэта, репродукции (картины) любимого художника или почтовую марку.

2. Прочитать письма знаменитых людей, которые чему-то созвучны.

Рассказать о личностных чертах какого-либо автора, подчеркнуть особенности его произведений и читателей, для которых он написал.

Идея метода – найти своих поэтов, писателей и пр. Найти себя как читателя, зрителя. Выйти на свои личностные особенности через свое отношение к произведениям искусства (например, Ф. Петрарка писал письма к авторам, которые жили задолго до него. В них он находил возможным выразить те чувства, которые не смог выразить людям, реально окружавшим его).

3. Музыка, театр (что «видится», «слышится», «представляется» под музыку) может быть темой для обсуждения, рефлексивного тренинга, темой для сочинений.

4. Наука также может быть предметом для обсуждения. Читая научные работы (классику) в подлиннике, можно научиться слышать ученого, определять его стиль, язык и пр. Можно прочитать автобиографии, письма. Задача – попытаться найти возможность «войти в переживания» авторов.

Чтение как творческая деятельность

Разделы: Литература

Одна из целей изучения литературы, обозначенных в очередном проекте стандарта основного образования, — «овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением базовых литературоведческих понятий и необходимых сведений по истории литературы». Но, к сожалению, «мозаичная культура»[1] сформировала особый тип восприятия художественной литературы. «Чтение как труд и творчество» уступает место беглому чтению или скорочтению[2]. Естественно, читатель всячески приспосабливается к сложившейся ситуации, приучая себя не продумывать то, что он читает, а следовательно, не мыслить творчески.

Основным и неизменным процессом работы с информацией, самообразования, самовоспитания является процесс чтения. Следует сказать и о социализирующей роли чтения – формируются нравственные и духовные ценности. Процесс чтения – это сложный психологический механизм, который требует особого внимания, чтобы в полной мере понимать и наслаждаться чтением. То есть нужно не только больше читать, но и качественно усваивать прочитанное. Ещё великий писатель, просветитель, создатель библиопсихологии Н.А. Рубакин указывал на то, что чтение – «это интеллектуальное творчество». Об этом также говорит И. А. Ильин в статье «О чтении»: «Читать – значит искать и находить; ибо читатель как бы отыскивает скрытый писателем духовный клад, желая найти его и присвоить себе. Это есть творческий процесс, ибо производить – значит творить». Безусловно, читательская работа представляет собой сложную деятельность, в основе которой лежит творческое продуктивное воображение. В литературе существует несколько трактовок понятия «чтение». В различных источниках чтение рассматривается как:

  • творческая деятельность субъекта-читателя, осваивающего произведение, – продукт творческого труда другого субъекта-автора, создателя данного произведения;
  • культура творческого поиска, творческое, личностное «проживание» произведения;
  • творческая деятельность, в ходе которой читатель анализирует факты, суждения, проводит синтез отдельных понятий, в результате чего закладывается фундамент нового знания[3].
Читайте так же:  Как правильно принять квартиру с черновой отделкой в новостройке

Все приведенные выше определения понятия «чтение» характеризуют этот процесс как творческую деятельность.

  • Петербург.
  • Жестокий, мрачный.
  • Разочаровывает, душит, омертвляет.
  • Город скуки и одиночества.
  • Пустота.

Вторая сторона читательской деятельности – это полноценное восприятие текста, его «оживление». Это возможно лишь при сотворчестве с автором, эмоциональном отклике, сопереживании. От нас, учителей, требуется умелое использование методов и приемов, обеспечивающих высокую продуктивность работы читателей. Нельзя не согласиться с точкой зрения Доманского В.А., что больше внимания при чтении нужно уделять креативности: сотворчеству читателей с автором. На своих уроках я использую такие приемы в работе, как дописывание учащимися эпизодов, составление писем, дневников от лица героев произведения, создание работ по мотивам изучаемых текстов, ролевые игры. Учащиеся встают на место героев литературного произведения, мыслят, как они, говорят, как они, думают, как они. Такая работа делает их не только активными участниками урока, но и позволяет творчески подходить к процессу чтения. Большие возможности имеются у уроков, проводимых в форме литературных салонов, творческих мастерских.

Из всего сказанного выше следует, что основной целью преподавания литературы в школе должно быть воспитание читателя, владеющего практикой эстетического прочтения текста, формирование культуры читателя как творчески мыслящей личности. Творческий читатель в процессе чтения художественного произведения, согласно концепции Бахтина М.М.[5], «вживается в условный мир, созданный автором, и выходит за пределы этого мира, пытаясь увидеть его глазами автора, понять его позицию». Такое прочтение художественного текста не только дает читателю возможность соучаствовать, сопереживать герою, но и делает читателя собеседником автора, позволяет ему вступать в заочный диалог с ним, соглашаться или спорить, вырабатывая свою собственную читательскую оценку.

Понимание (принятие или отторжение, оспаривание и т.п.) читателем авторской позиции, авторского замысла, художественных аргументов в его пользу – основной критерий творческого чтения, диалога с автором. По Бахтину, чтение как творческая деятельность вбирает все основные характеристики критического мышления. Отмечу определяющие:

  1. Ярко выраженный процесс неповторимой индивидуальной интеллектуальной духовной деятельности.
  2. Свобода осознанного, обоснованного выбора действий, в том числе и произведений для чтения.
  3. Эстетическое их восприятие как ядро и непременная предпосылка интереса к чтению, наслаждения чтением.
  4. Доказательность, самостоятельность оценки прочитанного, основанной на способности критического суждения о произведении как явлении искусства определенного жанра.
  5. Способность соотнесения, аналитического осмысления и сравнения собственного впечатления о прочитанном с суждениями, впечатлениями других читателей, критических исследований, т.е. иных точек зрения.
Видео (кликните для воспроизведения).

Таким образом, при творческом чтении происходит не только диалог читателя с автором, но и внутренний полифонический диалог, в результате которого у читателя формируются взгляды на мир, общество, другого человека и самого себя. Несомненно, прав С.Я. Маршак в мысли, что «художник-автор берет на себя только часть работы, остальное должен дополнить своим воображением художник-читатель». Поэтому в культуре чтения большое внимание необходимо уделять способности читателя воспринимать, анализировать, оценивать авторский замысел, эстетический пафос, социальный и нравственный итог писательского труда — литературного произведения. Прав С.П. Лавлинский, говоря о том, что «идея взаимопонимания и общения, предметом которого является произведение», – одна из плодотворных в сфере гуманитарного мышления[6]. А чтобы читатель-школьник превратился из случайного потребителя «мозаичной» культуры в ответственного собеседника автора произведения, он должен воспринимать процесс чтения как творческую деятельность. Поэтому главная задача современного педагога – помочь школьнику научиться самостоятельно вступать в диалог с различными голосами отдельных произведений, фиксируя в сознании многообразие художественных принципов и форм изображения мира и человека.

  1. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельный подход. Учебное пособие. М., 2003. С. 30-31.
  2. Там же. С. 31.
  3. Кудина Г. Н.« Диалог» читателей с автором на уроках литературы. / / Психологическая наука и образование. 1996, №2. С. 55.
    Кудина Г. Н. Чтение художественного текста как читательское сотворчество. Искусство в школе. 1992, №2. С. 12-13.
  4. Доманский В. А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. М., 2002. С.89-91.
  5. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества. М., 1979. С. 134.
  6. Лавлинский С.П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельный подход. М., 2003. С.35.


  1. Альбеткова Р. И. Активные формы преподавания литературы. М., 1996.
  2. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М.,1979.
  3. Доманский В.А. Литература и культура. Культурологический подход к изучению словесности в школе. М., 2002.
  4. Ильин Е. Н. Путь к ученику. М.,1988.
  5. Кудина Г. Н. «Диалог» читателей с автором на уроках литературы./ / Психологическая наука и образование. 1996, №2.
  6. Чтение художественного текста как читательское сотворчество. / / искусство в школе. 1992, №2.
  7. Лавлинский С. П. Технология литературного образования. Коммуникативно-деятельный подход. М., 2003.
  8. Фогельсон И. А. Литература учит. М.: просвещение, 1990.

Источники


  1. Правоведение. Учебное пособие. — М.: ГЭОТАР-Медиа, 2013. — 400 c.

  2. Рыжаков, А. П. Защитник в уголовном процессе / А.П. Рыжаков. — М.: Экзамен, 2016. — 480 c.

  3. Штерн, С НАЛОГОВЫЕ АГЕНТЫ. Проблемы статуса и практики; Юркафе, 2012. — 112 c.
Самопомощь творческим общением с литературой, искусством и наукой
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here