Служебный подлог – что это особенности преступления, наказание

Статья на тему: "Служебный подлог – что это особенности преступления, наказание" от профессионалов для людей. Если у вас возникнут вопросы, то можете их задать дежурному специалисту.

Статья 292. Служебный подлог

1. Служебный подлог, то есть внесение должностным лицом, а также государственным служащим или муниципальным служащим, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности (при отсутствии признаков преступления, предусмотренного частью первой статьи 292.1 настоящего Кодекса), —

наказываются штрафом в размере до восьмидесяти тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период до шести месяцев, либо обязательными работами на срок до четырехсот восьмидесяти часов, либо исправительными работами на срок до двух лет, либо принудительными работами на срок до двух лет, либо арестом на срок до шести месяцев, либо лишением свободы на срок до двух лет.

2. Те же деяния, повлекшие существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства, —

наказываются штрафом в размере от ста тысяч до пятисот тысяч рублей или в размере заработной платы или иного дохода осужденного за период от одного года до трех лет, либо принудительными работами на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового, либо лишением свободы на срок до четырех лет с лишением права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью на срок до трех лет или без такового.

Комментарий к Ст. 292 УК РФ

Например, постановления о возбуждении и прекращении уголовного дела удостоверяют такие события и факты, которые имеют юридическое значение и влекут юридические последствия, в связи с чем внесение в эти документы заведомо ложных сведений должностными лицами органов внутренних дел из иной личной заинтересованности, выразившейся в желании улучшения показателей раскрываемости преступлений, является служебным подлогом, ответственность за совершение которого предусмотрена комментируемой статьей.

Документы, исходящие от отдельных лиц, коммерческих и иных организаций, не являющихся государственным или муниципальным учреждением (договоры, расписки и т.д.), сами по себе официальными документами не являются. Вместе с тем, если такие документы попадают в ведение (делопроизводство) указанных выше государственных (муниципальных) органов или учреждений, их следует признать официальными, поскольку через деятельность публичного аппарата власти и управления они приобретают свойства официального документа; кроме того, их искажение способно затруднить выполнение возложенных на государственные или муниципальные структуры функций.

Официальный документ должен иметь необходимые реквизиты (номер, дата, печать и другие реквизиты в зависимости от характера самого документа) и быть подписанным уполномоченным на это должностным лицом.

2. Объективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, может быть выполнена одним из следующих действий: 1) внесением в официальный документ заведомо ложных сведений; 2) внесением в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание.

Внесение в официальный документ заведомо ложных сведений имеет место в случае, когда в подлинный по своей форме документ (т.е. сохраняющий все внешние реквизиты) вносятся не соответствующие действительности сведения (так называемый интеллектуальный подлог). Также данное деяние может выражаться в нанесении на документ ложных реквизитов, например проставление даты, не соответствующей фактической дате составления документа, либо в подделке подписи на документе.

Внесение в официальный документ исправлений, искажающих его действительное содержание, — это подчистка, дописка подлинного текста, совершение иных действий, в результате которых меняется содержание, информативная нагрузка документа (материальный подлог).

Служебный подлог имеет место только в том случае, когда внесение в документ заведомо ложных сведений и исправлений связано со служебными функциями виновного лица, т.е. осуществляется именно в связи с выполнением им своих служебных обязанностей. Если же должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает такие же действия, но безотносительно к имеющейся по службе возможности, состав данного преступления отсутствует. При определенных условиях это деяние может быть квалифицировано по ст. 327 УК. По этой же статье следует квалифицировать действия виновного, когда должностное лицо или государственный (муниципальный) служащий совершает указанные действия не по отношению к официальному документу, который является таковым изначально, независимо от произведенных с ним действий, а работает с обычным документом, изготавливая из него документ официальный.

Следует учитывать, что при внесении заведомо ложных сведений в официальные документы, являющиеся основанием к приобретению гражданства (к примеру, вид на жительство), содеянное квалифицируется по ч. 1 ст. 292.1 УК как по специальной норме (ч. 3 ст. 17 УК).

3. Состав преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, является формальным. Преступление окончено с момента внесения в официальный документ ложных сведений либо исправлений, искажающих его действительное содержание, независимо от того, был ли в дальнейшем такой документ использован. Использование поддельного документа при совершении какого-либо преступления следует квалифицировать по совокупности служебного подлога с соответствующим преступлением (например, со ст. ст. 159, 160 УК). Заранее не обещанный служебный подлог в целях сокрытия хищения, совершенного другим лицом, не может быть квалифицирован как пособничество в хищении и охватывается только составом преступления, предусмотренного комментируемой статьей.

Внесение в официальный документ ложных сведений или исправлений с целью дальнейшего его использования для совершения тяжкого или особо тяжкого преступления образует совокупность служебного подлога и приготовления к соответствующему тяжкому или особо тяжкому преступлению.

4. Субъективная сторона преступления, предусмотренного ч. 1 комментируемой статьи, выражена виной в виде прямого умысла. Обязательным признаком субъективной стороны является мотив преступления — корыстная или иная личная заинтересованность (о содержании этого признака см. комментарий к ст. 285). Отсутствие умысла исключает наличие рассматриваемого состава преступления. Подписание же, например, подложного документа по небрежности при наличии соответствующих признаков может быть квалифицировано как халатность по ст. 293 УК.

5. Субъект преступления — специальный. Им может быть как должностное лицо, так и государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

Читайте так же:  Справка о доходах за 3 месяца для детского пособия образец для мфц

6. Часть 2 комментируемой статьи предусматривает ответственность за совершение одного из указанных в ч. 1 данной статьи действий, последствием которого явилось существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (о данном последствии см. комментарий к ст. 285).

Уголовная ответственность за служебный подлог

Судебная коллегия по уголовным делам областного суда приговор оставила без изменения. Заместитель председателя Верховного Суда РФ в протесте поставил вопрос об отмене приговора и кассационного определения за отсутствием в действиях С. состава преступления, предусмотренного ст. 292 УК РФ. Президиум областного суда удовлетворил протест по следующим основаниям.

В судебной практике встречаются ошибки в квалификации рассматриваемого преступления в связи с тем, что суды не всегда устанавливают факт осознания должностным лицом того, что оно искажает подлинность и достоверность содержащихся в документе сведений [4].

Так, областным судом М. был осужден за служебный подлог и присвоение чужого имущества. В служебном подлоге он был признан виновным в связи с тем, что, будучи старшим прорабом стройпоезда, по просьбе главного бухгалтера стройпоезда. И выписал ей три командировочных удостоверения, а еще в одном сделал отметку о нахождении В. на командировке. На основании этих удостоверений В во время ревизии отчиталась за недостающие суммы. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда Российской Федерации, рассмотрев дело по кассационной жалобе осужденного, приговор в части осуждения М. за служебный подлог отменила и производство по делу прекратила за отсутствием состава преступления по следующим основаниям.

Суд в приговоре указал, что М. совершил служебный подлог, так как через два года после совершенного В. хищения выписал ей три фиктивных командировочных удостоверения, а на четвертом сделал отметку о ее пребывании в командировке. При этом суд отметил, что все это М. выполнил по просьбе В., которой поверил, что она была в командировке. Но поскольку суд пришел к выводу, что М. был обманут и не знал о фиктивности составленных им документов, то последний не может нести ответственность за служебный подлог, так как таковая может наступить лишь в том случае, если должностное лицо составляет заведомо ложный документ или вносит в документы заведомо ложные сведения. Поскольку суд не установил того, что М. сознавал фиктивность выдаваемых им В. документов, осуждение его за служебный подлог является необоснованным [5].

Приговор в части осуждения лица за служебный подлог отменен, и дело прекращено за отсутствием состава преступления.

Брянским судом Бежецкого района 27 февраля 2008 г. Зелинов осужден по пп. «б», «в» ч. 2 ст. 160, п. «б» ч. 3 ст. 160, ст. 292 УК РФ.

Он признан виновным в хищении чужого имущества, вверенного ему, совершенном неоднократно, с использованием своего служебного положения, в крупном размере, а также в служебном подлоге.

Зелинов, работая в должности инженера-строителя колхоза им. Ленина, с. Звезда, в период с 1997 по 2008 г. похитил вверенное ему имущество колхоза на общую сумму 86 123 руб., а также совершил служебный подлог.

Судебная коллегия по гражданским делам Брянской области 11 июля 2008 г. протест в порядке надзора удовлетворил, указав следующее: согласно п. 1 примечания к ст. 285 УК РФ должностными лицами в статьях главы 30 УК РФ признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации.

Ни к одному из перечисленных в этом примечании органов и учреждений колхоз не относится, и, соответственно, работающий в нем инженером Зелинов не может считаться должностным лицом.

Поэтому он не несет ответственности по ст. 292 УК РФ и дело в этой части подлежит прекращению за отсутствием в его действиях состава преступления. [6]

Таким образом, при квалификации преступления по ст. 292 УК РФ необходимо установить является ли субъект, совершивший преступление, должностным лицом.

Служебный подлог

Статья 292 УК РФ определяет служебный подлог как внесение должностным лицом, а также государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, не являющимся должностным лицом, в официальные документы заведомо ложных сведений, а равно внесение в указанные документы исправлений, искажающих их действительное содержание, если эти деяния совершены из корыстной или иной личной заинтересованности.

В качестве предмета преступления закон называет официальные документы. Под официальным документом следует понимать исходящий от соответствующих учреждений, предприятий, организаций письменный акт, удостоверяющий факты или события, имеющие юридическое значение. Такие документы содержат необходимые реквизиты и должны быть подписаны должностным лицом. Например, к официальным документам, как к предмету служебного подлога по конкретным делам были отнесены приказы, трудовые соглашения, издательские договоры, товарно-транспортные накладные, наряды о выполнении работ, бестоварные накладные, копии финансового лицевого счета, Книги записи актов гражданского состояния. Документ, полученный из автоматизированной информационной системы, приобретает юридическую силу и может рассматриваться как официальный после его подписания должностным лицом соответствующего учреждения и в соответствующем порядке. п. 5 Федерального закона РФ «Об информации, информатизации и защите информации» от 20. 02.1995г. СЗ РФ. 1995. № 8. Ст. 609. В соответствии со сложившейся практикой к предметам данного преступления относятся и находящиеся в делах государственного учреждения, предприятия или организации частные документы.

Документы, исходящие из коммерческих структур, различных некоммерческих организаций, не относящихся к государственным органам, органам местного самоуправления, государственным и муниципальным учреждениям, не являются предметом служебного подлога. Их подлог можно квалифицировать по ст.327 УК РФ при наличии всех признаков этого состава преступления.

С объективной стороны служебный подлог состоит во внесении в официальные документы: а) заведомо ложных сведений или б) исправлений, искажающих их действительное состояние.

Внесение в официальные документы заведомо ложных сведений — это заполнение подлинных документов сведениями, не соответствующих действительности. Например, начальник отделения милиции вносит в паспорт своего знакомого запись о расторжении брака, тогда как брак в установленном законом порядке на расторгался. По делу директора завода крупнопанельного домостроения совершенный им служебный подлог выразился во внесении в наряды ложных сведений о работе, якобы выполненной женами нескольких рабочих, хотя последние сами выполняли ее в свободное время. Российская юстиция, № 4. 1999 г. Ст. 38.

Читайте так же:  Какие документы нужны для оформления гражданства ребенку

Под внесением исправлений, искажающих действительное содержание официальных документов, следует понимать исправление отдельных реквизитов документа или замену их другими, переделку текста документа или даты его выдачи и т.д. Все они осуществляются путем физического или химического воздействия на документ.

По способу совершения должностной подлог может быть материальным и интеллектуальным. Материальный подлог выражается в изменении содержания и вида документа: подделки, подчистки, приписки, вытравлении текста документа, переделке его реквизитов и т.п. Такой подлог оставляет невидимые, материальные следы и может быть установлен криминалистической экспертизой. Интеллектуальный подлог состоит в изготовлении документа ложного по содержанию, но правильного по форме, составленного на подлинном бланке соответствующего учреждения, скрепленного печатью учреждения и т.п. В этом случае подлог определяется путем доказывания ложности самих фактов или событий, о которых свидетельствует документ. А.В. Галахова. Должностные преступления. М. 1998 г. Ст. 43.

Указанные в законе действия образуют рассматриваемое преступление, когда они совершаются должностным лицом, государственным служащим, а также служащим органа местного самоуправления с использованием своего служебного положения и вопреки интересам службы. Если этого нет, при наличии определенных условий речь может идти об ответственности по ст.327 УК РФ. Уголовный кодекс с постатейными материалами. М.: СПАРК. 1998. Ст. 814.

По конструкции рассматриваемый состав преступления является формальным. Преступление признается оконченным с момента совершения хотя бы одного из названных в законе действий.

С субъективной стороны служебный подлог характеризуется прямым умыслом. Лицо осознает, что оно осуществляет подлог официальных документов, и желает совершить эти действия. Если лицо предписывает, например, фиктивную платежную ведомость на оплату труда, думая, что оформляет подлинный документ, в его действиях нет признаков служебного подлога. При установлении неосторожной вины и иных необходимых признаков оно может отвечать за халатность.

Обязательный признак данного преступления — корыстная или иная личная заинтересованность. Корыстная заинтересованность при подлоге понимается традиционно как стремление обогатиться либо избежать имущественных расходов. Под иной личной заинтересованностью имеются в виду некорыстные, но антиобщественные мотивы — месть, карьеризм, зависть, желание помочь родственникам или друзьям, например, в приобретении жилья, садового участка, гаража, получить благоприятные отзывы о своей работе, поддержать выгодные приятельские отношения. Уголовное право РФ. Особенная часть. М.: Юрист. 1996 г. Ст. 435.

Субъектом преступления является должностное лицо, а также государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

Служебный подлог нередко выступает в качестве способа совершения или сокрытия другого преступления. В частности, если для сокрытия, присвоения или растраты чужого имущества в официальных документах совершаются подлоги, то содеянное образует реальную совокупность двух преступлений и квалифицируется по ст.160 и 292 УК РФ. Если должностное лицо выдало частному лицу заведомо подложный документ для получения пенсии, пособия или других выплат, его действия следует квалифицировать по ст.159 и 292 УК РФ при условии, что оно имело цель обратить в свою пользу или в пользу других лиц все незаконно полученные средства или их часть.

Квалификация служебного подлога по совокупности преступлений, предусмотренных ст.285, 293 УК РФ, возможно при наличии реальной совокупности преступлений.

Подлог не требует самостоятельной квалификации, если он является конструктивным признаком другого преступления.

Служебный подлог. Халатность.

Служебный подлог

Уголовную ответственность влечет совершение любым государственным служащим или служащим органа местного самоуправления, как должностным лицом, так и не должностным лицом, подлога официального документа, если это действие совершено из корыстной или иной личной заинтересованности (ст. 292 УК).

Объект Общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

Объективная сторона преступления заключается в активных действиях. Предметом преступления является официальный документ, т.е. письменный документ, выдаваемый органом государственной власти либо органом местного самоуправления, содержащий соответствующие реквизиты (печать, подпись и т.д.) и по своему содержанию предоставляющий кому-либо права или освобождающий от обязанностей либо удостоверяющий какие-либо факты, события, иные обстоятельства, имеющие юридическое значение. Официальными документами считаются также регистрационные книги, журналы и т.п. (например, Книга записей актов гражданского состояния). Иные документы, выдаваемые не органом государственной власти либо органом местного самоуправления, предметом данного преступления не являются. Но если подлог расписки, договора, обязательства или другого документа связан с завладением чужим имуществом, действия лица надлежит квалифицировать как мошенничество.

Закон указывает на два способа совершения подлога. Официальный документ может быть подложным в целом, когда содержащиеся в нем сведения полностью не соответствуют действительности. Официальный документ может быть подложным частично, когда в него внесены исправления, искажающие его подлинное содержание, например исправлена денежная сумма, дата рождения или смерти, искажена фамилия и т.д.

Состав преступления является формальным, преступление окончено с момента изготовления подложного документа или внесения в него ложных сведений.

С субъективной стороны преступление характеризуется прямым умыслом и особым мотивом — корыстной или иной личной заинтересованностью (см. § 1).

Субъектом преступления может быть как должностное лицо, так и любой другой государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

Халатность.

Объект Общественные отношения, обеспечивающие нормальное функционирование государственной власти, государственной службы, службы в органах местного самоуправления.

Уголовная ответственность за халатность имеет место в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения должностным лицом своих обязанностей вследствие недобросовестного или небрежного отношения к службе, если это повлекло существенное нарушение прав и законных интересов граждан или организаций либо охраняемых законом интересов общества или государства (ст. 293 УК).

С объективной стороны преступление состоит в небрежном или недобросовестном отношении к выполнению лицом своих обязанностей по службе, что выражается в их неисполнении или ненадлежащем исполнении. Поведение лица может состоять в активных действиях, почаще оно выражается в бездействии, в невыполнении тех действий, которые оно должно было совершать в связи с занимаемой им должностью. М. был признан виновным в халатности на том основании, что в ряде случаев подписывал чеки для получения денег из банка без должной проверки и с незаполненными реквизитами, что создало условия для присвоения денег кассирами.

Читайте так же:  Как выгодно продать квартиру, купленную в ипотеку – три лучших способа

Для привлечения к уголовной ответственности необходимо точно уяснить круг обязанностей, которые должны были выполняться виновным в связи с его должностью. Состав преступления окончен с момента наступления последствий — существенного нарушения прав и законных интересов граждан, организаций, общества или государства. Чаще всего халатность причиняет материальный ущерб. Главный ветеринарный врач И. был признан виновным в том, что в нарушение существующей инструкции не проводил планового обследования скота, в результате чего больные животные находились среди здоровых и заражали их; этим бездействием совхозу был причинен крупный материальный ущерб.

Наступившие последствия должны находиться в причинной связи с небрежным или недобросовестным отношением лица к своим служебным обязанностям, в противном случае состав преступления отсутствует.

С субъективной стороны халатность возможна только при наличии неосторожной вины, чаще всего имеет место небрежность, когда лицо, выполняя свои обязанности недобросовестно, неаккуратно, кое-как, не предвидит общественно опасных последствий такого отношения к службе, но должно было и могло их предвидеть. При решении этого вопроса следует учитывать как объективные факторы, так и личные качества лица, допустившего существенное причинение вреда, — его квалификацию, опыт работы, образование и т.п.

Субъектом преступления может быть только должностное лицо (см. § 1).

В качестве квалифицирующего обстоятельства в ч. 2 ст. 293 УК предусмотрены смерть человека или иные тяжкие последствия. Понятие таких последствий — вопрос факта, это зависит от обстоятельств конкретного дела. Во всяком случае эти последствия должны быть достаточно серьезными. Вина в отношении наступления таких последствий может быть только в форме неосторожности.

В связи с нормой, предусмотренной в ч. 2 ст. 293 УК, может возникнуть вопрос о разграничении ее с ч. 2 ст. 109 и ч. 4 ст. 118 УК, где предусмотрено неосторожное причинение смерти либо тяжкого или средней тяжести вреда здоровью человека вследствие ненадлежащего выполнения лицом своих профессиональных обязанностей. Разграничение следует проводить по объективной стороне и по субъекту. Статья 293 УК предусматривает наступление таких последствий вследствие небрежного или недобросовестного отношения к своим служебным, а не профессиональным обязанностям. Поэтому врач, другой медицинский работник, фармацевт и иные лица, не являющиеся должностными, за указанные последствия подлежат ответственности по ст. 109,118 УК, а должностные лица — по ч. 2 ст. 293 УК РФ.

Посягательства против правосудия, совершаемые работниками органов правосудия (общая характеристика, виды преступлений, анализ конкретных составов, предусмотренных ст. 299, 300, 301 УК РФ).

Преступления против правосудияэто умышленные деяния, пося­гающие на нормальную деятельность органов правосудия.

Видео (кликните для воспроизведения).

Субъектом преступлений признаются работники органов правосудия (ст. 299-303, 305 УК РФ); должностные лица или служащие (ст. 315 УК РФ); вменяемые лица, достигшие 16-летнего возраста.

Условно эти преступления можно подразделить на три группы:

1) посягательства, совершаемые работниками органов право­судия при выполнении возложенных на них функций (ст. 299-302; ч. 2 ст. 303; ст. 305 УК РФ);

2) преступления, совершаемые лицами, обязанными по закону или в силу гражданского долга содействовать правосудию или не препятствовать его осуществлению (ст. 234-298, 306-312, 315, 316 УК РФ;

3) преступления, совершаемые лицами, в отношении которых приняты меры государственного воздействия.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Лучшие изречения: При сдаче лабораторной работы, студент делает вид, что все знает; преподаватель делает вид, что верит ему. 9364 —

| 7304 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Уголовная ответственность за служебный подлог

Подлог документов, исходящих от отдельных лиц, а также от коммерческих и иных негосударственных организаций (обязательства, расписки и т.п.), не образует состава рассматриваемого преступления. Однако такие документы приобретают официальный характер и могут быть признаны предметом служебного подлога, если они находятся в ведении (делопроизводстве) государственного или муниципального учреждения или организации и имеют юридическое значение, например, справки, завещания, обязательства.

Для состава преступления необходима связь подлога документов со служебными функциями виновного. Если подлог документов совершается без использования им своего служебного положения, то деяние может, при определенных условиях, квалифицироваться по ст. 327 УК как преступление против порядка управления.

В тех случаях, когда виновный использует подделанный им документ для совершения еще какого-либо преступления, уголовная ответственность наступает по совокупности – за служебный подлог и за совершенное с использованием поддельного документа преступление. Так, использование должностным лицом изготовленного им заведомо фиктивного документа при совершении хищения надлежит квалифицировать по совокупности как служебный подлог (ст. 292 УК) и хищение (ч. 2 ст. 160 УК).

Нередко служебный подлог предшествует мошенничеству, совершенному с использованием служебного положения (ч. 2 ст. 159 УК) и образует с ним совокупность.

Если подделанный документ используется другим лицом для совершения преступления, речь может идти о соучастии в виде пособничества и служебном подлоге.

1.2 Субъективные признаки и субъект служебного подлога

Субъективная сторона преступления – прямой умысел. Кроме того, для вменения ст. 292 УК необходимо установление мотива, корыстной или иной личной заинтересованности. С субъективной стороны служебный подлог предполагает вину только в форме прямого умысла. Виновный, совершая подлог, сознает, что вносит в официальный документ заведомо ложные сведения или исправления, искажающие действительное его содержание, и желает сделать это.

Уголовная ответственность за служебный подлог наступает при наличии корыстной или иной личной заинтересованности. Содержание последних раскрывается при анализе состава злоупотребления должностными полномочиями (ст. 285 УК). Совершение служебного подлога при отсутствии корыстной или иной личной заинтересованности может рассматриваться как дисциплинарный проступок.

Читайте так же:  База данных детей на усыновление

Субъектом служебного подлога могут быть должностное лицо, а также государственный служащий или служащий органа местного самоуправления, не являющийся должностным лицом.

Законодательство стран СНГ, кроме Республики Узбекистан, определяет признаки служебного подлога в основном так же, как Уголовный кодекс РФ.

Служебный подлог – понятие преступления и наказание

У некоторых представителей государственной власти, занимающих высокие посты, может возникать искушение воспользоваться служебным положением. Одним из распространенных способов является создание заведомо ложных изменений в официальных документах. В зависимости от вида преступления, предусмотрена различная уголовная ответственность за служебный подлог.

Противозаконное деяние, которое направлено против государственной власти определяют, как служебный подлог. Подобное преступление относят к категории небольшой тяжести, при условии, что служебный подлог совершен как отдельный факт нарушения.

В подавляющем большинстве случаев, служебный подлог совершается ради достижения других корыстных целей. По сути, такое преступление – это осуществление незаконного умысла субъекта преступления. В процессе его совершения, должностное лицо умышленно изменяет реальную ситуацию и обстоятельства, которые фиксируются в официальных документах на ложные данные. В результате, имеется факт неправомерных действий, по отношению сведений и данных, которые изменены для незаконного использования.

У каждого противоправного деяния есть предмет преступления, у служебного подлога – это официальная государственная документация. Правильно определить состав преступления подобного характера можно, если дифференцировать официальную документацию, доказывающую наличие факта незаконного действия.

Документацией может быть любой источник информации, которые подтверждает или опровергает наличие факта совершения служебного подлога. При совершении подлога, нарушитель умышленно скрывает истинные данные и выдает ложные сведения за правду. Определяющим фактом совершения служебного подлога, является наличие юридической силы составленных документов.

[3]

Служебный подлог имеет две разновидности, каждая из которых не связана между собой. В составе одного преступления они могут рассматриваться по отдельности или в комплексе.

Различают следующие виды подобного деяния:

[1]

  1. Запись в официальной документации заведомо ложной информации
  2. Внесение корректировки в официальную документацию. Она отражает факты не соответствующие действительности и реальному содержанию документов

Уголовно-правовая характеристика

Характеристика, служебного подлога, которая описана в статье 292 Уголовного Кодекса, за подобное деяние заключается во внесении изменений и корректировок лицом на государственной службе при исполнении должностных обязанностей. Подлог имеет две формы:


  1. Материальную. Изменения в документ вносятся механическим путем: подчистка, исправление, изменение печати и штампов.
  2. Интеллектуальную. Изготавливается новый документ с измененными данными, взамен настоящего.

Криминалистическая характеристика

Проводимая криминалистическая экспертиза относится к вспомогательным способам определения состава преступления, но в некоторых случаях, она может сыграть определяющую роль в определении факта подделки официального документа. Существуют различные криминалистические способы, позволяющие выявить исправления в документах, которые невозможно определить внешним осмотром.

Криминалистика позволяет определить не настоящие печати, штампы, бланки и другие реквизиты, используемые при оформлении поддельных документов.

Одним из составляющих элементов криминалистической характеристики, является определение почерка лица при исполнении служебных обязанностей и наличие его подлинной подписи. По результатам проведенной криминалистической проверки и анализа полученных данных можно определить состав преступления.

Состав преступления

По действующему уголовному праву, подобное незаконное действие рассматривает в области преступлений, направленных против установленного государством порядка.

Служебный подлог создает образование ложных данных в учете и номенклатурном производстве, что влечет сбой в нормальном функционировании системы. Объектом преступления выступает стабильная работа органов государственной власти и местного самоуправления.

Объективная сторона определяется деяниями, заключающимся в составлении документа с ложными данными и покушение на общественные ценности, которые могут быть дискредитированы посредством служебного подлога.

Субъектом преступления, является совершившее служебный подлог лицо, находящееся при исполнении должностных обязанностей, занимающее пост в органах государственной власти.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (499) 653-79-33

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 332-54-12

Бесплатная горячая линия по всей России:
88006003901

Субъективная сторона преступления – это злой умысел и корыстный мотив, которые явились причиной совершенного преступления.

Особенности квалификации

Квалифицируются преступления подобного рода исходя из цели незаконного документа, которые могут быть следующие:

  1. Сокрытие факта уже совершенного незаконного действия.
  2. Подготовка к преступлению среднего, тяжелого или особого тяжелого характера.

За счет квалифицирующих признаков определяются отягчающие обстоятельства совершенного преступления и самостоятельные характеристики – для назначения наказания по совокупности нескольких статей. Если преступление, было пресечено и раскрыто на момент подлога, преступнику будет определено наказание согласно статье 30 Уголовного кодекса. Сложности квалификации подлога, образуются при необходимости его выделения из других преступлений:

  • Мошенничество.
  • Хищение и другие преступления подобного характера, которые происходят с оформлением подложных документов.

Отграничение от смежных преступлений

По своему характеру, подлог и взятка достаточно близкие между собой преступления. Составление подложных документов, осуществляется за определенную плату. Еще более тесно связаны между собой служебный подлог и фальсификация доказательной базы. Различия подобных незаконных действий, только в субъекте преступления. Судебная практика доказывает, что самостоятельно, служебный подлог совершается крайне редко, в большинстве случаев он рассматривается в совокупности более двадцати составов преступлений.

Правовое регулирование и ответственность за служебный подлог

Возможные наказания предусмотрены Уголовным кодексом (292 статья):

  1. Наложение штрафных санкций, размер которых варьируется в пределах от 100 до 200 минимальных окладов.
  2. Взыскание суммы равной доходу виновного, полученного им за 1-2 месяца.
  3. Обязанность выполнить работы общественного характера на протяжении от 180 до 240 часов.
  4. Принудительные работы на период от 1-2 года.
  5. Заключение под стражу на срок не более двух лет.

По совокупности статей виновнику, может быть назначено дополнительное наказание.

Судебная практика по служебному подлогу

Факты служебного подлога достаточно часто встречаются в сфере здравоохранения. Используя служебное положение, должностные лица скрывают факт врачебной ошибки и халатности.

Два реальных случая из судебной практики, связанных с преступлением служебного подлога: больной, находящийся в кардиологии пожаловался медицинской сестре на боли в спине и попросил вызвать врача. Доктор, у которого уже заканчивалась рабочая смена, не стал вникать в суть проблемы и сослался на остеохондроз пациента. Он решил, что заниматься подобной проблемой должны другие врачи.

Читайте так же:  Единовременное пособие при рождении ребенка

Через несколько часов, после осмотра врача у пациента произошел инфаркт миокарда, вызвавший летальный исход. На следующий день врач сделал документы, согласно которых он оказал всю необходимую помощь пациенту и назначил ему срочный перевод в реанимацию. На действия врача подали жалобу другие пациенты, находящиеся в этой же палате. Врачу, была назначена ответственность по совокупности нескольких статей, в том числе служебный подлог.

Следующий случай относится к нарушениям в сфере медицинского образования: в одном из учебных заведений, при получении взятки, был взят с поличным председатель приемной комиссии, который должен был передать её ректору ВУЗа. В этот же день следствию были предоставлены документы о тяжелом состоянии здоровья подозреваемого.

В ходе проведения следственных мероприятий постоянно предоставлялись справки о тяжелой болезни взявшего взятку сотрудника ВУЗа. Дело развалилось на этапе следствия, а получивший взятку, был отправлен на пенсию. В результате инцидента, виновник не понес наказания, что вызвало недовольство и резонанс в обществе и среди студентов ВУЗа. Подобная ситуация доказала, что медицина может выступать защитой от наказания при совершении преступлений различного характера.

Цели служебного подлога, могут иметь последствия, разрушающие государственный устой. Сегодня в РФ документальной отчетности и документоведению уделяется особое значение, что создает повышенную ответственность для должностных лиц, имеющих отношение к документальному сопровождению различных процессов.

Уголовная ответственность за служебный подлог

Определение цели поведения, в том числе и преступного, является необходимой предпосылкой принятия решения о совершении тех или иных действий. В связи с принятием решения цель преступления выступает в качестве конкретизированного выражения интересов субъекта и модели потребного ему будущего. Потому, как правильно отмечает С.А. Елисеев, корыстная цель как идеальный образ желаемого результата действия становится побудительным представлением («целью-мотивом»)

2. Проблемы практики применения нормы о служебном подлоге и особенности квалификации служебного подлога

Не по всем делам обеспечивается высокое качество судебного разбирательства. Имеются случаи необоснованного осуждения. Не всегда устанавливается и исследуется круг служебных полномочий должностного лица и выясняется наличие причинной связи между нарушением должностных обязанностей и наступившим вредом. Не идентичны факты неправильного определения существенного вреда. Недостаточно исследуются мотивы совершенного преступления; порой не обосновывается вывод о наличии в действиях подсудимого корыстной или иной заинтересованности. Допускаются ошибки при назначении наказания [1].

Отдельные суды не реагируют на факты незаконного освобождения органами расследования от уголовной ответственности лиц, виновных в преступном нарушении должностных обязанностей.

[2]

Не всегда принимаются меры к выявлению и устранению причин и условий, способствовавших должностным преступлениям.

Судам необходимо строго соблюдать законодательство об ответственности за должностные преступления, улучшить качество судебного разбирательства, исключить факты необоснованного осуждения невиновных лиц. В то же время по каждому делу надлежит принимать меры к тому, чтобы все лица, совершившие должностные преступления, были выявлены и привлечены к законной ответственности.

Суды должны вскрывать и всесторонне исследовать способствовавшие совершению преступления конкретные недостатки в работе предприятий, учреждений, организаций и отдельных должностных лиц, и при установлении фактов бесхозяйственности, грубого администрирования, бюрократизма, отсутствия контроля за деятельностью подчиненных работников, в результате чего причинены значительные убытки или нарушена нормальная работа предприятий, учреждений и организаций, выносить аргументированные частные определения с предложениями об устранении этих недостатков, а при наличии к тому оснований – возбуждать уголовные дела [2].

Судам следует иметь в виду, что в случаях, когда действия должностного лица, связанные с нарушением своих служебных полномочий, были совершены в целях предупреждения вредных последствий, более значительных, чем фактически причиненный вред, когда этого нельзя было сделать другими средствами, такие действия в соответствии с законодательством о крайней необходимости не могут быть признаны преступными.

Суды должны иметь в виду, что лицо, временно исполняющее обязанности по определенной должности или осуществляющее специальные полномочия, может быть признано субъектом должностного преступления при условии, если указанные обязанности или полномочия возложены на данное лицо в установленном законом порядке.

В целях обеспечения высокого качества судебного разбирательства судам необходимо устанавливать круг и характер служебных прав и обязанностей должностного лица, нормативные акты, их регламентирующие, мотив, цель и фактические обстоятельства совершенного деяния, наличие причинной связи между нарушением (неисполнением) должностным лицом своих обязанностей и наступившими вредными последствиями.

Если законодательством в качестве обязательного признака состава уголовно-наказуемого должностного подлога предусмотрена корыстная или иная личная заинтересованность, суды обязаны всесторонне исследовать обстоятельства, от которых зависит вывод о наличии или отсутствии в действиях виновного указанных мотивов, и обосновать свой вывод в приговоре с приведением конкретных доказательств.

Использование должностным лицом изготовленных им заведомо фиктивных документов при совершении хищения государственного или общественного имущества надлежит квалифицировать по совокупности как хищение и должностной подлог.

Иная личная заинтересованность как мотив подлога может выражаться в стремлении извлечь выгоду неимущественного характера, обусловленном такими побуждениями, как карьеризм, протекционизм, семейственность, желание приукрасить действительное положение, получить взаимную услугу, заручиться поддержкой в решении какого-либо вопроса, скрыть свою некомпетентность и т.п.

Видео (кликните для воспроизведения).

Если ответственность за допущенное должностным лицом нарушение служебных полномочий предусмотрена специальной уголовно-правовой нормой (в частности, ст. 292 УК РФ), содеянное подлежит квалификации по этой норме, без совокупности со статьями, предусматривающими общие составы должностных преступлений.

Источники


  1. Попова А. В. Международное частное право; Питер — Москва, 2010. — 192 c.

  2. Варламов А. А., Севостьянов А. В. Земельный кадастр. В 6 томах. Том 5. Оценка земли и иной недвижимости; КолосС — Москва, 2008. — 265 c.

  3. Кони, А.Ф. Уголовный процесс: нравственные начала; М.: Современный гуманитарный университет; Издание 3-е, испр. и доп., 2011. — 150 c.
Служебный подлог – что это особенности преступления, наказание
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here