Закон о выборах депутатов государственной думы порядок проведения выборов и требования к кандидатам

Статья на тему: "Закон о выборах депутатов государственной думы порядок проведения выборов и требования к кандидатам" от профессионалов для людей. Если у вас возникнут вопросы, то можете их задать дежурному специалисту.

Порядок избрания депутатов Государственной Думы ФС РФ

Конституция РФ подробно не прописывает порядка избрания депутатов Государственной Думы, указывая лишь, что депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах, и что порядок выборов утверждается федеральным законом. Основными документами регламентирующими порядок выборов депутатов Государственной Думы РФ являются законы «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ»[11] и «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ».[12]

Депутаты Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (далее — депутаты Государственной Думы) избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие гражданина Российской Федерации в выборах является свободным и добровольным.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации избирается 450 депутатов. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы. Федеральный избирательный округ включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Если Президент не назначает выборы в установленный срок, то выборы назначаются Центральной избирательной комиссией. Досрочные выборы назначаются при роспуске Государственной Думы.

Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы осуществляются открыто и гласно. Государство обеспечивает информирование избирателей о порядке и сроках подготовки и проведения выборов, ходе избирательной кампании, об итогах голосования и о результатах выборов.[13, c.257]

Для проведения голосования и подсчета голосов избирателей на выборах депутатов Государственной Думы образуются избирательные участки на основании данных о числе избирателей, зарегистрированных на территориях муниципальных образований в соответствии с требованиями статьи 16 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».[10] При образовании избирательных участков на территории каждого избирательного участка должно быть зарегистрировано не более 3000 избирателей.

Общефедеральный список кандидатов в депутаты Государственной Думы выдвигается избирательным объединением, которое может выдвинуть не более одного общефедерального списка кандидатов.

Избирательное объединение, определяя порядок размещения кандидатов в списке, вправе разбить его полностью или частично на региональные группы кандидатов, указав каким субъектам или группам субъектов Российской Федерации соответствует каждая из указанных региональных групп кандидатов.

[2]

Проверке подлежит не менее 20 процентов подписей избирателей от необходимого для регистрации федерального списка кандидатов количества подписей. Если количество недостоверных и (или) недействительных подписей избирателей, выявленных при выборочной проверке, составит 5 и более процентов от общего количества отобранных для проверки подписей, проводится дополнительная проверка еще 15 процентов подписей от необходимого для регистрации федерального списка кандидатов количества подписей избирателей. Федеральный список кандидатов не регистрируется, если при повторной проверке количество недействительных подписей составит 5 и более процентов.

После регистрации федерального списка кандидатов кандидат, включенный в указанный список, приобретает статус зарегистрированного кандидата. Каждому зарегистрированному кандидату выдается удостоверение.

Помещение для голосования безвозмездно предоставляется в распоряжение участковой избирательной комиссии главой местной администрации соответствующего муниципального образования, командиром воинской части, капитаном судна, начальником полярной станции, руководителем дипломатического представительства или консульского учреждения Российской Федерации.[9]

В помещении для голосования должен быть зал, в котором размещаются кабины или иные специально оборудованные места для тайного голосования, оснащенные системой освещения и снабженные письменными принадлежностями (за исключением карандашей).

В целях защиты избирательных бюллетеней от подделки при их изготовлении используется бумага с водяными знаками или с нанесенными типографским способом надписью микрошрифтом и защитной сеткой, либо в этих целях используется специальный знак (марка). Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, — по предъявлении также открепительного удостоверения.

Голосование проводится в день выборов с 8 до 22 часов по местному времени. По истечении времени голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет голосование оконченным.

Участковая избирательная комиссия оформляет свое решение об итогах голосования протоколом об итогах голосования на соответствующем избирательном участке. Подсчет голосов избирателей проводится открыто и гласно, с оглашением и соответствующим внесением в увеличенную форму протокола участковой избирательной комиссии об итогах голосования.

На основании протокола о результатах выборов депутатов Государственной Думы Центральная избирательная комиссия Российской Федерации принимает решение о результатах выборов депутатов Государственной Думы.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы депутатов Государственной Думы несостоявшимися:

  • — если ни один федеральный список кандидатов не получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;
  • — если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает результаты выборов депутатов Государственной Думы недействительными:

  • — если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;
  • — если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;
  • — по решению суда.[9]

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Читайте так же:  Как записаться на прием в гувм (уфмс) через интернет и получить другие госуслуги на сайте

Если за один федеральный список кандидатов подано более 60 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, к распределению депутатских мандатов допускается указанный федеральный список кандидатов, а также федеральный список кандидатов, получивший наибольшее число голосов избирателей, принявших участие в голосовании, из числа федеральных списков кандидатов, получивших менее 7 процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.[13, c.315]

Если выборы депутатов Государственной Думы признаны не состоявшимися или недействительными, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторные выборы в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Сообщение о проведении повторных выборов депутатов Государственной Думы публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через три дня после принятия соответствующего решения.[9]

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации после подписания протокола о результатах выборов депутатов Государственной Думы незамедлительно направляет извещение об этом зарегистрированным кандидатам, избранным депутатами Государственной Думы. Зарегистрированный кандидат, избранный депутатом Государственной Думы, обязан в пятидневный срок со дня получения извещения представить в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации копию приказа (иного документа) об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата Государственной Думы, либо копию документа, удостоверяющего, что им в трехдневный срок со дня получения извещения было подано заявление об освобождении от таких обязанностей.

Порядок выборов депутатов Государственной Думы

В соответствии со статьями 95 и 96 Конституции РФ Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается на четырёхлетний срок полномочий. Законодательство о выборах депутатов Государственной Думы составляют Конституция РФ, Федеральные законы «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ», «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и другие. В соответствии с Конституцией Российской Федерации в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации (далее — Государственная Дума) избирается 450 депутатов.

Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы (далее — федеральные списки кандидатов).

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, по смешанной системе. Проведение выборов депутатов Государственной Думы в установленные сроки является обязательным. Выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначаются Президентом Российской Федерации. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 110 дней и не позднее чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования является первое воскресенье месяца, в котором истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума предыдущего созыва. Конституционный срок, на который избирается Государственная Дума, исчисляется со дня ее избрания. Днем избрания Государственной Думы является день голосования, в результате которого она была избрана в правомочном составе. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.В случае если Президент РФ в установленные сроки не назначит выборы, решение о проведении выборов принимаются Центральной избирательной комиссией РФ.

Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин РФ, достигший на день голосования 21 года (не может быть избран гражданин, признанный судом недееспособным или отбывающий лишение свободы по приговору суда). Кандидаты в депутаты Государственной Думы (далее — кандидаты) выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов.

2. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом от 11 июля 2001 года N 95-ФЗ «О политических партиях» (далее — Федеральный закон «О политических партиях») право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов (далее — политические партии).

3. Политическая партия вправе выдвинуть в составе федерального списка кандидатов граждан Российской Федерации, не являющихся членами данной политической партии.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы депутатов Государственной Думы несостоявшимися:

1) если ни один федеральный список кандидатов не получил 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

2) если все федеральные списки кандидатов получили в совокупности 60 и менее процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает результаты выборов депутатов Государственной Думы недействительными:

1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включали не менее 25 процентов от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

3) по решению суда.

Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, содержащихся в ящиках для голосования.

Если выборы депутатов Государственной Думы признаны не состоявшимися или недействительными, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации назначает повторные выборы. Повторные выборы проводятся не позднее чем через четыре месяца со дня признания выборов несостоявшимися или недействительными. При проведении повторных выборов сроки избирательных действий по решению Центральной избирательной комиссии Российской Федерации могут быть сокращены, но не более чем на одну треть. Сообщение о проведении повторных выборов депутатов Государственной Думы публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через три дня после принятия соответствующего решения.

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском:

Читайте так же:  Работа по договору без трудовой книжки — возможно ли это и при каких условиях

Лучшие изречения: Только сон приблежает студента к концу лекции. А чужой храп его отдаляет. 8830 —

| 7545 — или читать все.

185.189.13.12 © studopedia.ru Не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Есть нарушение авторского права? Напишите нам | Обратная связь.

Отключите adBlock!
и обновите страницу (F5)

очень нужно

Требования к кандидатам в депутаты Государственной Думы РФ. Выборы депутатов Государственной Думы РФ

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 95, 96, 97) Государственная Дума состоит из 450 депутатов и избирается сроком на 5 лет. Порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральным законом.

Согласно п. «а» ст. 84 Конституции выборы Государственной Думы назначает Президент РФ. Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за пять месяцев и не позднее чем за четыре месяца до дня голосования. Днем голосования на выборах депутатов Государственной Думы является первое воскресенье после дня, когда истекает конституционный срок, на который была избрана Государственная Дума прежнего созыва.

При роспуске Государственной Думы в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией РФ, Президент РФ одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня роспуска Государственной Думы. Сроки осуществления избирательных действий при этом сокращаются на четверть.

Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации.

Кандидатом в депутаты Государственной Думы может быть гражданин Российской Федерации, достигший возраста 21 года.

Федеральный закон предусматривает, что выборы депутатов Государственной Думы проводятся на основе пропорциональной избирательной системы: депутаты избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые избирательными объединениями, избирательными блоками.

Результаты выборов по общефедеральному избирательному округу определяются Центральной избирательной комиссией.

К распределению депутатских мандатов не допускаются федеральные списки кандидатов, получившие менее пяти процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, если не менее чем за два федеральных списка кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, было подано в совокупности более 50 процентов голосов избирателей.

Если за один федеральный список кандидатов подано более 50 процентов голосов избирателей, а остальные федеральные списки кандидатов получили менее 7 процентов голосов избирателей, к участию в распределении депутатских мандатов допускается также федеральный список кандидатов, который получил наибольшее число голосов избирателей среди федеральных списков кандидатов, получивших менее 7 процентов голосов избирателей.

В случае досрочного прекращения полномочий депутата, избранного в одномандатном избирательном округе, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение месяца после появления вакантного депутатского мандата назначает по соответствующему одномандатному избирательному округу дополнительные выборы депутата Государственной Думы. Дополнительные выборы не назначаются и не проводятся, если в результате этих выборов депутат Государственной Думы не может быть избран на срок более одного года до окончания конституционного срока, на который была избрана Государственная Дума.

Дата добавления: 2016-01-20 ; просмотров: 8901 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

[3]

Порядок выбора депутатов Государственной Думы

В нижней палате парламента — Государственной Думе — через депутатов представлены все граждане Российской Федерации независимо от их места проживания на территории России.

Государственная Дума состоит из 450 депутатов. Выборы Государственной Думы проходят на основе пропорциональной системы.

Видео (кликните для воспроизведения).

В настоящее время выборы депутатов Государственной Думы регламентируются Федеральным законом № 51-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 7 декабря 2006 года, в соответствии с которым депутаты Государственной Думы избираются гражданами Российской Федерации на основе всеобщего, равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Участие в выборах является свободным и добровольным. Никто не вправе принуждать гражданина Российской Федерации к участию или неучастию в выборах, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Активное избирательное право наступает в 18 лет, а пассивное — в 21 год. Законом предусмотрено только два ограничения избирательного права граждан: не имеют права избирать и быть избранными граждане РФ, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда. Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступило в силу решение суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата в депутаты Государственной Думы, если голосование на выборах депутатов Государственной Думы состоится до истечения установленного судом срока. Депутаты Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты Государственной Думы.

Федеральный избирательный округ, по которому избираются депутаты Государственной Думы, включает в себя всю территорию Российской Федерации. Избиратели, проживающие за пределами территории Российской Федерации, считаются приписанными к федеральному избирательному округу. В соответствии с Конституцией Российской Федерации выборы депутатов Государственной Думы нового созыва назначает Президент Российской Федерации. Если Президент Российской Федерации не назначит выборы депутатов Государственной Думы в установленный срок, выборы депутатов Государственной Думы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

При роспуске Государственной Думы Президент Российской Федерации одновременно назначает досрочные выборы депутатов Государственной Думы нового созыва. Если Президент Российской Федерации не сделает этого, выборы депутатов Государственной Думы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации.

Подготовка и проведение выборов депутатов Государственной Думы, обеспечение реализации и защиты, избирательных прав граждан и контроль за соблюдением указанных прав возлагаются на избирательные комиссии. Кандидаты в депутаты Государственной Думы выдвигаются в составе федеральных списков кандидатов. Выдвижение кандидатов в составе федеральных списков кандидатов осуществляется политическими партиями, имеющими в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» право принимать участие в выборах, в том числе выдвигать списки кандидатов. Решение о выдвижении федерального списка кандидатов принимается тайным голосованием на съезде политической партии.

Политическая партия вправе включать в федеральный список кандидатов лиц, не являющихся членами данной политической партии. Указанные лица могут составлять не более 50 процентов от числа кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов.

Федеральный список кандидатов должен быть разбит (полностью или частично) на региональные группы кандидатов, соответствующие субъекту Российской Федерации, группе субъектов Российской Федерации, части территории субъекта Российской Федерации, которые составляют региональную часть федерального списка кандидатов.

Читайте так же:  Как не получить отказ в уменьшении размера алиментов

Каждая региональная группа кандидатов должна иметь свое наименование, состоящее не более чем из пяти слов, при этом в федеральном списке кандидатов указывается, какому субъекту, группе субъектов, группе частей территории субъекта РФ она соответствует.

Число региональных групп кандидатов не может составлять менее ста. Региональная часть федерального списка кандидатов должна охватывать все субъекты Российской Федерации.

В общефедеральную часть федерального списка кандидатов может быть включено не более трех кандидатов.

Общее число кандидатов, включенных в федеральный список кандидатов, не может превышать пятьсот человек.

Выдвижение федерального списка кандидатов должно быть поддержано избирателями путем внесения ими своих подписей в подписные листы либо обеспечено избирательным залогом, внесенным политической партией. Это требование не соблюдается лишь той политической партией, федеральный список кандидатов которой допущен к распределению депутатских мандатов на последних, предшествующих данным выборах депутатов Государственной Думы. Количество подписей в поддержку политической партии должно быть не менее 200 тысяч, при этом на один субъект РФ должно приходиться не более 10 тысяч подписей избирателей. Если сбор подписей осуществляется среди избирателей, проживающих за пределами территории Российской Федерации, общее количество этих подписей не может составлять более 10 тысяч. Требование о количестве подписей сокращается вдвое в случае проведения досрочных выборов депутатов Государственной Думы.

Предвыборной агитацией признаются:

1) призывы голосовать за федеральный список кандидатов или против него, либо за кандидата (кандидатов) или против него (них), либо против всех федеральных списков кандидатов;

2) выражение предпочтения какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, какому-либо кандидату (кандидатам), в частности указание на то, за какую политическую партию, какой федеральный список кандидатов, какого кандидата (кандидатов) будет голосовать избиратель (за исключением случая опубликования результатов опроса общественного мнения); 3) описание возможных последствий допуска того или иного федерального списка кандидатов к распределению депутатских мандатов;

4) распространение информации, в которой явно преобладают сведения о какой-либо политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, каком-либо кандидате (кандидатах) в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

5) распространение информации о деятельности кандидатов, не связанной с их профессиональной деятельностью или исполнением ими своих служебных (должностных) обязанностей;

6) деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к политической партии, выдвинувшей федеральный список кандидатов, кандидату (кандидатам).

Политическая партия, выдвинувшая федеральный список кандидатов, обязана создать собственный избирательный фонд для финансирования своей избирательной кампании. Кандидаты, включенные в федеральный список кандидатов, собственные избирательные фонды не создают. Предельная сумма всех расходов из средств избирательного фонда политической партии не может превышать 400 миллионов рублей. В указанную сумму не включаются расходы из средств избирательных фондов региональных отделений политической партии. Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее чем через две недели после дня голосования определяет результаты выборов депутатов Государственной Думы.

На основании протокола о результатах выборов депутатов Государственной Думы ЦИК РФ принимает решение о результатах выборов.

К распределению депутатских мандатов допускаются федеральные списки кандидатов, каждый из которых получил 7 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что таких списков было не менее двух и что за эти списки подано в совокупности более 60 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании.

[1]

ПОРЯДОК ВЫБОРОВ ДЕПУТАТОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ДУМЫ

Численность депутатского корпуса Государственной Думы зафиксирована в ч. З ст. 95 Конституции — 450 человек.

Что касается выборов депутатов Государственной Думы, то часть 2 ст. 96 Конституции РФ содержит отсылку к федеральным законам, устанавливающим порядок таких выборов. Выборы депутатов регулируются целым комплексом федеральных законов (выборы депутатов Государственной Думы в 1993 г. регулировались указами Президента РФ). Важнейшие среди них: Федеральный закон от 12.06.02 № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федеральный закон от 20.12.02 № 175-ФЗ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации». Следует отметить также, что в Уголовном кодексе России и Кодексе об административных, предусмотрена уголовная и административная ответственность за нарушение избирательного законодательства.

В соответствии с Федеральным законом «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального собрания», 225 депутатов избираются по одномандатным (один округ — один депутат) избирательным округам на основе единой нормы представительства избирателей на одноманадатный избирательный округ, за исключением избирательных округов, образуемых в субъектах РФ, число избирателей в которых меньше единой нормы представительства. Это исключение из общего правила обусловлено федеративным устройством государства. Единая норма представительства избирателей на одномандатный избирательный округ устанавливается путем деления общего числа избирателей, проживающих на территории Российской Федерации и зарегистрированных в Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», на общее число (225) одномандатных избирательных округов.

225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально числу голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутые политическими партиями, избирательными блоками.

Смысл выдвижения федерального списка кандидатов состоит в том, чтобы предоставить избирателям возможность проголосовать за данное избирательное объединение, за его программу, проведение которой в жизнь должны будут обеспечивать все кандидаты, включенные в список.

Такая избирательная система называется смешанной, так как она соединяет два принципа избрания депутатов: Во-первых, принцип большинства (мажоритарности) для кандидатов, баллотирующихся по одномандатным избирательным округам, во-вторых, принцип пропорциональности, применяющийся для кандидатов, входящих в федеральные списки кандидатов.

До 1993 года депутаты всех представительных органов РФ избирались на основе мажоритарной избирательной системы по одномандатным избирательным округам.

Организацией выборов депутатов Государственной Думы, их подготовкой и проведением занимаются избирательные комиссии. На них также возлагается контроль за соблюдение избирательных прав граждан РФ. В пределах собственных полномочий избирательные комиссии не зависят от органов государственной власти и местного самоуправления. Закон устанавливает пятизвенную систему избирательных комиссий (Центральная избирательная комиссия РФ, Избирательные комиссии субъектов РФ, Окружные избирательные комиссии, территориальные избирательные комиссии, участковые избирательные комиссии).

Часть 1 ст. 97 Конституции вводит три требования к депутатам (и, следовательно, к кандидатам в депутаты) Государственной Думы: депутатом Государственной Думы может быть, во-первых, гражданин России, во-вторых, гражданин, достигший 21 года, и, в-третьих, гражданин, имеющий право участвовать в выборах. Содержание третьего из перечисленных требований раскрывается в ч. З ст. 32 Конституции: «не имеют права избирать и быть избранным граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда».

Читайте так же:  Как быстро проверить автомобиль на залог или кредит – эффективные способы

Срок выдвижения кандидатов по одномандатным округам связан со сроком образования самих этих округов. Равенство избирательных блоков, политических партий обеспечивается тем, что одно избирательное объединение, избирательный блок имеют право выдвинуть не более одного кандидата. Кандидаты должны обязательно выдвигаться на съездах (конференциях), т.е. на самих широких форумах этих организаций, для того, чтобы привлечь большее число членов избирательных объединений. Решение о выдвижении кандидатов принимается тайным голосованием. В результате появляется список кандидатов, его следует отличать от федерального списка кандидатов. Он не является федеральным, поскольку помещенные в этом списке кандидаты баллотируются самостоятельно, по отдельности, в соответствующих территориальных округах.

Выдвижение федерального списка может начаться сразу после объявления даты выборов, так как списки едины для всей территории Российской Федерации, территория которой составляет один единственный федеральный округ.

Избирательные блоки, политические партии, получают мандаты пропорционально голосам избирателей, отданных за каждый список.

В списке важен не только его состав, но порядок размещения в нем кандидатов. От того, в какой последовательности они приведены в списке, в немалой степени зависит получение ими депутатских мандатов. Обычно в начале списка идут наиболее влиятельные и популярные кандидаты. Из каждого федерального списка кандидатов исключаются депутаты, избранные в Государственную Думу по одномандатным избирательным округам.

В каждый список не может быть включено более 270 кандидатов (на деле их было меньше). Состав федерального списка кандидатов и порядок размещения в нем кандидатов определяются политической партией, избирательным блоком. Политическая партия, избирательный блок, определяя порядок размещения кандидатов в федеральном списке кандидатов, разбивают его полностью или частично на региональные группы кандидатов, соответствующие субъектам РФ или группам субъектов РФ (далее — региональные группы кандидатов), при этом в региональной части федерального списка кандидатов должно быть указано, какому субъекту Российской Федерации или группе субъектов РФ (с указанием перечня субъектов РФ) соответствует каждая из региональных групп кандидатов, и название каждой из региональных групп кандидатов, состоящее не более чем из пяти слов. Число региональных групп кандидатов не может быть менее семи. Общефедеральная часть федерального списка кандидатов, в которую внесены кандидаты, не входящие в региональные группы кандидатов, может включать в себя не более 18 кандидатов.

В 1993 г. в выборах пытались принять участие 35 объединений и блоков, только 13 из них смогли собрать 100 тыс. подписей и больше под своими списками и лишь 8 из них перешагнули 5% барьер и разделили между собой 225 мест в Государственной Думе. В 1995 г. более 70 избирательных объединений и блоков заявили о своем намерении участвовать в парламентских выборах, 50 из них подали в Центральную избирательную комиссию подписные листы под списками своих кандидатов, но в итоге зарегистрированы были списки кандидатов от 43 избирательных объединений и блоков, 5% же барьер смогли в 1995 г. перешагнуть лишь 4 избирательных объединения.

Федеральный закон «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» от 22.02.2014 N 20-ФЗ ст 66 (ред. от 29.05.2019)

Статья 66. Условия проведения предвыборной агитации через периодические печатные издания

1. Политические партии имеют право на предоставление им безвозмездно печатной площади в общероссийских государственных периодических печатных изданиях, выходящих не реже одного раза в неделю, на следующих условиях: равный объем предоставляемой печатной площади, равноценное место на полосе, одинаковый размер шрифта и иные равные условия.

2. Политические партии, зарегистрированные кандидаты имеют право на предоставление им безвозмездно печатной площади в региональных государственных периодических печатных изданиях, выходящих не реже одного раза в неделю. Половина общего объема печатной площади, предоставляемой редакцией регионального государственного периодического печатного издания, отводится для проведения предвыборной агитации политическими партиями, другая половина — для проведения предвыборной агитации кандидатами, зарегистрированными по одномандатным избирательным округам, образованным на территории соответствующего субъекта Российской Федерации. Печатная площадь предоставляется на следующих условиях: равный объем предоставляемой печатной площади, равноценное место на полосе, одинаковый размер шрифта и иные равные условия соответственно для политических партий, для зарегистрированных кандидатов.

3. Общий еженедельный минимальный объем печатной площади, которую каждая редакция государственного периодического печатного издания предоставляет безвозмездно политическим партиям, зарегистрированным кандидатам, должен составлять не менее 10 процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в пределах периода, установленного частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона. Информация об общем объеме печатной площади, которую редакция государственного периодического печатного издания предоставляет для проведения предвыборной агитации, публикуется в данном издании не позднее чем через 30 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов депутатов Государственной Думы.

4. При проведении дополнительных выборов депутатов Государственной Думы общий еженедельный минимальный объем печатной площади, которую каждая редакция регионального государственного периодического печатного издания предоставляет безвозмездно зарегистрированным кандидатам, должен составлять не менее 5 процентов от общего объема еженедельной печатной площади соответствующего издания в пределах периода, установленного частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона.

5. Соответствующий объем печатной площади, предоставляемой безвозмездно, распределяется между политическими партиями, зарегистрированными кандидатами путем деления этого объема соответственно на число политических партий, число зарегистрированных кандидатов.

7. Редакции государственных периодических печатных изданий, выходящих не реже одного раза в неделю, обязаны резервировать платную печатную площадь для проведения предвыборной агитации политическими партиями, зарегистрированными кандидатами. Общий объем платной печатной площади, резервируемой каждой редакцией общероссийского государственного периодического печатного издания, не может быть меньше общего объема печатной площади, предоставляемого безвозмездно, но не должен превышать его более чем в два раза. Общий объем платной печатной площади, резервируемой каждой редакцией регионального государственного периодического печатного издания, не может быть меньше общего объема печатной площади, предоставляемой безвозмездно, но не должен превышать его более чем в четыре раза.

8. Каждая политическая партия вправе за соответствующую плату получить в общероссийском государственном периодическом печатном издании печатную площадь в объеме не менее доли, полученной путем деления общего объема зарезервированной печатной площади на общее число политических партий. Каждая политическая партия вправе за соответствующую плату получить печатную площадь в региональном государственном периодическом печатном издании в объеме не менее доли, полученной путем деления половины общего объема зарезервированной печатной площади на общее число политических партий. Каждый зарегистрированный кандидат вправе за соответствующую плату получить печатную площадь в региональном государственном периодическом печатном издании в объеме не менее доли, полученной путем деления оставшейся половины общего объема зарезервированной печатной площади на общее число кандидатов, зарегистрированных по одномандатным избирательным округам, образованным в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Читайте так же:  Индексация алиментов пример расчета и образец заявления

9. Платная печатная площадь предоставляется редакцией государственного периодического печатного издания в период, установленный частью 2 статьи 63 настоящего Федерального закона. Даты публикации предвыборных агитационных материалов определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проводит редакция государственного периодического печатного издания с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных уполномоченными представителями политических партий, зарегистрированными кандидатами. Жеребьевка проводится в срок, установленный частью 6 настоящей статьи. При проведении жеребьевки вправе присутствовать соответственно члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, избирательной комиссии субъекта Российской Федерации, а также лица, указанные в части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона. Результаты жеребьевки оформляются протоколом.

10. Редакции муниципальных периодических печатных изданий и государственных периодических печатных изданий, выходящих реже одного раза в неделю, выполнившие условия, предусмотренные частью 14 статьи 64 настоящего Федерального закона, предоставляют политическим партиям, зарегистрированным кандидатам платную печатную площадь для проведения предвыборной агитации. Общий объем предоставляемой печатной площади определяют редакции указанных периодических печатных изданий. Даты публикации предвыборных агитационных материалов определяются в соответствии с жеребьевкой, которую проводят редакции указанных периодических печатных изданий с участием заинтересованных лиц на основании письменных заявок на участие в жеребьевке, поданных уполномоченными представителями политических партий, зарегистрированными кандидатами. Жеребьевка проводится в срок, установленный частью 6 настоящей статьи.

11. В случае, если политическая партия, зарегистрированный кандидат откажутся от использования предоставленной им для проведения предвыборной агитации печатной площади, они обязаны не позднее чем за пять дней до дня публикации предвыборного агитационного материала сообщить об этом в письменной форме редакции соответствующего периодического печатного издания, которая вправе использовать высвободившуюся печатную площадь по своему усмотрению.

12. Если после распределения платной печатной площади в соответствии с частью 9 или 10 настоящей статьи либо в результате отказа политической партии, зарегистрированного кандидата в соответствии с частью 11 настоящей статьи от использования предоставленной им печатной площади останется нераспределенная печатная площадь, она может быть предоставлена за плату политическим партиям, зарегистрированным кандидатам, подавшим заявку на предоставление такой печатной площади. Эта печатная площадь распределяется между указанными политическими партиями, зарегистрированными кандидатами на равных условиях путем проведения жеребьевки.

13. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, выполнившие условия, предусмотренные частью 14 статьи 64 настоящего Федерального закона, предоставляют политическим партиям, зарегистрированным кандидатам печатную площадь для проведения предвыборной агитации на равных условиях оплаты. Указанные редакции вправе отказать в предоставлении печатной площади для проведения предвыборной агитации. Редакции негосударственных периодических печатных изданий, не выполнившие условий, предусмотренных частью 14 статьи 64 настоящего Федерального закона, не вправе предоставлять политическим партиям, зарегистрированным кандидатам печатную площадь для проведения предвыборной агитации.

14. Платежный документ о перечислении в полном объеме средств в оплату стоимости печатной площади представляется в филиал публичного акционерного общества «Сбербанк России» (иной кредитной организации) уполномоченным представителем политической партии по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам, зарегистрированным кандидатом или его уполномоченным представителем по финансовым вопросам не позднее чем за два дня до дня публикации предвыборного агитационного материала. Копия платежного документа с отметкой филиала публичного акционерного общества «Сбербанк России» (иной кредитной организации) представляется уполномоченным представителем политической партии по финансовым вопросам, уполномоченным представителем регионального отделения политической партии по финансовым вопросам, зарегистрированным кандидатом или его уполномоченным представителем по финансовым вопросам в редакцию периодического печатного издания до предоставления печатной площади. В случае нарушения этого условия предоставление печатной площади не допускается.

15. Филиал публичного акционерного общества «Сбербанк России» (иной кредитной организации) обязан осуществить перечисление денежных средств не позднее операционного дня, следующего за днем получения платежного документа. При этом перевод денежных средств осуществляется в срок не более трех рабочих дней начиная со дня списания денежных средств со специального избирательного счета соответственно политической партии, регионального отделения политической партии, зарегистрированного кандидата.

16. Публикация предвыборных агитационных материалов, осуществляемая в соответствии с настоящей статьей, не должна сопровождаться редакционными комментариями в какой бы то ни было форме, а также заголовками и иллюстрациями, не согласованными с соответствующей политической партией, зарегистрированным кандидатом.

17. Редакции периодических печатных изданий, публикующие предвыборные агитационные материалы, не вправе отдавать предпочтение какой-либо политической партии, какому-либо зарегистрированному кандидату путем изменения тиража и периодичности выхода указанных печатных изданий. Это требование не распространяется на редакции периодических печатных изданий, учрежденных политическими партиями, кандидатами.

Видео (кликните для воспроизведения).

18. Во всех предвыборных агитационных материалах, размещаемых в периодических печатных изданиях, должна содержаться информация о том, из средств избирательного фонда какой политической партии, из средств избирательного фонда какого ее регионального отделения или из средств избирательного фонда какого зарегистрированного кандидата была оплачена публикация. Если предвыборные агитационные материалы были опубликованы безвозмездно в соответствии с частью 1 или 2 настоящей статьи, информация об этом также должна содержаться в публикации с указанием, какой политической партии, какому зарегистрированному кандидату была предоставлена такая возможность. Ответственность за выполнение данного требования несет редакция периодического печатного издания.

Источники


  1. Ивакина, Н.Н. Культура судебной речи / Н.Н. Ивакина. — М.: БЕК, 2017. — 334 c.

  2. Все о пожарной безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. — М.: Альфа-пресс, 2013. — 480 c.

  3. Абдулаев, М. И. Теория государства и права / М.И. Абдулаев. — М.: Магистр-Пресс, 2004. — 472 c.
  4. Воронков, Ю. С. История и методология науки. Учебник / Ю.С. Воронков, А.Н. Медведь, Ж.В. Уманская. — М.: Юрайт, 2016. — 490 c.
Закон о выборах депутатов государственной думы порядок проведения выборов и требования к кандидатам
Оценка 5 проголосовавших: 1

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Please enter your comment!
Please enter your name here